Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80708


Наименование:


Курсовик Современное состояние и перспективы развития экономической основы местного самоуправления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.9.2014. Сдан: 2014. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования экономической основы местного самоуправления.................................................................................................6
1.1. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, сущность, структура.......................................................................................................6
1.2. Факторы и условия функционирования и развития экономической деятельности местного самоуправления....................................................8
1.3. Показатели оценки состояния экономической основы местного самоуправления..........................................................................................12
2. Анализ современных процессов формирования экономической основы местного самоуправления...............................................................................15
2.1. Общая характеристика..................................................................................15
2.2. Общая характеристика современного состояния экономической основы местного самоуправления в России....................................................................18
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ...................................................................................................26
3. Перспективы развития экономической основы местного самоуправления в России.................................................................................................................36
3.1. Стратегические направления развития местного самоуправления..........36
3.2. Основные направления государственной политики в сфере формирования экономической основы местного самоуправления................41
Заключение............................................................................................................49
Список литературы...............................................................................................54
Приложения...........................................................................................................56


Введение.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., впервые закрепила местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы местного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельности. Такое положение создает эффект «власти в народе», что, безусловно, увеличивает авторитет и доверие к ней. К тому же непосредственное участие людей в управлении своей общиной, селом, районом, городом не требует столь высокого профессионализма, который необходим при управлении делами всего огромного государства. В последнем случае, по Маастрихтскому соглашению, страны члены Европейского Союза должны были передать достаточно обширные полномочия и финансовую основу региональным бюджетам (бюджетам субъектов и местным бюджетам).
В Российской Федерации большое значение приобрел процесс формирования финансовой деятельности органов самоуправления города, т.к. переход к новой государственной модели невозможен без устойчивой финансовой системы местных сообществ - для осуществления полномочий требуется финансово-экономическая основа. Однако, формирование муниципальных образований и органов местного самоуправления, оформление их функций, определение прав и обязанностей, а также разграничение полномочий с органами управления субъектами Федерации и, непосредственно, федеральным Центром проходило в хаосе, т.к. помимо Конституции РФ не было достаточной правовой основы для всех вышеперечисленных процессов. Поэтому одновременно с процессом становления городского самоуправления происходит реформа всей правовой основы местного самоуправления.
Реализация финансовой деятельности городских органов самоуправления предполагает создание четкой системы законодательства в области муниципальных финансов. Ее эффективность зависит, прежде всего, от адекватного закрепления в правовых нормах существенных признаков объекта правового регулирования - общественных отношений в сфере финансовой деятельности органов городского самоуправления. Определение именно финансово-экономической основы городского самоуправления является наиболее важным для России. Дело в том, что в эпоху существования СССР город районного значения, не говоря уже об областном, был центром притяжения обширных сельских территорий. На сегодняшний день, именно город является наиболее весомым элементом в составе нынешних субъектов Федерации, что связано не только с исторической обусловленностью, но и с убыточностью ведения сельского хозяйства даже в южных частях страны (в Воронежской области, Краснодарском и Ставропольских краях).
В начале 90-х годов усилился отток населения из сельской местности, и можно было наблюдать «гибель деревень». В основном этот поток направился в районы с мало-мальски функционировавшими предприятиями. Однако в этом плане не повезло маленьким городам, т.к. небольшие промышленные производства, расположенные на территории «районного» города практически остановились, и поток трудоспособного населения направился в сферу сельского, можно сказать, натурального хозяйства.
Таким образом, можно говорить, во-первых, об исчезновении небольших сельских поселений и притоке населения в крупные города, во-вторых, о стирании границ между городом районного значения и сельской местностью, при сохранении центра власти в городском поселении. В этих условиях стало необходимо не только продекларировать местное самоуправление в городах, но и жестко определить его основы: территорию, органы управления (самоуправления), собственность, функционирование бюджета.
Механизм формирования и использования финансовых ресурсов заложен в Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации, в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принимаемом ежегодно федеральном бюджете, нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Этот механизм, мягко говоря, небезупречен, соответствующая правоприменительная практика и ухудшающееся состояние местных финансов настоятельно требуют реформирования. Вопросы, касающиеся организации местного самоуправления в России находятся в центре внимания ученых и практиков.
В данной курсовой работе рассмотрены экономические основы местного самоуправления с учетом действующего законодательства, а также материалов ведущихся дискуссий в литературе и средствах массовой информации, проблемы реформирования местных финансов.
Целью курсовой работы является исследование экономической основы местного самоуправления на примере муниципального образования «город Нижние Серги». В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
- анализ механизма формирования бюджета города;
- оценка исполнения бюджетов города за последние несколько лет;
- изучение структуры и использования муниципальной собственности в динамике;
- определить перспективы развития финансово-экономической базы местного самоуправления.
Исследование экономической основы местного самоуправления в курсовой работе основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, федеральных законах.
1. Теоретические аспекты исследования экономической основы местного самоуправления.
1.1. Экономические основы местного самоуправления: понятие и структура.

