На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80998


Наименование:


Курсовик Правовое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 8.10.2014. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты правового воспитания в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..6
1.1.Понятие и сущность правового воспитания……………………………….6
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ…………………………………….11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...19

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование правового воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………….21
2.1 Диагностика уровня правовых знаний дошкольников……………………21
2.2. Реализация занятий по патриотическому воспитанию дошкольников…24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
В настоящее время к области правосознания относится широкий круг проблем, включающий правовую социализацию, межкультурные различия в правосознании, а так же аттитюды по отношению к преступлениям и преступникам (подсудимым, заключенным), закону, наказанию, правоохранительным органам / суду, пенитенциарной системе и их работникам. Значимость изучения правосознания определяется, прежде всего, влиянием, которое оно оказывает на поведение людей как в рамках правовых институтов, например, суда, так и в ходе повседневного взаимодействия. Определенное понимание целей закона и наказания, представления о причинах преступности, оценка допустимости тех или иных действий со стороны работников милиции влияют не только на поведение самих носителей правосознания, но и на отношение к ним со стороны представителей силовых и судебных структур. Таким образом, изучение правосознания становится одной из центральных проблем области психологии и права.
Правонарушения и антиобщественное поведение несовершеннолетних относятся к разряду серьезных социальных проблем. По приведенным данным, к началу 2005 г. на учет КДН в России было поставлено 199 тыс. подростков, совершивших противоправные действия. Однако это лишь небольшая часть реального числа несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях. Многие из совершивших антиобщественные проступки пока не выявлены и не взяты на учет, поэтому истинные показатели подростковой преступности выше учтенных примерно в 1,5-2 раза. Именно поэтому воспитание основ правовой культуры и правового воспитания должны быть заложены в самом детстве, начинаю с дошкольного возраста. Таким образом, выбранная нами тема исследования является актуальной востребованной в настоящее время.
Изучением проблемы формирования правосознания занимались Т.В.Болотина, Г.П.Давыдова , Н.В.Рябова, Т.И.Алгазина , А.В.Баженов , Л.Горшенин, А.Г.Никулин, М.Ю.Санникова, Н.Г.Суворова ,В.М.Обухова, А.В. Мицкевич , П. А. Мусинов , Е.В.Ткаченко, Н.,Н.Малофеев.
Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д.А. Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Под правовым воспитанием они понимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитания необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать основу правового воспитания в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования: правовое воспитание
Предмет исследования: правовое воспитание в старшем дошкольном возрасте
Гипотеза исследования:
Процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при реализации комплексного подхода к данной проблеме: при работе с дошкольниками, их родителями, а также с воспитателями ДОУ..
Задачи исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Диагностика уровня правовых знаний дошкольников.
Разработка занятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы;
Качественная и количественная обработка результатов исследования;
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № города. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: уточнены психолого-педагогические особенности правового воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Практическая значимость:
Полученные данные по результатам диагностической работы об особенностях правовых знаний дошкольников могут быть использованы педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, разработанные занятия по правовому воспитанию - в коррекционной работе с детьми.


