На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80877


Наименование:


Диплом Учет доходов и расходов на предприятии на примере ТОО «Феррум-Казахстан»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 1.10.2014. Сдан: 2010. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 4
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита доходов и расходов предприятия 7
1.1 Сущность доходов и расходов и их влияние на финансовый результат 7
1.2 Нормативно - правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов предприятия 16
1.3 Зарубежный опыт в области бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов предприятия 20
2 Организация учета доходов и расходов предприятия на примере ТОО «Феррум-Казахстан» 26
2.1 Характеристика деятельности предприятия и учетная политика в области учета доходов и расходов 26
2.2 Синтетический и аналитический учет доходов и расходов ТОО «Феррум-Казахстан» 36
2.3 Представление доходов и расходов в финансовой и налоговой отчетности ТОО «Феррум-Казахстан» 50
3 Аудит доходов и расходов предприятия 53
3.1 Сущность аудита доходов и расходов ТОО «Феррум-Казахстан» 53
3.2 Планирование и процедуры аудита 61
3.3 Аудиторское заключение 71
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложение А Бухгалтерский баланс ТОО «Феррум-Казахстан» на 31.12.2011 г 80
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Феррум-Казахстан» на 31.12.2011 г 83
Приложение В Отчет о движении денежных средств ТОО «Феррум-Казахстан» на 31.12.2011 г 85
Приложение Г Отчет об изменениях в капитале ТОО «Феррум-Казахстан» на 31.12.2011 г 88

Введение


В Послании Президента Республики Казахстан к своему народу «Казахстан-2030» подчеркивается, что конечной целью развития нашей страны является экономический рост, что приоритет экономического роста «будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующих тридцати лет». Важную роль в достижении этой цели играет информация, развитие которой «окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество». В условиях формирования рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны.
Одним из инструментов для привлечения инвесторов является приведение бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности.
Несмотря на то, что значительная работа по реформированию бухгалтерского учета уже выполнена, сделать предстоит еще много. В свете Указа Президента «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан», основной целью которой является «обеспечение разработки и внедрение новой системы бухучета, отвечающей требованиям радикальных экономических преобразований, расширения международных связей и интеграции Казахстана в мировое сообщество, обеспечивающих субъектов необходимой информацией, ориентированной на пользователей, а также повышение профессионализма специалистов в области бухгалтерского учета и аудита», надо разработать оставшиеся стандарты бухучета, ряд нормативных документов и методических рекомендаций, совершенствовать действующие законодательные и нормативно-правовые акты, осуществлять перевод хозяйствующих субъектов на новые правила ведения бухгалтерского учета.
В настоящее время в Республике Казахстан ведется большая работа по дальнейшему развитию и совершенствованию бухгалтерского учета, разработке и принятию нормативно-правовых актов, ускорению перехода к его новой системе, адекватной рыночной экономике.
Важными элементами финансовой отчетности, непосредственно связанными с изменениями финансовых показателей, являются расходы и доходы.
В Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», отмечается, что «доходы - это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде», а «расходы - это уменьшение активов, либо увеличение обязательств в отчетном периоде». Без осуществления соответствующих расходов, как правило, невозможно получить желаемые доходы. Не получив доходы, в свою очередь, невозможно осуществлять развитие предприятия и успению решать социальные вопросы.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его производственно - хозяйственная деятельность. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Финансовая устойчивость зависит от стабильного превышения доходов над расходами, чем выше устойчивость предприятия тем более оно независимо от изменения рыночной конъюктуры.
Сегодня умение чётко описывать сложившуюся ситуацию, обосновать те факторы, изменение которых позволяет добиться ожидаемого результата, определить условия оптимизации результата - требования, которые предъявляются к любому специалисту и в первую очередь к руководителю. Именно эти качества характеризуют аналитические навыки, которые свидетельствуют о квалификации работника. Аналитическое мышление, умение видеть главное, обосновать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, проранжировать значимость событий и их последствия необходимы как специалисту, ответственному за небольшой участок работы, так особенно важны для руководителя, в задачи которого входят обоснование стратегии развития производства, координация деятельности подразделений и трудовых коллективов, организация производственных процессов. Аналитическая подготовка, применение методов и приёмов анализа как важнейшего метода познания формируются в процессе обучения специалиста и на практике в процессе обоснования, принятия и реализации конкретных решений.
Объектом исследования являются доходы и расходы от реализации товаров.
Предметом исследования выступает бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов от реализации товаров ТОО «Феррум-Казахстан».
Целью дипломной работы является исследование проблем бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения этой цели необходимо:
– изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита дохода и расхода;
– определить сущность доходов и расходов и их влияние на финансовый результат;
– рассмотреть нормативно - правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета дохода;
– исследовать зарубежный опыт в области бухгалтерского учета дохода и расхода;
– дать характеристику деятельности предприятия и учетной политики в области учета доходов и расходов на примере ТОО «Феррум-Казахстан»;
– изучить организацию бухгалтерского учета и формирование отчетности по доходам и расходам ТОО «Феррум-Казахстан»;
– провести аудиторскую проверку доходов и расходов ТОО «Феррум-Казахстан»;
– на основе проведенной проверки составить аудиторское заключение.
Теоретической и методологической основой дипломной работы явились труды и монографии отечественных и зарубежных ученых по проблемам учета и аудита доходов и расходов предприятия, учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати.
Теоретической основой исследования, внесшей наиболее существенный вклад в анализ и решение проблем, исследуемых в дипломной работе послужили труды Бердниковой Т. Б., Дюсембаева К. Ш.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты Республики Казахстан, справочные статистические материалы, публикации в специальных периодических изданиях, рабочие документы и финансовая отчётность ТОО «Феррум-Казахстан».
Научная новизна дипломной работы заключается в использовании органической взаимосвязи учета и финансового анализа состояния предприятия, для дальнейшей разработки финансовой стратегий.
Дипломная работа содержит все необходимые материалы и документы для наглядного примера работы ТОО «Феррум-Казахстан», возможности изучения его особенностей и формирования собственного мнения и рекомендаций для эффективной работы в будущем.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита доходов и расходов предприятия


