На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80672


Наименование:


Диплом Расходы государственного бюджета и пути их оптимизации (Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.9.2014. Сдан: 2013. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Рэферат……………………………………………………………………………
Введение………………………………………………………………………......
1 Государственный бюджет - главный централизованный фонд государства
1.1 Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений…………………………………………………………..
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь и ее характеристика…………………………………………………………………….
1.3 Республиканский бюджет и местные бюджеты…………………………….
2 Исследование формирования и распределения доходов и расходов бюджета базового уровня …………………………………………...……………
2.1 Распределение доходов по уровням бюджетной системы………………….
2.2 Формирование доходов и расходов бюджета базового уровня по Республике Беларусь……………………………………………………………..
2.3 Сущность доходов бюджета базового уровня и особенности формирования доходной базы отдела идеологической работы культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома………...……………………...
2.3.1 Общая характеристика культуры и основные направления отдела идеологической работы культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома ……………….……………………………………………………
2.3.2 Состав, структура и источники финансирования расходов на развитие культуры…………………………………………………………………………..
2.4 Сметы бюджетных учреждений, их виды. Порядок составления бюджетной сметы для учреждений культуры………………………………….
2.5 Анализ использования доходов и расходов внебюджетных средств отдела идеологической работы культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома ……….……………………………………………………………
3 Основные направления оптимизации расходов бюджета «Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома»……………………………………………………………………
3.1 Пути повышения эффективности использования доходов бюджетных и внебюджетных средств…………………………………………………………..
3.2 Мероприятия по оптимизации расходов бюджета…………………………
Заключение……………………………………………………….……………….
Список использованных источников……………..………………….………….
Приложение А Экономическая классификация расходов…………………….


Содержание

Приложение Б Основные показатели внебюджетных средств Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома с 01.01.2012 г. по 31.12.2012г……………………………….….
Приложение В Смета расходов Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома с 01.01.2012 г. по 31.12.2012г………………………………………………………………………..
Приложение Г Положение об отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома………………………………..
Приложение Д Смета доходов и расходов внебюджетных средств по отделу идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома ...............................................................................................……..
Приложение Е Роспись плана расходов по отделу идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома……......................
Приложение Ж Бюджетная смета расходов по отделу идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома…………


Введение
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенной влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.
Расходы государства могут производится в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, то есть безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающими от предоставления ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в их обязательном возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что реализация основных направлений бюджетной политики находит свое отражение именно в расходной части бюджета. Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Эти задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении проектов бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности расходов становятся чрезвычайно актуальными.
Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и разработать направления их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
— дать понятие расходов бюджета, и их классификация;
— изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
— охарактеризовать источники финансирования расходов государственного бюджета;
— изучить характеристика социально-экономического развития республики;
— рассмотреть доходы и расходы бюджета Республики Беларусь
— рассмотреть основы организации деятельности учреждений культуры;
— рассмотреть основные направления оптимизации расходов бюджета «отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома», пути повышения эффективности использования доходов бюджетных и внебюджетных средств и Мероприятия по оптимизации
Объектом исследования данной дипломной работы работе являются расходы государственного бюджета и их пути оптимизации
Предмет исследования - Расходы бюджета «Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома»
В качестве методов исследования дипломной работы выступили: метод детализации, систематизации элементов, метод синтеза (обобщения), методы аналитической обработки, группировки данных, сравнений, приведения показателей в сопоставимый вид, балансовый, графический, табличный.
В процессе написания дипломной работы были использованы учебные пособия, данные периодической печати, ресурсы Интернет и нормативно-правовые акты Правительства Республики Беларусь и различных Министерств, а также документы, разработанные в Отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома в соответствии с действующим законодательством.


