На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80867


Наименование:


Диплом Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 1.10.2014. Сдан: 2013. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в подвижной игре 6
1.1. Понятие эмоциональная сфера…………………………………………………………….……6
1.2.Особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста 18
1.3. Подвижные игры и их влияние на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….…….25
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………35
Глава 2. Практическое исследование возможного использования подвижной игры для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ...37
2.1. Организация исследования по выявлению уровня развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Формирующая работа по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста при помощи подвижных игр ……42
2.3 Анализ работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения……………………………………………………………………………………………………..56
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. Важной проблемой на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», … когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [4]. Это актуально и в наши дни. Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Следствием всего этого является то, что детям тяжело наладить отношения с окружающим социумом, а также усложняется процесс их вхождения в новую действительность.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А.И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье - одно из наиболее ценных приобретений»
[11].
Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах.
Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.
Поэтому мы считаем, что одним из средств, в работе над эмоциональным развитием детей младшего дошкольного возраста, может быть подвижная игра, так как она, несомненно, способствует улучшению настроения и бодрости духа, вызывает массу положительных эмоций, которые создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
В подвижной игре мы даем ребенку возможность раскрыть себя, попробовать себя в разных ролях, выплеснуть свои эмоции, а, следовательно, развиваем эмоциональную сферу ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе подвижной игры, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние подвижных игр на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - подвижные игры станут эффективным средством развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста при следующих условиях:
-осуществление правильного подбора и систематического проведения подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста;
-создание эстетической среды в группе ДОУ.
-осуществление консультативной работы с родителями по вопросам развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Цель данной работы: теоретически обосновать и практически проверить возможность использования подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
Изучить литературу по данной проблеме.
Изучить закономерности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Апробировать отобранные методы работы с подвижными играми по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.


Глава 1. Теоретическая основа развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в подвижной игре.
1.1.Понятие эмоциональной сферы.
Любое наше занятие, читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.
Действительно, практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию - эмоцию или чувство.
Эмоции - это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей.
По мнению Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина, мир чувств и эмоций, сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений[7] .
Р.С. Немов дал определение эмоций и их классификацию.
«Под эмоциями, отмечал Р.С. Немов, можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека...»[23].
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я»»[29].
Между эмоциями и чувствами трудно провести границу.
Обычно под эмоциями понимают элементарные переживания, а под чувствами - сложные целостные образования.
Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей, а чувства - социальных потребностей личности.
По интенсивности, длительности протекания, степени волевой регуляции эмоций выделяют: настроение, страсти и аффекты.
Настроение - эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех остальных элементов психической деятельности (радость, тоска).
Страсть - это эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и стойкостью, составляющее сущность внутренней жизни человека на ее определенном этапе.
Аффект - это эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение).
Длительный период психологи занимались описанием и классификацией эмоций. Как бы подведя итог данному направлению исследований, У. Джемс писал: «Разнообразие эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки эмоций ... Объекты эмоций, обстоятельства, связанные с ними, и разнообразные виды эмоций можно описывать без конца…»[36].
В более поздний период подобную точку зрения высказал Л.С. Выготский. Он отмечал: «…путь определений и классификаций, который проделала психология на протяжении нескольких столетий, привел к тому, что психология чувств оказалась самой бесплодной и скучной из всех глав этой науки»[4].А.Н. Лук приводит перечень из 70 определений эмоций и чувств, Л. Каннер приводит 365 английских слов, связанных с обозначением разных эмоциональных состояний[36] .
Нельзя сказать, что такие описания и определения бесполезны. С одной стороны, они указывают на значение эмоций и чувств в жизни человека, ибо в языке закрепляются наиболее важные понятия. С другой стороны, они привели к постановке проблемы исходных, базовых эмоций, из которых порождается все остальное многообразие эмоций и чувств.
В качестве базовых эмоций Б. Спиноза выделил три: удовольствие, неудовольствие и желание. В. Вундт в качестве основных форм чувств выделял три пары различных противоположностей: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разряжение.
