На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80712


Наименование:


курсовик Песенная традиция уральских и оренбургских казаков

Информация:

Тип работы: курсовик. Добавлен: 23.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава І. История становления казачества на Урале 5
1.1. Становление уральского и оренбургского казачества на Урале. Культура уральских казаков 5
Глава ІІ. Песенные традиции уральских и оренбургских казаков 8
2.1. Песенный фольклор уральских казаков 8
2.2. Песенные жанры уральских оренбургских казаков 11
2.3. Многоголосье в казачьих песнях 16
2.4. Манера исполнения лирических баллад 17
2.5. Традиции песен «внутреннего быта» 22
2.6. Жанры обрядового фольклора 23
2.7. Беседные песни 28
Глава ІІІ. Песенные ансамбли уральских и оренбургских казаков 31
3.1. Особенности песенных ансамблей уральских и оренбургских казаков 31
3.2. Элемент жанрового ядра - протяжная песня 33
Выводы 36
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 42



Введение
Историю России невозможно представить без культуры казаков. Казаки всегда являлись символом свободы. Их традиции и обычаи описаны писателями. Культура казаков ценное, интересное, самобытное. Особенно интересны и уникальны песенные традиции казаков. Музыкальное творчество казаков-уральцев менее других локальных казачьих традиций известно и любителям народной музыки, и профессионалам-фольклористам. Это связано с тем, что большинство публикаций уральского казачьего фольклора знакомит читателей с текстами песен без напевов.
Если историческая наука и этнография располагают в настоящее время материалами, необходимыми для рассмотрения комплекса уральской казачьей культуры, то в музыкальной фольклористике постановка вопроса о певческой традиции уральских казаков как системе пока невозможна из-за отсутствия достаточного круга научно достоверных записей казачьего музыкального фольклора. В публикациях и исследованиях подробна, отражена область словесных жанров фольклора яицкого казачества, которой посвящены многие работы ученых XIX - XX вв.
В нашей работе мы обратим особое внимание на песенные традиции уральских и оренбургских казаков.
Изучением песенного творчества казаков занимались следующие ученые и музыканты: Дигун Т.В., Дмитриев В.В., Коротин Е.И., Мякушин Н.Г., Шилова О.И. и другие.
Тема курсового проекта: «Песенные традиции уральских и оренбургских казаков».
Объект исследования - песенная культура уральских и оренбургских казаков.
Предмет исследования - песенные традиции уральских и оренбургских казаков.
Цель исследования - определить основные особенности исполнения казачьей песни.
Задачи курсового проекта:
1. Изучить специальную литературу по данной теме;
2. Рассмотреть историю становления казачества на Урале ;
3. Рассмотреть песенные традиции уральских и оренбургских казаков;
Практическая значимость исследования состоит в разработке теоретических основ проблемы исследования песенных традиций уральского и оренбургского казачества.



Глава І. История становления казачества на Урале
1.1. Становление уральского и оренбургского казачества на Урале. Культура уральских казаков
В многотрудной истории России с уральским (яицким) казачеством связано немало драматических страниц. Участники почти всех внешних войн Российского государства, многих казачьих и крестьянских восстаний, среди которых такое мощное, как пугачевский бунт, яицкие казаки не довольствовались в ходе истории пассивной ролью «безмолвствующего большинства», но сами активно воздействовали на течение событий. После 1775 г. - времени окончания Крестьянской войны под предводительством Пугачева - правительство Екатерины II уничтожило все, что хотя бы отдаленно напоминало о самозванце Петре III и его сподвижниках - яицких казаках. И тогда на карте России вместо реки Яик появилась река Урал, а Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское.
Формирование яицкого казачества восходит к первой половине XVI в., когда правый берег Яика начали заселять русские выходцы с Дона, из центральных районов России и Поволжья, образовавшие здесь вольную общину. На основе этой общины в конце XVI в. возникло Яицкое казачье войско с центром в Яицком городке, призванное охранять юго-восточные рубежи России.
Яицкую казачью общину не случайно называют “полувоенной-полурыбачьей”. Это связано с тем, что главную роль в бытовой деятельности казаков играло рыболовство: уральцам принадлежало исключительное право ловли рыбы в реках Урал и Узелях, а также в Каспийском море близ устья Урала. О значении рыболовства можно судить, в частности, по обилию специальных рыболовецких терминов в казачьей лексике. Другими экономическими источниками жизни казаков-уральцев были такие промыслы, как добыча соли и охота, а также седельное и сапожное ремесла. Занимались казаки и скотоводством (овцеводство и скотоводство), в меньшей мере - земледелие, главным образом огородничество и бахчеводство. По конфессиональной ориентации значительная часть яицких казаков - старообрядцы, принадлежавшие к общинам поповцев и беспоповцев (принимавших и отвергавших роль служителей культа), а также к сектам духоборов и молокан[27, C. 3-25].
С развитием «оренбургской коммерции» тесно связано возникновение оренбургского казачества. Одновременно с основанием Оренбурга создавалась укрепленная пограничная линия по Яику, его притокам и другим рекам, представлявшая собой цепь новопостроенных крепостей, форпостов, редутов. Так в середине XVIII в. образовалось Оренбургское казачье войско. Основу его составили переведенные в 1743-1744 гг. в Оренбург и Бердскую пригородную слободу 550 городовых казаков и дворян из Уфы, Самары, пригорода Алексеевска. Они образовали предместье Оренбурга, позднее получившее название Форштадт.
На разных этапах истории уральского казачества степень и характер влияний соседних народов на его культуру изменялись. Особой этнической и социальной неоднородностью уральская казачья община отличалась в период своего формирования (с XVI до начала XVIII в.), для которого были характерны смешанные браки казаков с женщинами-инородками, а также активное усвоение иноэтнических элементов в разных областях культуры. На втором историческом этапе развития уральского казачества (начиная с XVIII в.) этот процесс протекал менее интенсивно, отчасти под влиянием старообрядчества, обусловившего конфессиональную и социальную замкнутость сообщества казаков и его ориентацию преимущественно на восточнославянские культурные традиции [28, C. 18-34].
Говоря об уральской казачьей этнокультурной системе как элементе традиционной русской культуры, этнографы отмечают ее близость среднерусским традициям с характерным для них сочетания севернорусских и южнорусских черт.
Двойственный характер истоков традиционной уральской казачьей культуры выявляют и диалектологические исследования. Говор уральских казаков диалектологически относят к группе переходных, среднерусских, отмечая сочетание в нем южнорусского вокализма (артикуляция гласных звуков) с севернорусским консонантизмом (артикуляция согласных звуков) [20, C. 57-59].
В отличие от материальной культуры и бытовой лексики уральских казаков, где бесспорно присутствие тюркизмов, в казачьих фольклорных текстах их почти нет. Отсутствие ощутимого влияния местных языков в текстах песен уральских казаков, отмеченное, в частности, Е.И. Коротиным и В.В. Дмитриевым[14, C. 44; 18, C. 68].