1 Государственный бюджет - главный централизованный фонд государства
1.1 Бюджетное законодательство как правовая основа регулирования бюджетных отношений
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
? бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
? декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
? постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента Республики Беларусь;
? нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов), или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно (по согласованию) с Министерством финансов в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь;
? нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Включение положений, регулирующих вопросы бюджетных отношений, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено настоящим Кодексом или Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы бюджетных отношений, настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
В случае расхождения акта бюджетного законодательства с актом другой отрасли права, содержащим нормы по вопросам регулирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами, то применяются правила международных договоров.
Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года.
Принятие закона о республиканском бюджете на другой период, , может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.
В случае принятия закона о республиканском бюджете на другой период, чем предусмотрено статьей 5 настоящего Кодекса, решения местных Советов депутатов о бюджете могут быть приняты на такой же период.
Финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Бюджетная система государства определяется государственным и административно-территориальным делением. РБ - унитарное государство, включающее области, города и районы, которые являются административно-территориальными единицами и каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему (БС) РБ.
Бюджетная система заключает в себе бюджеты 2-х уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.
Эти бюджеты являются самостоятельными звеньями БС. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей БС или в масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, Консолидированные бюджеты -это совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет РБ. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Закон РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" устанавливает следующие принципы: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.
1. Принцип - единства. Единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий уровень бюджетов для составления сводов бюджетов РБ, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней.
2. Принцип полноты БС- все бюджетные фонды, образующиеся на территории РБ, зачисляются в соответствующие бюджеты; относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда государства, осуществляются через соответствующие бюджеты. Принцип полноты означает законность источников доходов и направлений расходов бюджета. Законодательство устанавливает, что финансы предприятий и др.юр.лиц не являются частью бюджета и не могут включаться в состав бюджетов органов государственной власти.
3. Принцип реальности БС-реализуется:
а) реальность обеспечивается ее законодательным закреплением и не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений в одностороннем порядке.
Б) предусматриваемые в бюджете показатели по доходам и расходам основаны на реальных возможностях экономики произвести определенный объем ВВП и НД.
В) за всеми бюджетами закрепляются реально существующие доходные источники и те расходы, которые каждый бюджет финансирует в зависимости от своего места в БС.
Принцип реальности БС способствует достижению сбалансированности между доходами и расходами бюджета.
4. Принцип самостоятельности БС- реализуется в силу того, что законодательство наделяет субъектов бюджетных отношений определенными правами и основным из них - правом на бюджет. Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.
Таким образом, республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжается соответствующий орган власти.
5.. Принцип гласности - обеспечивается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на будущий год. (трансляции по телевидению дебатов при обсуждении проектов на заседаниях Парламента, выступления в печати по поводу бюджета). Регулярно публикуется Закон о государственном бюджете на очередной бюджетный год, декреты Президента Республики Беларусь об уточнении показателей бюджета Республики Беларусь.
6. Принцип сбалансированности предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета
Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одной из сторон которых обязательно является государство в лице органов, его представляющих.
Участники бюджетного процесса наделены законодательством определенными полномочиями, основное содержание которых заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджетные средства в отраслевом и территориальном разрезах, использовать их по целевому назначению.
Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается понятием «бюджетного права».
Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции РБ, Законе РБ «О бюджетной системе», Законе РБ «О местном хозяйстве и местном самоуправлении».
Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.
В соответствии с законодательством высшие органы государственной власти и государственного управления РБ утверждают Государственный бюджет республики и отчет об его исполнении, устанавливают налоги и сборы, поступающие в республиканский и местные бюджеты. Местные органы власти не имеют права устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные законодательством.
Национальное собрание Республики Беларусь утверждает:
— Государственный бюджет РБ
— Республиканский бюджет.
— Нормативы отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.
Бюджетные права местных советов народных депутатов регламентируются Законом РБ «О местном хозяйстве и местном самоуправлении». Основополагающим правом местных Советов является их право на наличие собственного бюджета и самостоятельное его составления, утверждение и исполнение.
К другим правам местных Советов относятся:
— право на получение доходов, включения которых в местные бюджеты предусмотрено законодательством;
— использование переданных доходов по своему усмотрению;
— образование оборотной кассовой наличности;
— фонд непредвиденных расходов;
— разграничение расходов и доходов между собственным бюджетом и нижестоящим бюджетом;
— право на возмещение средств из вышестоящего бюджета в случае издания после утверждения данного бюджета законов, постановлений правительства или решений вышестоящих Советов и их исполкомов, в соответствии, с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджета;
— право вкладывать имеющиеся свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам;
— право полностью оставлять в своем распоряжении доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, и экономию в расходах.

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система государства

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами[10, с.47].
В соответствии c законом Президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Республике Беларусь бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается Президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносятся множество изменений и дополнений.
В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.
Закон о государственном бюджете после утверждения парламентом подписывается Президентом. В то же время, в случае несогласия Президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/ 12 части их величины в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, который в своей деятельности не зависит от парламента.
В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.
При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально - административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство - это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Республика Беларусь имеет унитарное бюджетное устройство, т.е. ее бюджетная система состоит из двух звеньев. Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюджеты регионов - местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы называется консолидированным бюджетом.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районного бюджета.
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области и областного бюджета.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.
— Местные бюджеты делятся на:
— бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
— бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
— бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Бюджетная деятельность государства невозможна без правового регулирования прав и обязанностей, участвующих в ней субъектов. Правовые нормы, регулирующие эти отношения, в своей совокупности составляют особый финансово-правовой институт - бюджетное право.
Учитывая важность бюджетной деятельности для государства, бюджетное право квалифицируется не просто как один из финансово-правовых институтов, а как основная подотрасль финансового права.
Конкретно к предмету бюджетного права относятся:
1. определение бюджетного устройства Республики Беларусь;
2. определение состава доходов и направлений расходов бюджета;
3. определение принципов разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
4. определение полномочий (прав) Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в области бюджета;
5. определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга;
6. регулирование бюджетного процесса по всем его стадиям, а также правил и порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Таким образом, бюджетное право Республики Беларусь - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.
К источникам бюджетного права относятся:
— Конституция Республики Беларусь, (закрепляющая основы правовой организации бюджетной деятельности государства и местного самоуправления);
— Законы;
— Указы Президента;
— Постановления Совета Министров, нормативные акты Министерства финансов Республики Беларусь, некоторых других органов управления.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета Республики Беларусь на данном этапе характеризуются следующим образом:
Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В первые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
— уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
— уровень выполнения бюджетных обязательств;
— величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
— объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
— величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
— динамику валового внутреннего продукта;
— уровень безработицы и др.
Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.


