На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Этапы становления и развития культуры Киевской Руси, характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 29.09.2014. Сдан: 2014. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине IX века на территории Восточной Европы сложилась Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие.
Киевская Русь не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах – в Поднепровье , в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие культуры Киевской Руси, при этом существовали общие тенденции в развитии культуры. Оно заключалось в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.
















Этапы становления и развития культуры Киевской Руси

Первый этап связан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуется возникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IX века и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.
Второй этап охватывает IX-XII века – время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII-начале XIII века культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность.
Третий этап в развитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII века Киевская Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению, уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия и политической независимости. Начался новый период развития культуры, культуры Московской Руси, её превращения в культуру России.

Начало государственности в Киевской Руси

Как свидетельствует Повесть временных лет, датой основания Киева и началом отсчета времени Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное поселение на месте Киева существовало в V веке. В качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века. Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути на юг в Византию, на запад в германские земли и в страны Востока. О русах знали далеко за пределами киевских земель. Художественные изделия из драгоценных металлов, выполненные древнерусскими мастерами, славились по всей Европе.
Язычество превратилось в государственную религию, что отразилось в создании жреческого сословия – волхвов, чародеи, кощунники , которые разработали точный календарь и умели предсказывать погоду.
Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Такие произведения как сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос.
Считается, что славянскую письменность создали просветители Кирилл и Мефодий , составившие для восточных славян кириллическую азбуку. Но исследования последних лет утверждают, что наши предки к этому моменту уже владели письменностью, в качестве которой выступало так называемое слоговое письмо , возникшее еще в древнейшие времена, а модификацией, приспособлением его к новым, меняющимся условиям, выступила глаголица . И в этом смысле глаголица несравненно более древняя система письменности, нежели кириллица. Однако развитие христианства и перевод религиозных текстов на славянские языки через посредство кирилловского письма именно кириллицу сделало основной письменной системой.
Возникновение феодального землевладения в Киевской Руси. относят его появление к IX-Х веке, но во второй половине XI – первой половине XII века образуется феодальная вотчина. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и отсутствие феодального землевладения позволяют сделать вывод о том, что древнерусское государство носило раннефеодальный характер.

Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси отличалась своим своеобразием. На Руси, как и в Европе, возникает феодализм. На Руси не было рабовладения. Рабство не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Феодализм на Руси отличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в Европе. На Руси не сформировалось, в отличие от Западной Европы, системы вассальных отношений.
Также, земля в Киевской Руси не являлась объектом купли-продажи. Она выступала как вотчина – общая, коллективная собственность рода. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству. Наряду с вотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования – общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли не было.
Зависимость крестьян от князей была небольшой, сохранялась относительная самостоятельность крестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя, общинная земля. Отсюда следует медленное развитие феодальных отношений и их сочетание с общинными отношениями. Не было обособления феодального сословия.
Общинная собственность на землю и семейное пользование ею привели к тому, что в крестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как форма коллективизма) и её глава – патриарх. Патриархальность проникла глубоко в поры народной культуры, где последнее слово оставалось за главой рода, патриархом. Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.
Для Руси характерен был полиэтнический состав населения – полиэтнизм . В политических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские, тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.
Принятие христианства в Киевской Руси – это первая попытка модернизации культуры, при этом началось новое развитие духовной и идеологическая культуры Древней Руси.