Глава ІІ. Песенные традиции уральских и оренбургских казаков
2.1. Песенный фольклор уральских казаков
В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют по крайней мере семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. Внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразныхпесенных традиций. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям.
Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности [10, C. 15-17].
Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России, отчасти, украинской культурой. С другой стороны, в ней выделяются черты, присущие только казачьей песне. Земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор представлены слабо в силу преимущественно военного образа жизни. Из обрядов жизненного цикла зафиксирован только свадебный. Центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора является протяжная песня. Широкораспевные внеобрядовые песни назывались в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), который мужчинами-казаками исполняется редко[24, C. 56].
Наиболее ранним музыкально-фольклористическим собранием уральских казачьих песен является сборник Александры и Владимира Железновых, изданный в конце XIX столетия. Как сообщает В.Железнов в небольшой вступительной статье к сборнику, запись песенных мелодий осуществлялась авторами “на слух”, гармонизация песен была сделана в “русском народном духе” профессором Санкт-Петербургской консерватории А.А.Петровым. Задача настоящей публикации состоит, прежде всего, в том, чтобы по возможности полно представить круг песенных жанров, бытующих у уральских казаков, распределив их согласно бытовым функциям, содержанию поэтических текстов и стилевым закономерностям[23, C. 47].
Из всего разнообразия бытующих у казаков песенных жанров собирателями отобраны былины, «разбойничьи» (по терминологии авторов), исторические бытовые песни и инструментальный «Казачок». Песни изложены в сборнике для одного голоса в сопровождении фортепиано (иногда в вокальной партии дается эпизодическое двухголосие; многоголосие, по мысли В.Железнова, должно прослушиваться и в фортепианной партии). Более точно, чем в нотациях, особенности казачьего многоголосия переданы в словесном описании В.Железнова. Собиратель отмечает наличие в песнях двух или трех голосов, при этом соотношение партий в ансамбле, по его словам, таково: два голоса движутся в терцию, третий противопоставляется им регистрово. Приведенному описанию противоречит тезис В.Железнова об унисонном характере пения уральских казаков. Возможно, в столь заостренной форме им выражено ощущение прозрачности уральского казачьего многоголосия, особенно при сравнении его с многоголосным складом казачьих песен некоторых других регионов России[22, C.33-35].
Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью уральского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен.