Рисунок 1.1 - Финансовая система Республики Беларусь

Но и в унитарных, и в федеративных государствах существует одна общая черта: все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Но для того, чтобы определить направления единой бюджетной политики государства и ее эффективность, а также выявить общие тенденции в развитии доходной части и направление государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно- территориального культуру и по делам молодежи, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.
Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
— единства;
— полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
— сбалансированности бюджетов;
— гласности;
— самостоятельности бюджетов;
— эффективности использования бюджетных средств;
— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
— достоверности бюджетов;
— адресности и целевого назначе........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие для вузов / Д.А. Панков [и др.] ; под ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - М. : Новое знание, 2012. - 2004. - 499 с.
2. Акулич, В.В. Анализ эффективности использования оборотных средств / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел - №2. - 2004 - С.75-77.
3. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред.В.И. Стражева. - Минск: Выш. шк., 2006. - 480 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред.В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. - 7-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2008. - 527 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред.Л. Л. Ермоловича. - Изд.2-е, доп. и перераб. - Минск: Соврем. шк., 2006. - 728 с.
6. Бюджетный кодекс Республики Беларусь
7. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с.
8. Волков, О.И., Скляренко, В.К. Экономика предприятия / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2008 - 280 с.
9. Герасимова, В.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В.И. Герасимова, Г.Л. Харевич. - Минск: Право и экономика, 2008. - 513 с.
10. Головачев, А.С. Методологические основы конкурентоспособности предприятий и товара / А.С. Головачев // Экономика и упр. - 2005. - № 1. - С.4-8.
11. Головкин, С.Д. Анализ результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий / С.Д. Головкин. - М.: “Юнити-Дана”, 2012. - 693 с.
12. Дубина, А.П. Эффективность предприятия: методы оценки и факторы повышения: учеб. - метод. пособие по дисциплине "Экономика организации (предприятия)" / А.П. Дубина. - Минск: МИУ, 2011. - 140 с.
13. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 287 с.
14. Королько, А.Л. Современная экономика предприятия / А.Л. Королько. - Минск: Веды, 2002. - 527 с.
15. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" и специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 246 с.
16. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2004. - 569 с.
17. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент / М.Н. Крейнина. - М.: Дело и сервис, 2008. - 400 с.
18. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние организации: методы оценки организации / М.Н. Крейнина. - М.: ИКЦ “ДИС”, 2007. - 224 с.
19. Лемеш, В.Н. Переанализ основных средств, незавершенных строительством объектов и неустановленного оборудования / В.Н. Лемеш // Налоги Беларуси. - 2008. - № 4. - С.52-60.
20. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.А. Лобан. - Минск: Веды, 2008. - 280 с.
21. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия / Л.Н. Нехорошева. - Минск: Высш. школа, 2006. - 323 с.
22. Новицкий, Н.И. Технико-экономические показатели работы предприятий: учебно-методическое пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин, А.В. Кривенков; под ред.Н.И. Новицкого. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 271 с.
23. Программы развития культуру и по делам молодежи в Брестской области на 2011-2015 годы;
24. Программы развития системы дошкольного культуру и по делам молодежи в Республике Беларусь на 2009-2014 годы;
25. Программы развития общего среднего культуру и по делам молодежи Республики Беларусь на 2007-2016 годы;
26. Путятина, Л.М. Комплексная анализ эффективности использования экономических ресурсов предприятий в современных условиях / Л.М. Путятина // Сварочное производство. - 2012. - № 10. - С.49-52.
27. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / С.М. Пястолов. - М.: Academa, 2011. - 418 с.
28. Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности организации / Ж. Ришар. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 375 с.
29. Русак, Е.С. Экономика предприятия: курс лекций / Е.С. Русак. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011. - 214 с.
30. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 511 с.
31. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: “Финансы и статистика”, 2011. - 603с.
32. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2007. - 511 с.
33. Суша, Г.З. Планирование на предприятии: учеб. - метод. комплекс.3-е изд., перераб. / Г.З. Суша. - Минск: Изд-во МИУ, 2011. - 244 с.
34. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 289 с.
35. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь , 2006. - 95с. БГЭУ, 2006. - 543 с.
36. Лебедева, С.Н. Управление финансовой деятельностью организации: Учеб. пособ. / Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гаврилов А.В. / Под ред. С.Н. Лебедевой. - Минск: Новое знание, 2006. - 240 с.
37. Нехорошев, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева. - Минск: БГЭУ, 2008. - 719 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.