На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80946


Наименование:


Курсовик Методы и приемы развития социально-коммуникативной компетентностиподростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 06.10.2014. Сдан: 2013. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА……………………………………………………………………..6
1.1. Социально-психологическая компетентность: понятие и сущность………………………………………………………………………6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста……….……12
1.3. Особенности социально-психологической компетентности подростков………………………………..……………………………….…18
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………….…….28
2.1. Программа психологической диагностики……………………….…...28
2.2. Психолого-педагогическая программа развития………………….….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….….53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..……56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………..…70


ВВЕДЕНИЕ

Важное место в современном развитии общества уделяется общению, без которого невозможно полноценное формирование и становление личности. Необходимость общения определяется тем, что в процессе взаимодействия люди вынуждены общаться. Общение способствует организации общественной деятельности, а также ее обогащению новыми связями и отношениями между людьми.
Особое значение общение приобретает в подростковом возрасте, поскольку для подростка общение- это основной вид деятельности. В процессе общения подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности для достижения взаимопонимания между общающимися.
Все свои знания и умения, применяемые при коммуникации подростки приобретают начиная с самого рождения. Конечно же, не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Поскольку в подростковом возрасте большую часть времени ребенок проводит в школе, то развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.
Рассмотренное выше, дает возможность утверждать, что выбранная тема курсовой работы является актуальной и требует дальнейшей разработки. В связи с этим, цель курсовой работы- раскрыть сущность коммуникативной компетенции, выявить основные её составляющие и исследовать методы ее развития.
Проблему развития коммуникативной компетентности рассматривали многие ученые с различных точек зрения: с философской (А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, М.С. Каган, В.Т. Шапко, Г.В. Драч и др.); социально-педагогической (Е.В. Руденский, А.В. Соколов, И.И. Рыданова, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, Э.А. Орлова и др.); психологической ( А.В. Петровский, Т.В. Шамардина, В.А. Исаев, Т.М. Дридзе, А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер и др.).
Исследования ряда авторов ( Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, И.И. Рыданова, А.В. Мудрик и др.) показывают, что становление личности человека происходит в процессе коммуникативных действий, направленных на формирование и развитие ее важнейших качеств, мировоззрения и нравственности.
Объект исследования - развитие коммуникативной компетентности у подростков.
Предмет исследования - методы развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
Целью исследования является изучение методов и прием развития коммуникативной компетентности подростков.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность коммуникативной компетентности;
2. исследовать личностные особенности подростка;
3. исследовать компетентность в общении у подростков;
4. рассмотреть методы диагностики коммуникативной компетентности у подростков;
5. рассмотреть методы развития коммуникативной компетентности у подростков.
Гипотеза исследования:
Развитие коммуникативной компетентности подростков будет успешным, если:
1. Если рассматривать коммуникативную компетентность как способность и готовность подростка к продуктивному межличностному взаимодействию; как сложную образующуюся систему, состоящей из элементов (мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий), которую необходимо целенаправленно развивать.
2. Если своевременно проводить психологическую диагностику сформированности коммуникативной компетентности у подростков, с целью выявления недостатков с последующей их корректировкой.
3. Если разрабатывать коррекционные технологии для развития коммуникативных умений и навыков у подростков с учетом их личностных и индивидуальных особенностей.
Методы исследования:
I. Теоретические: обобщение, моделирование, сравнимо-сопоставительный анализ, проектирование, систематизация, построение гипотезы.
II. Эмпирические: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, наблюдение, обобщение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности.
Структура курсовой работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА

1.1. Социально-психологическая компетентность: понятие, сущность

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность (Кухаренко В.А.).
Социально-психологическая компетенция включает в себя [36]:
· коммуникативную компетенцию - готовность к получению необходимой информации в процессе диалога, а также умение отстаивать свою позицию и точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению других;
· готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми;
· компетенции самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии - способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие;
· готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Коммуникация (с латинского- «общее, разделяемое со всеми»)- это двусторонний обмен информацией, который приводит к взаимному пониманию. Главное условие при котором коммуникация состоялась- это достижение взаимопонимания. Для определения успеха коммуникации необходимо путем обратной связи с человеком убедиться, что в процессе коммуникации вас поняли, как они вас восприняли и как относятся к проблеме.
Для осуществление коммуникации необходимо наличие минимальных участников: коммуникант- это субъект, который передает информационный объект; реципиент- это субъект, который принимает информационный объект; а также необходимо наличие самого объекта информации. Таким образом, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом.
Схема коммуникации изображена на рисунке 1.1.


