На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80711


Наименование:


Курсовик Изучение интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 23.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.67.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению 6
1.2. Роль учителя в интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста 12
1.3. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 22
ГЛАВА ІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 24
2.1 Выявление особенностей и уровня развития интеллекта детей младшего школьного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39


ВВЕДЕНИЕ
Известно, что поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Однако одни дети успешно адаптируются к школе, другие проходят этот путь с массой трудностей. Кто-то имеет недостаточный уровень умственной готовности, кто-то затрудняется в общении со сверстниками или педагогами, третьи испытывают тревожность или иные сложности эмоционального характера. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выра­жающихся, в частности в затруднениях в обучении, общении, нарушениях поведения, проблему школьной адаптации, связанную с психологическими особенностями детей, следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне. А для того, чтобы правильно сформулировать задачу, необходимо знать специфику и особенности психологического развития младших школьников. Ребенок должен поступить в школу с определенными представлениями о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения. Полноценное усвоение учебного материала, соответствие обучения возможностям ребенка зависит и от его способности осуществлять те умственные процессы, из которых состоит обучение.
На успехи ученика влияет уровень развития познавательных процессов и функций: восприятия, представления, воображения, памяти и мышления, а также привычка заниматься умственной деятельностью. Ребенок должен обладать способность анализировать: при восприятии предметов отделять существенное от несущественного, обобщать и классифицировать наблюдаемые явления и так далее. В свою очередь многие отечественные педагоги и психологи А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, подчеркивают, что изучение психики ребенка необходимо начинать с изучения развития эмоций и чувств, которым подчинены психические процессы: ощущение, восприятие, воля, мышление, воображение, память. Занимаясь изучением генезиса эмоций в младшем школьном возрасте, эти ученые указывали на непреходящую значимость эмоций в жизни ребенка. Вся его деятельность и поведение пронизаны эмоциональными образами, отражающими их взаимодействия с миром.
Таким образом, можно утверждать, что практически все психологические компоненты развития ребенка взаимосвязаны и в той или иной степени влияют друг на друга и на процесс обучения, его успешность. Сложности в общении вызывают эмоциональный дискомфорт, тот в свою очередь влияет на статус ребенка в классе и мотивацию к учению - вариантов негативного влияния недоразвития одного процесса на другие множество.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Изучение интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста».
Цель исследования - выявить особенности интеллектуального развития де­тей младшего школьного возраста.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является интеллектуальное развитие младших школьников.
Гипотезой данного исследования служит следующее предположение:
включение в процесс обучения и внеклассных занятий групповых упражнений, развивающих память, мышление, внимание, логику, позволяет повысить уровень интеллектуального развития младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2) выявить особенности и уровень интеллектуального развития детей младшего школьного возраста;
3) реализовать коррекционно-развивающую программу по развитию компонентов интеллектуальной готовности к школе с детьми;
4) выявить эффективность развивающей работы путем проведения по­вторного обследования уровня интеллектуального развития младших школьников.
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению

Одна из основных черт умственного развития младших школьников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойства, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. Именно в этом возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы. У младших школьников без особого труда можно сформировать начальное понимание некоторых общих биологических связей. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время; ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.
Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, счета и чтения. Это убеждение является, по- мнению большинства отечественных психологов, причиной ошибок при подготовке детей и при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений.
Л.А. Венгер дает следующее определение интеллектуальной готовности: умственная готовность - «это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане»(10, с.15).
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника - учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда. Активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире, - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Образное мышление старшего дошкольника и младшего школьника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Специальные знания, умения и навыки создают необходимую готовность детей к усвоению соответствующих учебных предметов в 1 классе. Следует отметить, что значимость «специальных» знаний, умений и навыков для школьного обучения во многом зависит от того, на какой основе они построены и насколько правильно сформированы. Как подчеркивают многие исследователи (А.В. Запорожец, A.M. Леушина, Д.Б. Эльконин, Л.Е Жерова, Н.И. Непомнящая и др.), первоначальное обучение грамоте и математике в дошкольных учреждениях должно формировать у детей ориентировку в мире величин и в мире звуков и языка, создавая тем самым основу для перехода к предметному обучению.
Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Младший школьник уже при поступлении в школу должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир ве­щей и т.п.) так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает, прежде всего, достаточная степень их осмысления детьми: точность и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т.е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями.
Компоненты интеллектуальной готовности к школе является определенн........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А.Амонашвили. - Москва-Воронеж, 1998 - 354 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. / Под ред. А.А. Бодалева.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 252 с.
3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин, В.Т.Чепиков, М. И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2008. - 336 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности 2-е изд./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Знание, 1990.-254 с.
6. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психиче­ского развития и коррекция неблагоприятных вариантов. / Под ред. В.В.Слободчикова. - Томск: Пеленг, 1992. - 196с.
8. Вацуро, Э.Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и некоторые вопросы воспитания и обучения/ Э.Г. Вацуро // Начальная школа.-1955.-№2.-С.39.
9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - Т.6. - 400 с.
11. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.И. Герасимова, Л.М.Орлова - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 234 с.
12. Журова, Л.Е. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет / Л.Е. Журова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 260 с.
13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. т.2. М. 1979.-331 с.
14. Изард, К.Э. - Психология эмоций / К.Э. Изард. - М.: Академия, 1991. -362 с.
15. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. - СПб.: Дельта, 1998. - 224 с.
16. Козлова, С.В. Психология развития: методы исследования / С.В.Козлова - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
17. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л.Коломинский, А.А. Реан. - М.: Просвещение, 1990. - 340 с.
18. Коникова Т.Е. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 448 с.
19. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников/ Г.П.Лаврентьева - К.: Рад. Шк., 1988. - 134 с.
20. Лежнева, Л.И. Учим детей общаться/ Л.И.Лежнева // Нач. шк. - 1990. - №6. - С. 2.
21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т./ А.Н.Леонтьев.- М., 1983.- 748 с.
22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. -199 с.
23. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пос. для учителя/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224с.
24. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д.Марцинковская. - М.: Линка-Пресс, 1997. -211с
25. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1976. - 208с.
26. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1988. - 180 с.
27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье/ Н.Г. Морозова М.: Просвещение, 1961. - 274 с.
28. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович - М.: Психология, 1986. - 184 с.
29. Немов, Р.С. Психология. Кн. 3/ Р.С. Немов - М.: Владос. 1998. - 632с.
30. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова, - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 456 с.
31. Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
33. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов, 3-е изд., / В.И. Петрушин - М.: Гаудеамус, 2009. - 400 с.
34. Пономарев, Я.А. Знание, мышление, умственное развитие / Я.А. Пономарев. - М.: Просвещение, 1967. - 264 с.
35. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, Л.Я.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. Пос/ Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1996. - 529с.
37. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. Центр «Академия», 1997.-128с.
38. Славина, Л.С. Избранные психологические труды/ Л.С. Славина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 492 с.
39. Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова - М.: Владос, 2002. - 538 с.
40. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка/ Л.Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.
41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: 1980. - 433 с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.