1.1 Сущность доходов и расходов и их влияние на финансовый результат


Завершающим этапом учетного процесса является формирование результатов производственно - хозяйственной деятельности организации, то есть финансовой отчетности предприятия, необходимой как для целей внутреннего управления, так и для представления внешним пользователям.
Доход - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. [1, с.42]
Доход является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Вместе с тем доход оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Для предприятия доход является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наи­большего прироста стоимости. Доход как категория рыночных отношений выполняет следующие функции, представленные на рисунке 1.



Рисунок 1. Функции дохода


Определяя доходы предприятия, мы, как правило, делим их на доходы от основной деятельности и прочие доходы - доходы от неосновной деятельности.
Доход - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет дохода осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников, отчисления налоговых платежей, социальных отчислений, пенсионных взносов. [2, с.107]
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, благотворительных фондов.
Общий доход - это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества то­вара (выручка).
Средний доход - равен общему доходу, деленному на количество единиц продукции.
Предельный доход - это приращение общего дохода за счет бесконечно малого увеличения количества произведенной и проданной продукции.
Предельный доход позволяет оценить возможность окупа­емости каждой дополнительной единицы выпускаемой продук­ции. И в сочетании с показателем предельных издержек слу­жит стоимостным ориентиром возможностей расширения пред­приятия.
На каждом предприятии формируется четыре показателя дохода, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый пока­затель производственно-хозяйственной деятельности предпри­ятия.
Для целей налогообложения рассчитывается специальный; показатель - валовый доход, а на его основе - доход, облагаемый налогом, и доход, не облагаемый налогом.
Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других пла­тежей в бюджет часть дохода называется чистым доходом. Он характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Доход от реализации товаров (работ, услуг) признается при соблюдении условий:
- сумма дохода с большой степенью достоверности. Это означает, что обе стороны участвующие в сделки, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель;
- существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой будут получены субъектом. Это означает, что оказывающая услуги сторона уверена в том, что клиент выплатит оговоренную в договоре сумму за реализованные товары или оказанные услуги.
Важное значение имеет определение момента реализации, то есть когда реализация, как сложившийся процесс должна быть отражена в синтетическом учете хозяйствующего субъекта. Соответственно в этот момент должны быть начислены все налоги, которые полагаются по действующему законодательству и уплачиваются в определенные сроки. [3, с.165]
На рисунке 2 представлены критерии признания доходов от операций по выполнению или оказанию услуг.

Рисунок 2. Критерии признания доходов от операций по выполнению работ и оказанию услуг


Многоаспектное значение дохода усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять доход, оставшейся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Помимо этого, классификация необходима для:
- определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
- разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
- разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Законом Республики Казахстан «О предприятиях в Республике Казахстан» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение дохода. На рисунке 3 представлены факторы, влияющие на величину дохода.