У. Макдауголл писал, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием успеха как полного, так и частичного, страдание - следствием и знаком неуспеха и фрустрации»[36].
Рассматривая проблему развития эмоций, Уотсон утверждает наличие у ребенка трех врожденных эмоций: страха, гнева и любви.
К. Изард в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:
1) интерес-волнение;
2) радость;
3) удивление;
4) горе-страдание;
5) гнев;
6) отвращение;
7) презрение;
8) страх;
9) стыд;
10) вина.
Рассмотрим перечисленные основные эмоции, учитывая, что за определенными переживаниями закрепились характерные моторные реакции. В любой эмоциональной реакции или состоянии обязательно присутствует моторный компонент.
Интерес - избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Эту позитивную эмоцию человек переживает чаще других эмоций. В первые месяцы жизни ребенка интерес носит стихийный и непроизвольный характер, и лишь позже, углубившись, интерес может стать потребностью.
Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Устойчивый и сильный интерес побуждает человека к активности к преодолению препятствий, связанных с деятельностью.
Мимическое выражение интереса при зрительном восприятии проявляется в приподнятых или немного сведенных бровях, перемещении взгляда к объекту, в слегка приоткрытом рте или поджатии губ. Каждое из этих движений может встречаться одно, а может в сочетании.
Радость - реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного.
Радость мало подвержена сознательному влиянию и не может быть результатом волевого усилия.
Способность к эмоции радости индивидуальна и частично генетически обусловлена. Одни люди рождаются с более высоким порогом эмоции радости, другие наоборот.
При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, а около глаз собираются морщинки. Дети от радости смеются, прыгают, хлопают в ладоши, выделывают различные движения, без цели, которые являются просто разрядом моторного возбуждения.
Реакция улыбки врожденная, таким образом, радость можно наблюдать с младенчества. Родители забавляют ребенка, побуждая реакцию радости.
Побуждая радость в ребенке можно убедиться, что эмоция развивается и жизнь ребенка полна радостных переживаний.
Удивление - кратковременная и очень неопределенная эмоция. Удивление порождается резким изменением стимуляции, и оно кратковременно. Ситуации, вызывающие удивление, вызывают затем негативно или позитивно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций: удивление - радость - интерес или удивление - стыд - страх.
Мимическое выражение при удивлении складывается так: брови высоко подняты, в результате чего на лбу образуются морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот становится овальным.
Рот и глаза раскрываются тем шире, чем больше степень удивления. Наблюдения выражения удивления показали, что это чувство выражается одинаково. Любая внезапная эмоция, в том числе и удивление, ускоряют деятельность сердца и дыхания.
Психологической основой печали являются проблемные ситуации, встречающиеся в повседневной жизни. Главная причина печали - чувство утраты, которое возникает в случае смерти или разлуки с близким любимым человеком.
Мимика опечаленного человека выглядит таким образом: внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Мимическое выражение может сопровождаться плачем или рыданием, но это зависит от возраста человека и интенсивности печали. Мимическое выражение может длиться несколько секунд, но переживания могут длиться долго.
Отрицательные эмоции можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Об этом ребенок сообщает плачем, гримасой неудовольствия. Опекая ребенка в такой момент, взрослый способствует снижению плача. Ребенок очень рано может сопереживать опекающим его взрослым, а произвольно имитировать грустное настроение способен уже в 4 года.
Отвращение. Выражение «отвращения» в первом простейшем смысле имеет отношение к еде и означает что-то отвратительное на вкус.
В младенческом возрасте реакция отвращения возникает в результате горькой, испорченной или плохой на вкус и запах пищи. По мере взросления человек научается чувствовать отвращение к различным объектам окружающего мира и даже с 5 лет отвращение к себе.
Мимика при отвращении имеет следующий вид: нахмуренные брови, сморщенный нос, приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя, язык слегка высунут.
С возрастом человек научается контролировать свою мимику, это относится и к реакции отвращения.
