На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80937


Наименование:


Курсовик ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 06.10.2014. Сдан: 2007. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Рег.№_________

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра психодиагностики и дисциплин специализации


Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессии у девиантных подростков 6
1.1. Факторы девиантного поведения в литературе 6
1.2. Отечественные и зарубежные подходы к изучению агрессии 9
1.3 Понятие агрессии и агрессивности 12
1.4. Социальные условия, способствующие закреплению агрессии 17
1.5. Выводы 23

3. Глава 2. Психологические исследования личности подростка 26

2.1. База и методы исследования 26
2.2 Анализ диагностических данных по изучению нарушенного поведения детей 30
2.3 Выводы 33

4. Заключение 36
5. Библиографический список
6. Приложения 41
7. Приложение 1
8. Приложение 2 48


ВВЕДЕНИЕ
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации», которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности в настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Таким образом, мы по праву можем считать данную тему курсовой работы: « Особенности проявления агрессии у девиантных подростков» -актуальной и достаточно интересной для более глубокого рассмотрения.
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и возможные факторы ее проецирования. В практической части провели психологические исследования личности и попытались выявить особенности проявления агрессии у девиантных подростков.
Цель - изучить особенности проявления агрессии у девиантных подростков.
Объект: агрессия подростков.
Предмет: особенности проявления агрессии у девиантных подростков.
Задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Провести исследования агрессивности личности подростков.
3. Изучить особенности проявления агрессии у девиантных подростков. Гипотезой выступает предположение о том, что агрессивность
на протяжении подросткового возраста выступает как относительно устойчивая черта личности.
Практическая значимость: результаты данного исследования в первую очередь интересны социальным педагогам, преподавателям. Учитывая особенности проявления агрессии у девиантных подростков, и, видя положительные результаты, нужно стремиться к совместной продуктивной работе и созданию психокоррекционных программ на устранение определенных проявлений агрессии у девиантных подростков.
Методологической основой исследования являются основные положения формирования личности в трудах Выготского Л.С., Кона И.С., положения о девиантном поведении подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты Клейберга Ю.А., концепция «отношения и системы устойчивости» для общества девиантов Э. Эриксона, психоаналитический подход 3. Фрейда.
Методическая основа исследования: в нашем исследовании использовались как теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы), так и эмпирические : наблюдение, тестирование, опросник; в частности: проективная методика исследования личности Э.Вагнера «Тест руки», опросник Басса-Дарки.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечилось применением надежных и валидных, опробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, использованием
статистического метода обработки данных по Т - критерию Уилкоксона.
Научная новизна данной работы состоит в том, что проблема проявления агрессии у девиантных подростков в современной науке на данный момент остается мало изученной.
Исследование проводилось на базе Новоленинской Средней щколы №1 Нукутского района, Иркутской области. Выборка была сформирована из детей «группы риска» (20 человек). Работа включает: Введение;
Главу 1. Проявления агрессии у девиантных подростков; Главу 2. Психологическое исследование личности девиантного подростка; Заключение; Литературу; Приложение 1; Приложение 2.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
АГРЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1. ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Под девиантным поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Факторы:
Биосоциальный - физические влечение к противоположному полу (либидо), стремление удовлетворить половую потребность, раннее начало полового созревания и пробуждение сексуальных устремлений.
Средовой - Влияние друзей, знакомых наличие ориентации на негативную компанию. Нарушение эмоционального контакта с родителями, натянутые взаимоотношения, невозможность откровенных бесед. Стимуляция отклоняющегося поведения окружающей средой: получение негативной информации через книги, кино - и видеофильмы, от друзей, знакомых и т. д.
Социально-психологический - потребность в эмоциональной близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков в кругу компании.
Социальной дезадаптации - последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времепрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.
Нравственно-этический - диссоциация нравственных установок. интериорезированные (усвоенные) нормы жизни.
Реакция эмансипации - стремление стать взрослее, завоевать уважение друзей, подруг.
Неблагополучная семья - воспитание в условиях деформированной и неполной семьи.
Средовой фактор отражает действие на подростка различных компонентов микросоциальной среды. Наибольшую нагрузку несет здесь 2-й компонент - влияние негативной компании. Попадая под ее влияние, подросток быстро усваивает присущие ей способы проведения свободного времени.
Не меньшая нагрузка в этом факторе возложена на 7-й компонент -нарушение эмоционального контакта с родителями. Отчуждение в отношениях с отцом и матерью заставляет подростков удовлетворять потребность в эмоциональном контакте в среде сверстников либо лиц старшего возраста. Между родителями в семьях - трудных подростков, как правило, по тем либо другим причинам наблюдаются разногласия, натянутые отношения, неискренность, а порой открытая вражда, что тонко чувствуют дети. Такая ситуация служит первичным источником отчуждения ребенка от семьи, которая со временем быстро усугубляется. Нарушение доверительных взаимоотношений с родителями сильно затрудняет воспитание детей и делает почти невозможным решение такого деликатного и сложного вопроса, как половое воспитание и просвещение.
Одним из средств, облегчающих достижение эмоционального контакта со сверстниками, является употребление подростком спиртных напитков. Характерно также то, что раннее начало половой жизни коррелирует с отсутствием авторитета родителей, судимостью кого-либо из членов семьи.
Четвертый и пятый факторы, получившие название факторов социальной дезадаптации, концентрируют в себе характеристики поведения подростков, которые говорят о нарушении процесса социализации личности. Пятый фактор включает признаки, показывающие легко выраженную степень нарушения социализации подростков, и говорит об усилении их конфронтации с окружающими. Многие из них бросают учебу, не работают, часто вступают в конфликт с органами охраны и правопорядка[24;37]. Большинство их друзей старше по возрасту характеризуются негативно. Поэтому, попав в такую компанию, подростки поневоле воспринимают порочный характер общения.
Нравственно-этические факторы (5-й компонент) дополняют друг друга, объясняют действие первых четырех. Они говорят о диссоциации нравственных идеалов у большинства трудных подростков.
Фактор реакции эмансипации в определенных случаях является способом приобретения независимости, статуса взрослого человека, позволяет приобрести уважение среди друзей и сверстников. Зачастую она мотивируется необходимостью приобретения сексуального опыта для вступления в брак.
В неполных, а также деформированных, то есть в неблагополучных семьях создаются дополнительные трудности в воспитании ребенка: гиперопека, относительный дефицит эмоционального общения, затруднение идентификации половых ролей и др. В связи с этим девушки из неполных семей значительно быстрее поддаются социальным влияниям.
1.2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ
В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.).
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического и этологического подходов.
Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто
как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.Получается, что агрессивное поведение - не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базбвые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.
Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие равновесие рефлекса.
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивное™, а также их предпосылки.
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов. Поэтому Э. Фромм, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни;»
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительно........


9. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987.
12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981.
13. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М., 1975.
14. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М., 2002.
15. Ениколопов С.Н. Психология девиантного поведения. - М.: Академия, 1999.
16. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988.
17. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. - М., 1990.
18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
19. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М,: Просвещение, 1992.
20. Игры, обучение, тренинг, досуг.../ под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.
21. Катденко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
22. Кравцова Е.Е., Нерухонова А.А., Степанова В.Й. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. - Кишинев, 1993.
23. Кутленд Л. Свобода от бутылки. Как помочь пьющему человеку. - М., 1998.
24. Кон И.О. Психология ранней юности. - М.: Просвещение» 1989.
25. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1979.
26. Лусканова П.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М., 1993.
27. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1996.
28. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1984.
29. Невский И.А. Дети с отклонениями в поведении. - М., 1990.
30. Немов Р.С. Психология. Кн.З: Психодиагностика. - М., 1998.
31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
32. Профилактика вредных привычек школьников. - М.: Просвещение, 1988.
33. Практическая психология в тестах. /Сост. Р. Римская, С. Римский. - М., 1998.
34. Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. -М., 1990.
35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.
36. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. - Воронеж, 1996.
37. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.
38. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. - М., 2001.
39. Смит Э. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
40. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.
41. Спок Б. Разговор с матерью. - М., 1991.
42. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб - пособ. для учителей и родителей. - М.: Академия, 1996.
43. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.
44. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.
45. Тигунцева Г.Н. Психолого-педагогическая помощь современной семье методом контактного взаимодействия. -Иркутск, 1999.
46. Франселла Ф., Банностер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987.
47. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1991.
48. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
49. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.
50. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. - СПб., 1911.
51. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
52. Юнг К. Психологические типы. - М., 1952.
53. Юницкий А.В. Психология детской потери // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1991, № 2. - С. 49-55.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.