Рис. 1.1. Схема коммуникативного процесса
Передаваемым объектом может быть речь, жесты, журнал, кружка и т.д.)
Компетентность- это умение делать что-то хорошо и эффективно, применяя свои внутренние ресурсы (знания и навыки) [37].
Социальный - это различные социальные взаимозависимости, возникающие в социальном взаимодействии < wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5>, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Таким образом, социально- коммуникативная компетентность- это применение внутренних ресурсов, направленных на другого человека с целью достижения взаимопонимания в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Социально- коммуникативная компетентность - это успешная коммуникативная деятельность, которая демонстрируется путем усвоенных средств и речевого общения, которое подкрепляется речевыми умениями и навыками.
Причинами плохой коммуникации могут быть [30]:
1) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2) предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;
3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
4) отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;
6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
7) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Социально- коммуникативная компетентность всегда направлена на другого человека. Для определения присутствия социально- коммуникативной компетентности, а не просто взаимодействия, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
· должен быть интерес и внимание к партнеру, выражающийся во взгляде в глаза, внимание к действиям и словам партнера. Все это говорит о том, что человек направлен на собеседника и воспринимает его;
· собеседник должен выражать эмоции по отношению к партнеру;
· желание обратить на себя внимание, стремление вызвать интерес собеседника к себе посредством инициативных актов;
· чувствительность партнера к проявляющемуся со стороны собеседника отношения.
Сформированность социально- коммуникативной компетентности личности определяется по таким группам критериев: культура общения, общительность; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы.
Рассматривая критерии социально-коммуникативной компетентности, можно выделить и три основных ее мотива: деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности; познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый - источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника; личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная компетентность побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [13, с.104].
И.Н.Зотова в своем труде «Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности» выделила следующие основные структурные элементы социально-коммуникативной компетентности:
- коммуникативные знания;
- коммуникативные умения;
-коммуникативные способности.
Коммуникативные знания- это знания, основанные на понимании термина «общение», на знании видов и фаз общения, закономерностей его развития. Также коммуникативные знания включают в себя знания о существующих коммуникативных методах и приемах, их возможностях и ограничениях. Еще одним составляющим коммуникативных знаний является способность выделения методов, являющихся наиболее эффективными по отношению к разным людям и разным ситуациям.
Коммуникативные умения- это комплекс осознанных коммуникативных действий ,которые основаны на знании структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности. Это способность управлять своим поведением и правильно его строить.
Коммуникативные умения включают в себя:
· способность к организации адекватного текста сообщения;
· речевые умения;
· умение гармонизировать внешние и внутренние проявления;
· умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
Коммуникативные способности- это индивидуально-психологические свойства личности, которые отвечают требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивают ее быстрое и успешное осуществление. Это умение человека применять свои знания, умения и личностные качества.
Социально-коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. уметь прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
2. уметь программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
3. уметь управлять процессом общения в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации.
Структура социально-коммуникативной компетентности рассматривается многими авторами в своих трудах. Конечно, у каждого свое мнение и взгляд на социально-коммуникативную компетенцию, однако, можно выделить наиболее общие ее компоненты:
· лингвистический (предполагает владение языковыми средствами и умение распознавать текст: лексика, орфография, грамматика и прочее);
· дискурсивный (предполагает построение письменного и устного текста);
· прагматический (предполагает эффективное достижение коммуникативных целей);
· стратегический (предполагает предотвращение трудностей коммуникации);
· социокультурный (предполагает следование социокультурным нормам).
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что социально-коммуникативная компетентность- это межличностное взаимодействие с другими людьми с применением личностных ресурсов. К таким ресурсам относятся: умение грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме; понимание ценностей не только своей позиции, но и чужой; умение владеть собой с целью предотвращения конфликтных ситуаций; уметь прогнозировать последствия своих речевых действий и прочее.