Влияние христианства на культуру Киевской Руси

Несмотря на достаточно высокий уровень культурного, политического и экономического развития, Киевская Русь приняла христианство. Классическая версия утверждает, что язычество не позволяло Древней Руси чувствовать себя полноправным партнером евроазиатского культурного и торгово-экономического процесса.
Существуют вполне достоверные сведения, что уже во второй половине IX века некоторая часть русской знати приняла христианство при посредстве греческих и болгарских священников. А в самом Киеве даже была построена христианская церковь Святого Ильи. Известен также факт о тайном крещении княгини Ольги примерно в 946 году (по другим источникам – в 955 году). Таким образом, можно сказать, что определенная христианская традиция уже существовала. И тем не менее при князе Владимире, который впоследствии крестил Русь, в 980 году шестерка языческих богов возводится в ранг главных для всего Киевского княжества: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Казалось, что язычество взяло реванш за временные колебания киевской правящей элиты. Но уже через восемь лет Владимир насильно окрестил подвластные ему славянские племена, превратившись из «князя Солнца» в «равноапостольного».
Данному факту есть несколько версий. С одной стороны, политеизм (многобожие) на Руси всегда внутренне тяготел к монотеизму (единобожию), тогда как историческая ситуация X века сложилась таким образом, что многие государства, граничившие с Русью, уже приняли ту или иную форму монотеистической религии – христианство, иудаизм, ислам. Представители этих религиозных конфессий постоянно призывали князей примкнуть к одной из вер, предлагая в этом случае союз близких по духу государств. Да и сами хотели получить выгоду, так как Киевская Русь была завидным партнером. С другой стороны, внутренние распри в самой языческой религии постепенно обостряли отношения между различными племенными образованиями, кульминацией которой является создание единого языческого государства князем Владимиром Святославичем.
Существует так же версия, что князь Владимир сознательно создал некий «искусственный» языческий союз, как концентрированный образ «старой» Руси, чтобы психологически подготовиться к восприятию «новой» христианской Руси. Несомненно, и то обстоятельство, что к русичам-язычникам относились с известной осторожностью в западных и восточных странах, что затрудняло обширные деловые и культурные контакты. Существует версия о том, что выбор собственно монотеистической религии во многом связан с ощущением духовной ограниченности язычества в умах наиболее понимающих и чувствующих проводников этой реформы. Во всяком случае, послы, которые по указанию Владимира посетили Константинополь, передавали на родину, что, находясь в храме Святой Софии на богослужении, не могли понять: на земле они или на небе. В итоге результатом этих и многих других факторов явилось крещение Руси в 988 году. Согласно сообщению летописца Нестора в «Повести временных лет», князь Владимир отверг ислам и иудаизм, что, возможно, связано с неприемлемой для русичей обрядовостью или с трудностями в их соблюдении. Вероятны и сложности собственно языкового общения, тогда как византийское православие серьезно озаботилось этой проблемой, создав на греческой основе славянское письмо – кириллицу, что значительно облегчило духовное общение.
В духовном отношении крещение Руси стало высшей ступенью нового мировоззрения. Христианство освобождало человека от необходимой включенности в природу и тут же включало его в иную систему – в положение ответственности перед Богом за свое нравственное самоопределение. Человек наделялся свободой воли, что открывало дорогу для личностного поведения и вместе с тем и для личного развития.
Процесс взаимодействия христианства и язычества на этапе становления новой культуры. По данному вопросу существуют две точки зрения. Одна придерживается версии о первоначальном синкретизме (нерасчлененности) вероисповедания. В качестве доказательства, приводят примеры о сохранявшейся вере в леших, водяных, бесов, которые стали подручными Дьявола, что под покровом новых обрядов продолжало жить.
Другая точка зрения совершенно отрицает подобное двоеверие, полагая, что происходил закономерный процесс смены одной религии другой. Киевская Русь уже через сто лет после принятия христианства стала одной из самых передовых европейских государств. Причем ориентация в выборе религии на Византию никоим образом не повредила самостоятельности Киевского княжества. Этому служил и взгляд на Крещение Руси как на обновление христианства.
Культура Киевской Руси разительно изменялась. За короткий срок был освоен значительный культурный пласт прошлого опыта, наработанного европейской и особенно византийской культурами. Строятся храмы, распространяется грамотность, вводится летописание, расширяются культурные и торгово-экономические связи. Дочь Ярослава Мудрого становится королевой Франции.
Важной заботой Ярослава Мудрого, сына князя Владимира становится создание собственной интеллигенции: ученых, писателей, философов, которые помогли бы сформировать новые идеологические основы Киевского государства. К тому же именно при Ярославе возникает институт русского монашества, начинают строиться монастыри. После смерти митрополита-грека князь самостоятельно, без ведома византийского патриарха возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона, будущего автора прекрасного образчика древнерусской литературы «Слова о Законе и Благодати». В целом деятельность церкви и ее служителей играла огромную роль во всей истории и культуре Киевской Руси.
Характерной чертой культуры Киевской Руси является двоеверие – сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Так как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, древние боги ушли, а вот язычество в своих земледельческих и бытовых нравственных формах живо до сих пор.

Достижения и ценности культуры Киевской Руси

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.
Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального возрождения.
С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 году, то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли «Домом святой Троицы», а Новгород – «Домом святой Софии». В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 году и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София.
Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (1158), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось «двоеверие». Официальное «православие» и реальное «язычество» уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства.
Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – «глаголице», об этом указывалось ранее. Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык – «русский», он же «словенский»...
.............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Киевской Руси – оригинальное, самобытное образование, вобравшее в себя традиции предшествующих культур и развившее их далее. Среди изначальных, сложившихся начиная с похода Рюрика на Киев и воссоединения двух центров русской культуры, Новгорода и Киева, отличительными чертами культуры Киевской Руси можно назвать:
а) Определяющее влияние государственности в формировании культуры.
б) Государственное, княжеское начало в выборе идеологии «Крещении Руси».
в) Сохранение единства, целостности культуры, «собирание земель» в условиях постоянной защиты от внешней опасности.
г) Многоплеменной состав культуры.
д) Забота государства о грамотности, распространение языка и создание первых библиотек.
е) Быстрое развитие права.
Культура Киевской Руси не погибла в пламени монгольского нашествия и не исчезла. Она была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра – Москвы.





ЛИТЕРАТУРА

1. Родугин А.А. «Культурология». М. 1998.
2. Маркова А.Н. «Культурология». М. 1998.
3. Лихачев Л.С., Напчепко А.М., Попырко Н.В. «Смех в Древней Руси». М. 1984.
4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. «Очерки истории русской культуры IX—XVII веках». М. 1984.
5. Рыбаков В.А. «Язычество Древней Руси». М. 1986.
6. «Альманах библиофила. Тысячелетие русской письменной культуры (988—1988)». М. 1989.
7. Греков Б. Д., Артамонов М. И. «История культуры Древней Руси». Л. 1951.
8. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI-XIII вв. М. 2002.
9. Скурат К.Е. «Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси». М. 2003.
10. Прохоров Г.М. «Древняя Русь как историко-культурный феномен». СПб. 2010.
11. Колесов В.В. «Источники Древнерусской культуры и истоки русской ментальности». 2001.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.