Глава 1.Теоретические аспекты правового воспитания в дошкольном возрасте
1.1.Понятие и сущность правового воспитания
В современном глобализированном обществе становление процесса правовой культуры и правовой социализации личности затруднительно без правового воспитания.
Понятие правового воспитания сегодня в науке имеет неоднозначную трактовку. Так социологи считают, что данная деятельность представляет собой особый вид социальной работы. По мнению же политологов, это есть вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни поддерживаемого в государстве. Ученые-юристы указывают на юридический аспект понятия «правового воспитания». Например, Е.А. Певцова полагает, что «правовое воспитание - это особый вид юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности»
По нашему мнению, процесс правового воспитания следует понимать в двух аспектах, в узком и широком смыслах его значения.
В узком понимании, правовое воспитание - это систематический, целенаправленный управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений необходимых для успешного конструирования правовой культуры личности.
В широком же понимании правовое воспитание - это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правовой социализации личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов, происходящих в современном обществе
Основной отличительной особенностью современного функционирования правового воспитания является его характеристика как составного элемента информационной среды правовой социализации личности. Именно воспитательная функция правового регулирования занимает центральное место в механизме формирования правовой активности и правомерного поведения человека внутри социума.
Правовоспитательная деятельность в первую очередь призвана содействовать формированию духовного фундамента в сознании людей, который предопределил бы необходимое и четкое соблюдение правовых норм в обществе и обеспечил бы основу сознательной реализации права. Это требует правильно организованной и четко направленной работы по созданию правовых стереотипов и установок, основывающихся, прежде всего, на прочных правовых знаниях, убежденности в необходимости и справедливости. То есть правовое воспитание - это такая общественная деятельность, которая идейно-теоретически готовит личность к необходимому сознательному восприятию и соблюдению правовых норм
Сегодня в правовом воспитании очень важно не столько приобретение знаний (прежде всего нравственных, а уже потом правовых), сколько формирование правильного, адекватного и толерантного психологического отношения к ним со стороны самой личности.
Главный итог правового воспитания состоит не только в том, какие чувства воспитаны в человеке. Определяющим является, то, какое место они заняли в его личностной и иерархичной структуре ценностей, в самосознании и мировоззрении индивида.
Фундаментом правового воспитания всегда является воспитание нравственное, которое создает условия духовной самостоятельности, подготавливая почву для дальнейшего усвоения правовых установок и правовых норм. Доминантами нравственного и правового воспитания в современных условиях должны быть уважение прав других, честность (открытость), долженствование (долг государства перед своими гражданами, и наоборот), убежденность в необходимости и ценности права, оптимизм и социальная толерантность. Признание прав других и есть высшая рефлексия, достижение внутренней самостоятельности личности и путь к признанию права в качестве ценности
Следует подчеркнуть, что в выработке социально-активного поведения личности всегда проявляется творческий характер российского законодательства.
Действительно, эффективность принимаемых законов неразрывно связана с восприятием уважения к праву. Ведь высокий уровень развития демократии в России предполагает наличие у людей единства общих компонентов культуры личности. При этом важной задачей является саморегуляция поведения индивида в обществе. Осуществление этой саморегуляции становится возможным в том случае, когда закон для личности становится не просто формализованной системой ограниченных предписаний, а основной социально-нравственной установкой. В любом законе важна его справедливость, где формирование правовой культуры необходимо строить на убеждении людей в значимости закона как высшей социально-нравственной ценности и носителя идей социальной справедливости.
Но достаточно ли сегодня в качестве главной цели правового воспитания выдвигать лишь повышение уровня правовых знаний и правомерности поведения? Думается, нет. Основной целью правового воспитания должно стать формирование демократической правовой культуры, убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения граждан, основанного на глубоких правовых знаниях, правильных правовых представлениях и твердых нравственных убеждениях.
Эта цель конкретизируется через более непосредственные и конкретные задачи правового воспитания. Среди них наибольшее значение на наш взгляд имеют следующие:
постепенное формирование системы правовых знаний;
формирование ценностей и приоритетов правового государства и гражданского общества;
привитие навыков правомерного поведения;
воспитание активной гражданской позиции и нетерпимости к правонарушениям;
формирование разумных потребностей, чувства долга и ответственности
Главный показатель правового воспитания состоит не только в усвоении норм права, но и в том, как право помогает совершенствовать общественную жизнь современного общества.
Правовое воспитание в российском социуме, культура которого имеет сегодня дифференцированный в социальном плане характер, тесно связана со становлением социальной толерантности. В процессе правового воспитания следует учитывать следующие, связанные с толерантностью, моменты: неоднородность восприятия людьми мира и окружающей действительности; осознание индивидуумом, что не все разделяют его взгляды на мир; выявление ведущих тенденций в этом этапе развития; важность способности выявления причинно-следственных связей между событиями, действиями и ответственностью людей; взгляды на мир как сложное явление; осознание и уважение различий в идеях, обычаях, культурных традициях, не нарушающих требований права; воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения, ответственности у людей, так как только уважающий себя человек может уважать достоинство другого человека. Проявление терпимости к другим есть необходимое качество, вырабатываемое в процессе правового воспитания. В этом смысле толерантность сама по себе становится важной правовой ценностью
Мы соглашаемся с тем, что сегодня необходима разработанность предупредительных мер, направленных на выявление и устранение негативных факторов в политической, экономической, правовой и социальной сферах, которые выступают сегодня в качестве главной причины условий деформации правосознания и правовой культуры, что значительно снижает эффективность процесса правового воспитания индивида.
Существуют две составляющие правового воспитания: правовое образование (обучение) и пропаганда права.
Если говорить о самих общих понятиях, то под правовым образованием (обучением) принято понимать деятельность, направленную на приобретение существующих правовых знаний, навыков, методик в целях их использования в правовой деятельности и полномочиях
Приобретение правовых знаний в процессе правового обучения, во-первых, связано с углублением познания социальной реальности и развитием интереса к социальным ценностям, в том числе и ценностям социально-правового характера.
Во-вторых, в процессе правового образования (обучения) укрепляется........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

• Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст]/ Ш.А. Амонашвили. - М., 1990. - 560 с.
• Богданова, С. А. "Твои права". [Текст]: Программа правового воспитания детей в подготовительной к школе группе / С. А. Богданова // Дошкольная педагогика. - 2007. - N 6. - С. 14-20.
• Борисова, О. Правовое воспитание дошкольников [Текст]/ О. Борисова // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С.82-84.
• Болотина Т. В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах и ответах и комментариях - Москва: АПК и ПРО, 2002.
• Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: 2-е изд. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова / под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1985.
• Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду.- 2007. № 3.
• Давыдова, О.И. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
• Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада [Текст]. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
• Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание.- 2001. № 8; 12.
• Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание.- 2001. № 10.
• Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
• Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2007.
• Зайдуллина Г.Г. Гражданско-правовое воспитание дошкольников в ДОУ // «Имею честь достойно Родине служить». Проблемы духовности современного общества и патриотического воспитания молодежи ХМАО: направления и перспективы: Материалы окружной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.В. Сапожникова. Нижневартовск, 2006. - 174 с.
• Каландаришвили З.Н. Правовая культура современного общества. СПб., 2008.
• Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к правовой культуре - Дошкольник. Образование. Модернизация - Ульяновск: УИПКПРО, - 2003.
• Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]/ С.А. Козлова: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
• Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками - Москва: Линка - Пресс, 2000г.
• Кочергина, В. Правовое воспитание дошкольников [Текст]/ В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - С. 2-5.
• Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
• Лебедева С.С. Правовое воспитание и его проблемы в современном обществе. М., 2008.
• Мячина, Л.К. Маленьким детям - большие права. [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Мячина, Л.М. Зотова, О.А. Данилова. - Спб., 2007. - 144 с.
• Микляева, Н.В. Правовые основы управления ДОУ [Текст]: практическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 192 с.
• Нагорная Е. Охрана прав ребенка// Ребенок в детском саду. -2005. № 4.5.6, 2006. № 1.
• Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию II Журнал российского права. 2004. № 3.
• Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2003. - 416 с.
• Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
• Рылеева Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» // Дошкольное воспитание - 1998 - №10.
• Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007,
• Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. -2005. № 3.
• Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.- М: «Ангстрем», 2003.
• Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: «АСТ-пресс», 2006.
• Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. - М.: «Вако». 2009.
• Шабельник Е.С. Права ребенка. - М.: «Вита - пресс», 2007.
• Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! - М.: «Вита-пресс», 2007.
• Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.