1.2. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - это период перехода от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет, хотя единства четких границ возраста в психологической литературе нет. В подростковом возрасте, как и любом возрасте есть свои особенности и сложности. Этому периоду характерен ряд физических изменений, интенсивное развитие личности.
Этот период обуславливается следующими потребностями:
· стремление общаться с ровесниками;
· стремление стать независимым и самостоятельным;
· освобождение от зависимости, подчиненности от взрослых;
· стремление к признанию своих прав со стороны других людей.
Т.В. Драгунова отмечает ряд характерных для подростка особенностей [12, с.214-216]:
· подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;
· для подростка важно, чтобы форма его поведения была недетской;
· ценность для подростка некоторой работы определяется ее ?взрослостью?;
· любимый герой подростка - человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем. В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;
· склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. ?Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают?;
· возникновение разнообразных ?кодексов? (например, товарищества);
· возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.
Симптомом начала подросткового возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости- это центральное специфическое новообразование личности подростка.
Чувство взрослости у подростка появляется на основе физического развития и социальных условий. Развитие взрослости может протекать односторонне или сразу в нескольких направлениях, разными темпами и разными способами: общение в группах ровесников; копирование поведения взрослых; путем самовоспитания и самообучения; усвоения знаний о взрослых и их жизни. Все эти процессы выполняют одну и ту же функцию: усвоение форм, ценностей, общественных требований, способов поведения и формирования личностных ценностей, которые определяют направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценок [34].
В подростковом возрасте психологическими особенностями является изменение физического, психологического и социального состояния ребенка.
Физическое изменение характеризуется гормональным изменением, психологическое характеризуется формированием сознания, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
По мнению Л.С.Выготского все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а по определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский Л.С. писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
В подростковом периоде ребенок переживает трудное психическое развитие. С ним трудно общаться не только окружающим, но также он труден и для самого себя. У подростка отсутствуют физические, социальные и интеллектуальные возможности, однако он требует признания его независимости, равенства. Подросток может вступить в действительно равноправные отношения со взрослыми, но это возможно только в специально организованной общественно полезной деятельности. В такой созданной действенной ситуации он удовлетворяет свои требования на отношения со взрослыми. Главное стремление подростка в процессе утверждения его места в обществе- это быть признанным во взрослом мире.
Для подросткового возраста характерно осознание индивидом своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Вот почему деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой - создавать условия для развертывания определенных форм отношений, свидетельствующих о признании подростка как члена общества [13].
Основные психологические новообразования подростков обуславливаются его участием в общественно полезной деятельности, что способствует не только признание их взрослыми, но и создает возможности для расширения всех форм общения.
Основное противоречие в подростковом возрасте состоит в желании ребенка быть признанным взрослыми, хотя реальные возможности утвердить себя среди них отсутствуют. В связи с этим тяга подростков к общению со сверстниками является только проявлением их совместного переживания по поводу их не признанности миром взрослых.
С заметным изменением физиологии и личности подростка происходит прогресс в познавательной деятельности.
У подростков развивается мышление благодаря усвоению научных и теоретических знаний. За счет этого у подростка появляется способность к дедуктивным умозаключениям, критическое восприятие учебного материала и моральных требований. Изменения в личности и познавательной сфере взаимосвязаны. Психические процессы развиваются на основе самостоятельности личности, а развитие мышления определяются формированием личностных особенностей.
Учебная деятельность в подростковом возрасте подвергается значительным изменениям, как в организации и содержании, так и в характере ее протекания. Мотивация учения также качественно меняется - структура мотивов усложняется, происходит объединение широких социальных мотивов с собственно познавательными мотивами. Одновременно у подростков наблюдаются более значительные, чем у младших школьников, индивидуальные отличия в мотивации учения. Под влиянием более сложного содержания обучения в средних классах наступают существенные изменения не только в мотивационной, но и в операционной сфере учебной деятельности подростков: повышается уровень абстрагирования и обобщения, формируются системы прямых и обратных логических операций, изменяется соотношение внешних и внутренних действий, происходит переход внешних действий во внутренние. В плане мышления формируются умственные действия, которые являются компонентами умений учиться, изменяется также соотношение между перцептивными, мнемическим, мыслительными и практическими действиями. Практические действия выступают преимущественно как способ применения приобретенных знаний [34].
Усвоение норм социального общения- кульминационный пункт деятельности подростка. Процесс психического развития подростка состоит в появлении новообразований, а не в проявлении существующих задатков. Л.С.Выготский так определяет этот феномен: «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
В подростковом периоде у ребенка формируются личностные смыслы жизни. Ребенок начинает осознавать самого себя, у него формируются нравственные ценности, он начинает понимать свои возможности и способности, формируются взгляды на жизнь и жизненные перспективы, он стремиться ощутить себя и стать взрослым, стремиться общаться со сверстниками.
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) пред­полагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к соци­альной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодо­леть новый этап становления своего пс........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.