Рисунок 3. Факторы, влияющие на величину дохода


Расходы - это уменьшение экономических ресурсов вследствие расходования или сокращения активов, или возникновения обязательств в результате обычной деятельности хозяйствующего субъекта по получению дохода. [4, с.419]
Расходы являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одним из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Расходы, есть затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции (работ, услуг) и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Одним из ключевых моментов, определяющих отличие отечественной системы бухучета от международных стандартов, является метод учета доходов и расходов.
Согласно принципам признания доходов и расходов МСФО, доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они получены, расходы - в том периоде, в котором они понесены. Этот принцип - основа учета доходов и расходов по методу начислений. Для ведения учета документации в соответствии с методом начислений предусмотрен набор специальных типов документов (транзакций). При вводе документа происходит автоматическое формирование корректирующих проводок по соответствующим счетам, что исключает необходимость введения корректирующих записей при составлении управленческой отчетности. [5, с.242]
Критерии признания расходов по МСФО представлены в таблице 1.


Таблица 1
Расходы по МСФО

Расходы
Понятие (определение) Расходы - уменьшение экономических выгод, происходящее в форме выбытия или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с распределением между учредителями.
Критерии признания в отчете о прибылях и убытках Существует вероятность того, что организация получит или потеряет будущие экономические выгоды, обусловленные соответствующим объектом признания.
Увеличение (уменьшение) активов и уменьшение (увеличение) обязательств может быть надежно оценено
Признание расходов происходит одновременно с признанием увеличения обязательств или уменьшения активов (задолженность по выплате зарплаты, амортизация оборудования).
Примечание - составлена автором на основе источника [6, с.83]


Не признается расходами и потому не влияет на величину капи­тала выбытие активов в связи с:
– приобретением (созданием) внеоборотных активов;
– вкладами в уставные (складочные) капиталы других организа­ций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью пере­продажи;
– перечислением средств в рамках благотворительной деятельно­сти, организации отдыха, мероприятий спортивного и культурно-про­светительского характера;
– договорами комиссии;
– перечислением авансов и задатков;
– погашением полученных ранее кредитов и займов.
Понятие затрат предприятия существенно различаются в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теоретической деятельности.
В соответствии с ними на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции (работ, услуг), определяются источники финансирования.
По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
- затраты на производство продукции (работ, услуг), образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) при посредстве кругооборота оборотного капитала;
- затраты на расширение и обновление производства, как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и прочие;
- затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
Классификация расходов на производство продукции представлена в таблице 2.


Таблица 2
Классификация расходов на производство продукции (работ, услуг)

Признак классификации Подразделение затрат
На период генерирования прибыли Затраты на продукт и затраты периода
По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
По составу (однородности) затрат Одноэлементные и комплексные
По способу включения в себестоимость продукции Прямые и косвенные
По отношению к объему производства Переменные и постоянные
По периодичности возникновения Текущие и единовременные
По участию в процессе производства Производственные и коммерческие
По эффективности Производительные и непроизводительные
Примечание - составлена автором на основе источника [7, с.42]


Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:
- по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, заработная плата и т.п. Накладные расходы связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала;
- по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе.
- по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной макроэкономики.
- по способам учета и группировки расходов они подразделяются на одноэлементные (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия) и комплексные, то есть собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстро изнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы);
- по срокам использования в производстве различаются каждодневные или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже, чем один раз в месяц.
По методам планирования, учета и распределения расходы классифицируются по экономическим элементам - сметный разрез затрат и по месту их осуществления - группировка по статьям калькуляции. Эта классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в соответствии с ее требованиями организуется экономическая деятельность предприятия. [8, с.117]
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период.
Отчет о прибылях и убытках - содержит сравнение сумм всех доходов предприятия за отчетный период с суммами всех расходов понесенными для поддержания своей деятельности. Целью отчета является определение суммы чистого дохода полученного предприятием за отчетный период. Он обеспечивает оценку результатов деятельности экономического субъекта за определенный отчетный период.
Развитие международных экономических связей, выход Казахстана на мировой рынок, появление совместных предприятий, инвестирование капиталов в экономику страны вызвали необходимость реформации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с принципами, принятыми в международной практике.
Согласно международной практике существует ряд Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), которые посвящены раскрытию понятий «доход», «выручка», «расход». При этом определение дохода, по международным стандартам, включает в себя как выручку, так и прочие доходы (выигрыши). В частности, «доходом явля­ется приращение экономических выгод в течение отчетного периода, про­исходящее в форме притока (увеличения активов) или уменьшения обяза­тельств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала». Следовательно, доходы не всегда могут быть связаны с физическим поступлением активов. Таким доходом, к примеру, может быть увеличение стоимости активов в результате их переоценки.
Помимо этого, по международным стандартам, для признания, то есть включения в отчет о прибылях и убытках, доходы должны отвечать соответствующему определению и следующим критериям:
- существует вероятность того, что организация получит какие-либо будущие экономические выгоды, обусловленные данным объектом;
- оценка производится на основе доказательств, существующих на момент составления бухгалтерской отчетности;
- признание дохода происходит одновременно с признанием увеличения активов или уменьшения обязательств;
- принятие решения о включении объекта в отчет о прибылях и убыт­ках должно отвечать требованию существенности;
- доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение будущих экономических выгодах, связанное с соответствующими активами или уменьшение обязательств, может быть измерено с достаточной степенью надежности. Во многих случаях стоимость и оценка должны определяться расчетно. Когда невозможно получить обоснованную расчетную величину, объ­ект не признается в балансе и отчете о прибылях и убытках.
Таким образом, в соответствии с МСФО все доходы, независимо от классификации, включаются в отчет о прибылях и убытках, только если они отвечают условиям признания.
МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» предписывает в самом отчете о прибылях и убытках раскрывать информацию о прибыли или убытке от обычной деятельности и чрезвычайных обстоятельств.
В системе МСФО также существует стандарт 18 «Выручка», получив­ший данное название в официальном переводе на русский язык. МСФО 18 применяется при учете выручки, полученной от продажи товаров, предоставления услуг, использования другими предприятиями активов компании, приносящих проценты, дивиденды и лицензионные платежи.
Выручка, возникающая от использования другими лицами активов компании, признается, если:
- существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в компанию;
- сумма выручки может быть надежно оценена;
- процент - на повременно-пропорциональной основе;
- лицензионные платежи - на основе метода начисления;
- дивиденды - когда установлено право акционеров на получение выплаты.
В соответствии с МСФО 18 выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного или ожидаемого к получению возмещения. При этом:
- для определения стоимости должны быть вычтены торговые и опто­вые скидки;
- разница между справедливой стоимостью и номинальной суммой возмещения признается и раскрывается как процентный доход. Отсрочка поступления денежных средств (например, предоставление беспроцентного кредита), по сути, представляет собой финансовую операцию. Отсюда нужно определить условную процентную ставку;
- в случае, когда товары или услуги обмениваются на аналогичные, признания выручки не происходит;
- в случае, когда товары и услуги предоставляются на товары и услуги, отличные по характеру и стоимости от предоставляемых, выручка признается и измеряется по справедливой стоимости полученных то­варов и услуг.
Прочие доходы (выигрыши) - иные, чем выручка, статьи которые отвечают определению дохода и могут возникать или не возникать в процессе обычной деятельности компании. Они отражаются в отчетах за вычетом соответствующих расходов. [9, с.125]
Наряду с понятием «доход», охарактеризуем суть «расходов» по международным правилам. Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода. В МСФО 1 расходы для целей выделения компонентов финансовых результатов классифицируются:
- по характеру затрат (метод характера затрат - классификация по элементам затрат);
- по функциям (метод функции затрат или «себестоимость продаж»).
Оба метода позволяют получить идентичный результат, но по-разному раскрывают информацию о формировании финансовых результатов.
Таким образом, казахстанская бухгалтерская практика при переходе на МСФО должна опираться на вышеизложенные подходы, исследуя как по­ложительный, так и отрицательный опыт в их применении за рубежом.
1.2 Нормативно - правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов предприятия


Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему.
Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.
Основ­ными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, яв­ляются:
- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234 - 111;
- Об аудиторской деятельности: Закон Республики Казахстан от 5 мая 2006 года № 304 с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 218 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 1;
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 220 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2;
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 июня 2007 года № 221 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»;
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Методические рекомендации по применению Международных стандартов финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
- О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Кодекс Республики Казахстан № 11-III от 13.12.08 г с изменениями и дополнениями.
Это значит, что сразу после начала своего функцио­нирования каждый субъект, независимо от направления (вида) деятельности и формы собственности, обязан соблюдать соответствующие законы, которые регламентируют его деятельность в рамках государства, права и юридиче­скую ответственность перед государством и между собой.
Существенной особенностью Закона «О бухгалтерском учете и финан­совой отчетности» является то, что он создает методологические основы сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного и непрерывного документального учета. Основные задачи бухгалтерского учета и финансовой отчетно­сти - обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельности.
Характерной особенностью, присущей бухгалтерскому учету, является то, что документы должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РК и только после этого они приобретают статус нормативного правового акта, иначе они носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.
Национальный стандарт финансовой отчетности № 1, разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации. [10, с.64]
Целью национального стандарта финансовой отчетности № 2, является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности:
- субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты), определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;
- некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - субъект);
- государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия).
НСФО 2 предназначен для исполнения субъектами, представляющими финансовую отчетность, а именно:
– субъектами малого и среднего предпринимательства, определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года номер 124 «О частном предпринимательстве»;
– некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан;
– государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенными предприятиями).
Переход с 1 января 2008 года на Национальные стандарты финансовой отчетности номер 2 (далее НСФО 2) в соответствии с пп.2) п.5ст.20 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» обязывает бухгалтерскую службу компании при определении и признании доходов руководствоваться разделом 22 «Доход» НСФО 2.
Главным вопросом настоящего раздела является определение момента признания дохода.
Доход - это один из элементов финансовой отчетности, который непосредственно влияет на показатели финансовой деятельности. К доходам относятся выручка и прочие доходы.
Доходы представляют собой увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, в результате которых увеличивается собственный капитал организации, за исключением вложений учредителей.
Выручка - это часть доходов компании, возникающая в результате осуществления ею основных видов деятельности при продаже продукции, предоставлении услуг, при предоставлении другим сторонам своих активов, приносящих проценты, роялти и дивиденды.
Эти источники выручки следует отличать от прочих доходов от неосновной деятельности, которые рассматриваются в других разделах НСФО 2. Компания должна измерять доход по справедливой стоимости возмещения, полученного или подлежащего получению.
Справедливая стоимость - это сумма средств, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.
Справедливая стоимость возмещения, полученного или подлежащего получению, должна быть за вычетом суммы торговых или оптовых скидок.
Компания должна применять критерии признания дохода отдельно от каждой хозяйственной операции.
Это означает, что при продаже товаров доход будет признаваться при выполнении следующих условий:
– компания перевела на покупателя значительные риски и выгоды, связанные с правом собственности на товар.
– компания больше не участвует в управлении товарами в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности и не контролирует проданные товары.
– сумма выручки может быть надежно оценена.
– существует вероятность того, что в компанию поступят экономические выгоды, связанные со сделкой.
– понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены.
Доход от предоставления услуг должен признаваться путем указания на стадию завершенности сделки на отчетную дату (метод процента выполнения).
Компания должна признать доход в виде процентов на пропорционально-временной основе, учитывающей эффективный реальный доход на актив.
Доход в виде роялти должен признаваться по методу начисления в соответствии с содержанием соответствующего договора.
Признание дохода основывается на содержании договоров. С точки зрения практики, признание может производиться на равномерной основе на протяжении срока действия договора. В случае, когда права продаются на неограниченный срок, без предоставления других услуг, сделка является продажей.
Налоговый учет - это вид учета, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового периода для формирования доходов и вычетов.
Цель налогового учета состоит в получении информации необходимой для налогообложения. Источником такой информации кроме налогового учета является бухгалтерский учет.
Нормативное регулирование налогового учета осуществляется на основании Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Функции налогового учета:
- фискальная функция. Посредством налогового учета реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Государство, исходя из своих фискальных интересов и налоговой политики через налоговый учет, может ограничить предельные размеры тех или иных расходов для целей налогообложения, либо переносить их в следующие налоговые периоды;
- контрольная функция. Налоговый учет позволяет налоговым органам через установленные налогово-учетные формы осуществлять контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств;
- функция информационного обеспечения налогово-исчислительного процесса. Налоговый учет позволяет осуществить сбор и обработку необходимой налоговой информации для правильного исчисления налоговых обязательств.
Методология налогового учета.
а) использование специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения;
б) установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей:
1) метод начисления;
2) любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют на день совершения операции (платежа);
3) бартерные операции рассматриваются как реализация товаров, работ или услуг по применяемым ценам с обязательным оформлением этих операций счетами-фактурами;
4) налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, для которых предусмотрены различные условия налогообложения, обязаны вести раздельный учет объектов налогообложения. Раздельный учет ведется путем осуществления расчетов на основании данных бухгалтерского учета. Данные расчеты производятся отдельно по каждому виду деятельности. Все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности должны подтверждаться соответствующей учетной документацией.
Налоговая декларация - это документ, оформленный на бумажном носителе или электронный документ налогоплательщика, представленный в налоговые органы в соответствии с порядком, установленным налоговым кодексом, который должен содержать сведения об объектах налогообложения, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов. В случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в декларации, соответствующие приложения к ней не предоставляются. Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком и заверена его печатью. При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен быть заверен электронной цифровой подписью руководителя и главного бухгалтера юридического лица. Налоговая отчетность сдается налогоплательщиками, работающими на основе упрощенной декларации, общеустановленном режиме налогообложения, патента в установленные сроки. [11, с.142]