Гнев выражается у человека в том, что лицо краснеет, вены на шее, на лбу надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие широко раскрывают глаза. Мускулы напряжены и человек готов к мгновенному действию.
Жесты в состоянии гнева бесцельны, движения некоординированные, голос обрывается. Маленькие дети кричат, брыкаются, катаются по полу или кусают то, что им попадается под руку.
Высшей степенью гнева является ярость. Сердечная деятельность резко усиливается или нарушается. Лицо краснеет, багровеет или, наоборот, бледнеет. Меняется голос. В теле наблюдается дрожь. Жесты носят характер схватки или нападения.
Значение гнева в том, что он мобилизует энергию человека, вселяет чувство уверенности, благодаря чему повышается способность к самозащите.
Презрение достаточно хорошо выражает себя мимически. Выражая презрение, человек становится выше, он выпрямляется, откидывает голову назад и смотрит на объект своего презрения как бы сверху вниз. На лице возникает ироническая улыбка или усмешка.
Презрение может выражаться вслух, когда в голосе присутствует сарказм или насмешливая интонация.
Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Презрение может возникать в межличностном общении. Презрение лежит в основе различных предрассудков таких как, расовые, этнические, религиозные, классово-социальные.
Эмоция страха переживается людьми не так часто, и это может быть в различных ситуациях. Но общее заключается в том, что ситуации воспринимаются как угроза безопасности и спокойствия.
Мимические проявления при страхе выглядят следующим образом: брови приподняты и слегка сведены к переносице, глаза широко раскрыты, верхнее веко приподнято, а белок обнажается. Рот обычно приоткрыт. Мышцы всего тела дрожат.
Чувство страха влияет на кожу, на которой волосы поднимаются «дыбом» и выступает пот. Из-за расстройства деятельности сердца дыхание учащается, рот пересыхает, и он то открывается, то закрывается.[6]
Сильное чувство страха может перерасти в смертельный ужас, который приводит к обмороку или крику ужаса.
Стыд - самая тягостная социальная эмоция. Переживая это чувство, человек опускает или отворачивает голову, прячет глаза. На лице может появиться стыдливый румянец, который обостряет переживание стыда, так как привлекает к лицу внимание окружающих........


Список литературы:
1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2006-82 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1991 - 207 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу - М.:Просвещение,2000 .
4. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии-М.: Просвещение, 1958. - №3, с. 125-134.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. - М.:Просвещение, 1995.
6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.:Детство, 2001.
7. Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ - М.: Айрис - пресс. 2004.
8. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 1985.
9. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю - М.: 1978
10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о синтезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - №6.
11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение. - 1986.
12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2004.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Детство, 2001.
14. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Детство, 2001.
15. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М.: Просвещение. 1985
16. Кенеман А.В., Осокина Т.И., Детские народные подвижные игры - М.: Просвещение. 1989 - 239 с.
17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях М.: Просвещение, 2002
18. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СПб.:Союз, 2002 - 336 с.
19. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. уч. завед. - М.:Академия, 2000.
20. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебн. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
21. Мухина В.С. Детская психология - М.: Просвещение, 1985
22. Недоспасова В.А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей м.: Просвещение 2003 - 94 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005.
24. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Физические упражнения и игры для дошкольников - М.: 1971.
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду - М.: Просвещение, 1986.
26. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1983 - 224 с.
27. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет - М.: Проспект, 2000.
28. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. - СПб: Питер, 2000.
29. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М.: Учпедгиз, 1935.
30. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игра с правилами в детском саду - М.: Просвещение. 1970-192 с.
31. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка - М.: Академа, 2001.
32. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986 .
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Изд - во Академия, 1996.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.-М.:ВЛАДОС,1995
35. Файнберг С. Эмоции и их воспитание // Дошкольное воспитание. - 1968. - №1. - с. 78-80.
36. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002.
37. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры - минутки. М.: «Новая школа», 1996.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры, 1978.
39. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры - М.: Просвещение, 1977.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.