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:
- общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);
- специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).
В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:
а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

1.2. Факторы и условия функционирования и развития экономической деятельности местного самоуправления.

Выше отмечалось, что муниципальное образование как сложная экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения.
Обеспечение устойчивого экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач.
Анализ внешних условий развития:
- Выбор цели, направления и общей стратегии дальнейшего развития
- Разложение общей цели развития на систему взаимосвязанных целевых программ (подпрограмм)
- Разработка механизмов достижения целей развития
- Маркетинг территории
- Инвестиционная политика
- Создание инфраструктуры развития
- Поиск и использование кредитных ресурсов
- Градоустройство и градостроительство
Исходной базой для планирования комплексного экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей экономической ситуации в муниципальном образовании позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его экономического развития. Анализ внешних условий развития, включая общую экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению экономическим развитием в России и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, с которыми можно столкнуться при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
В основе экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегионов, отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам выделяемых капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т. д. Основные мероприятия планов развития финансировались и осуществлялись соответствующими министерствами и ведомствами.
Для городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.
При переходе к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного планирования экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена. В начале 1990-х гг. был, выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако к настоящему времени надежда только на рыночные силы иссякла, а в странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно выступает действенным инструментом государственного регулирования экономического развития. С помощью стратегического планирования и программно-целевого подхода обеспечивается комплексность развития всех звеньев хозяйственной системы.
Управление экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития. Закон установил, что результаты государственного прогнозирования экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области экономической политики государства.
Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.
Политика экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства могут служить методологической базой для решения проблем экономического развития муниципальных образований.
Важными компонентом взаимосвязи регионального и муниципального развития являются экологически обоснованное размещение производительных сил, разрешение противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия. Без решения этой проблемы говорить об устойчивом развитии не приходится.
Механизмом реализации задач экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Перечни федеральных целевых программ экономического развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражаются в соответствующих бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального бюджетов.
Федеральный закон №131 относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.
Базовым документом для разработки программ экономического развития муниципальных образований служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.
Особую роль в экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъе........

Список литературы.

1. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики М.: Финансы и статистика, 2004. 187с
2. Григорьев В.В., Острина И.А.. Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2008. 98с.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. О. Садикова. М.; КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. 422.
4. Маркварт Э., Савранская О., Стародубровская И. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ местного самоуправления. М.: Инфра-М, 2008. 317с.
5. Муниципальные предприятия в системе муниципальной собственности. Сборник материалов / Под ред. Э. Маркварта. СПб.: Знание, 2006. 274с.
6. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова. СПб.: Лидер, 2005. 493 с.
7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009 г.).
9. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2005. - 768 с.
10. История государственного управления в России / отв. ред.В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 640 с.
11. Кошевников, Е.М. Муниципальное право / Е.М. Кошевников. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 284 с.
12. Кнорринг, В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Кнорринг. - Издательство "Экзамен", 2007. - 477 с.
13. Куликов, В.И. История государственного управления в России / В.И. Куликов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.
14. Курочкин, А.А. Правовые основы местного самоуправления / А.А. Курочкин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 9. - С.15-19.
15. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2008. - 559 с.
16. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления / А.С. Маршалова. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 128 с.
17. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования / под общ. ред. проф.И.Ю. Юргенса. - М.: Экон-Информ, 2009. - 524 с.
18. Мокрый, В.С. О развитии местного самоуправления в Российской федерации и вопросах его законодательного регулирования / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 7. - С.26-28.
19. Постовой, Н.В. Муниципальное право / Н.В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2006. - 352 с.
20. Система муниципального управления. / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
21. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований июнь-декабрь 2008 г. / Под общ. ред. проф. И.Ю. Юргенса. - М.: Экон-Информ, 2009. - 84 с.
22. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.