1.3 Зарубежный опыт в области бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов предприятия


Основная функция бухгалтерского учета состоит в представлении информации о результатах деят........


1 Сейдахметова Ф. С. Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане. // Бюллетень бухгалтера. № 4 апрель 2009 г.с. 13 - 21.
2 Радостовец В. К., Радостовец В. В., Шмидт О. И. Бухгалтерский учет на предприятии. - Алматы : Центраудит, 2002. - 728 с.
3 Рахимбекова Р. М. Финансовый учет на предприятии. - Алматы : Экономика, 2003. - 340 с.
4 Сейдахметова Ф. С. Современный бухгалтерский учет: Учеб. пособие, в 2-х частях / Под ред. чл-корр. НАН РК, дэн, проф. Н. К. Мамырова. - Алматы : Экономика, 2007. - 810 с.
5 Радостовец В. К. Финансовый и управленческий учет на предприятии. - Алматы : Независимая аудиторская компания «Центраудит», 2007. - 520 с.
6 Назарова В. П. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов. - Алматы: Экономика, 2004. - 351 с.
7 Тулешова Г. К. Финансовый учет и отчетность в соответствии с международными стандартами. В 2 томах. - Алматы: Экономика, 2005. - 256 с.
8 Сейдахметова Ф. С. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2005. - 548 с.
9 Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2006. - 472 с.
10 Айтжанова Ж. Н. Бухгалтерский учет, отчетность и аудит устойчивого экономического развития. - Алматы: Экономика, 2008. - 320 с.
11 Баймуханова С. Б. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов - Алматы: Экономика, 2007. - 272 с.
12 Бухгалтерский учет на предприятии / Под ред. В. К. Радостовец. Учебное пособие. - Алматы: Центраудит, 2008. - 630 с.
13 Бухгалтерский учет в Республике Казахстан / Под ред. Скала Н. В., Скала В. И. - Алматы: Издательство LEM, 2005. - 172 с.
14 Назарова В. Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов - Алматы: Экономика, 2004. - 361 с.
15 Толпаков Ж. С. Бухгалтерский учет. Учебник - Караганда: АО «Карагандинская полиграфия», 2004. - 973 с.
16 Финансовый учет на предприятии / Под ред. Р. М. Рахимбековой - Алматы: Экономика, 2005 - 282 с.
17 Дюсембаев К. Ш., Егембердиева С. К., Дюсембаева З. К. Аудит и анализ финансовой отчетности - Алматы: Каржы-Каражат, 2008. - 432 с.
18 Дюсембаев К. Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами. -Алматы : Экономика, 2006. - 412 с.
19 Каренова Г. С. Теория и практика аудита: Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2002. - 248 с.
20 Торшаева Ш. М. Аудит. - Караганда: Издательство Кар ГУ, 2006. - 202 с.
21 Дюсембаев К. Ш. Анализ финансового положения предприятия. Учебное пособие - Алматы : Экономика, 2008. - 345 с.
22 Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит - М.: Инфра-М, 2007. - 364 с.
23 Лабынцев Н. Т., Ковалева О. Н. Аудит: теория и практика - М.: Экономика, 2007. - 547 с.
24 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2-е изд. перераб. и доп.- МН : ИП Экоперспектива, 2008. - 612 с.
25 Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 5 мая 2006 г. № 139-11 с дополнениями и изменениями на 17 марта 2012 г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.