2.2. Песенные жанры уральских оренбургских казаков
В песенном творчестве уральских казаков наметились определенные изменения. Они связаны с частичной трансформацией «стародавних» песен, в частности, с тенденцией к сокращению поэтических текстов былин и лиро-эпических песен в современных версиях, а также с формированием нового, более позднего корпуса песенных образцов. И в том, что до нашего времени дошли напевы казачьих песен в записях прошлого века, - огромная заслуга Александры и Владимира Железновых.
Современные записи музыкального фольклора уральских казаков опубликованы в сборнике Е.И. Коротина, В.М. Щурова «Не один казак гулял», представляющим репертуар фольклорного ансамбля пос.Круглоозерного Уральской области. В музыкальных изданиях научного характера исследователям удалось найти единственную уральскую казачью былину «Спор сокола с конем», включенную в антологию «Былины. Русский музыкальный эпос» Песенные жанры рассмотрены в двух аспектах: музыкально-фольклористическом, направленном на выявление основополагающих принципов жанрово-песенной системы, и в аспекте народных знаний о местной певческой традиции[18, C. 63-71].
Местные песенные жанры, дифференцированные соответственно их жизненному назначению, образуют две группы:
1. Жанры «внешнего быта», условиями исполнения и содержанием поэтических текстов связанные с воинской службой казаков и представляющие область мужского (собственно казачьего) песнетворчества;
2. Жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины (они могут исполняться мужчинами и женщинами отдельно, а также «гуртом» - смешанными ансамблями).
Соотношение песен «внешнего» и «внутреннего» быта в жа........


Список используемой литературы

1. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. - 123с.
2. Аникин, В.П. Русский фольклор: учебное пособие / В.П. Аникин. - М.: Музыка, 1987.- 456с.
3. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. / Б.М. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376с.
4. Бачинская, Н.Г. Русские хороводы и хороводные песни / Н.Г. Бачинская. - М.-Л.: Музгиз, 1951. - 134с.
5. Бородин, Н.А. Уральское казачье войско/ Н.А. Бородин. Уральск, 1891. Т.1-2.
6. Варганова, В.В. Русская народная песня / В.В. Варганова. - М.: Музыка, 1988. - 265 с.
7. Витевский, В.Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти / В.Н. Витевский.- Казань, 1878.
8. Георги, И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, забав, вероисповеданий. СПб.,1799.
9. Гордеев, А.А. История казаков/ А.А. Гордеев. - М.: Вече, 2006. - 635с.
10. Гошовский, В. У истоков народной музыки славян / В. Гошовский. - М.-Л.: Музыка, 1971. - 374 с.
11. Гусев, В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики / В.Е. Гусев. - Л.: Музыка, 1988. - 224 с.
12. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
13. Дигун, Т.В. Казачьи протяжные песни / Т.В. Дигун. - М.: Музыка, 1989.
14. Дмитриев, В.В. Уральские казаки Амударьинского отдела и их песни / В.В. Дмитриев. - М.: Синяя птица, 1995. - 363с.
15. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л.И. Емельянов. - М.: Наука, 1978. - 207 с.
16. Железнов, И.И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков / Под ред. Н.А. Бородина. 3-е изд. СПб.,1910.
17. Исенко, С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко. - М.: Профиздат, 1999. - 144 с.
18. Коротин, Е.И. Фольклор уральской казачьей метрополии в Казахстане и казачьей диаспоры в Средней Азии / под редакцией В. Ю. Самохина // Сохранение и возрождение фольклорных традиций.: Сб.науч. тр. Вып.6. М.,1995. С.99-110.
19. Ливанова, Т.Н. Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре/ Т.Н. Ливанова // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков. М., 1952. Ч.1. №9.С.94-112.
20. Малеч, Н.М. Уральские казаки и их диалект/ Н.М. Малеч // Учен.зап. Урал.пед.ин-та им. А.С.Пушкина. - Уральск, 1956. Т.3. Вып.2. - 276 с.
21. Мякушин, Н.Г. Сборник уральских казачьих песен / Н.Г. Мякушин- СПб., 1982. - 346 с.
22. Песенный фольклор уральских казаков в записях И.И. Железнова/ под редакцией В.А. Александрова. - Свердловск: Юнита, 1977. - 365 с.
23. Песни уральских казаков/ Железнова А. и Железнов В. СПб.,1899.
24. Рудиченко, Т.С. Певческая традиция казаков: К проблеме самобытности: Автореф. Дис. канд. Искусств. Ростов н/Д., 1995.
25. Рудиченко, Т.С. Певческая традиция оренбургских казаков. - М., 1995.
26. Русские: Историко-этнографический атлас / Под ред. В.А. Александрова, В.И. Козлова, П.И.Кушнера , М.Г. Рабиновича. М., 1967.- 362 с.
27. Савельева, Е.П. Казаки. История/ Е.П. Савельева.- Владикавказ: СПАС, 1991. - 465 с.
28. Скрынников, Р.Г. История или повествования о оренбургских казаках/ Р.Г. Скрынников- М.: Наука, 1994. - 357 с.
29. Фролова, А.В. История казачества Азиатской России/ А.В. Фролова.- М.: Музака, 1987. - 258 с.
30. Шамина, Л.В. Репертуар народного певца / Л.В. Шамина. - М.: Опус, 1998. - 235 с.
31. Шилова, О.И. Песенный фольклор уральских казаков / О.И. Шилова. - Свердловск: Уральская государственная консерватория, 1987. - 265с.
32. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры / под ред. Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1987. - 562 с.
33. Яковенко, И. Казаки - нация, сословие?../ И. Яковенко, - СПб.: Культура, 1995. - 167 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.