На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81128


Наименование:


Курсовик Основные направления психологии.Когнитивное, когнитивно-поведенчиское направление в психологии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 13.10.2014. Сдан: 2013. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Введение
Раздел 1. Поведенческое направление в психологии.
1.1.Краткая характеристика поведенческого (бихевиорального) направления в психологии. 5
1.2.Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. 6
1.3.Основные этапы эволюции бихевиоризма. 7
1.4.Краткая характеристика вклада в развитие бихевиоризма и мировой психологии И.П. Павлова. 7
1.5.Влияние Э. Торндайка на бихевиоральную психологию. 8
1.6.Краткая характеристика классического бихевиоризма Уотсона. 9
1.7.Краткая характеристика оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скинера. 11
1.8.Краткая характеристика теории социально-когнитивного научения А.Бандуры и Д. Роттера. 12
1.9.Основные виды поведенческой терапии. 13
1.10.Значение поведенческого направления в современной психологии. 15
Раздел 2. Когнитивное, когнитивно-поведенчиское направление в психологии.
2.1.Краткая характеристика когнитивного направления в психологии. 17
2.2.Истоки когнитивной психологии. 17
2.3.Вклад в когнитивную психологию Д.Миллера и У Найссера 18
2.4.Краткая характеристика когнитивной теории Дж. Келли. 19
2.5.Краткая характеристика теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. 20
2.6.Когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия, суть терапии А.Бека и А. Эллиса. 21
Раздел 3. Психоаналитическое направление в психологии.
3.1. Краткая характеристика психоаналитического направления. 26
3.2. Предпосылки возникновения психоанализа. 26
3.3. Краткая характеристика основных теоретических положений классического психоанализа З. Фрейда и его значение в современной психологии. 28
3.4. Основные теоретические положения К. Юнга. 32
3. 5. Основные теоретические положения А. Адлера. 36
3.6. Основные теоретические положения Э. Фромма. 41
3.7. Основные теоретические положения К. Хорни. 43
3.8. Основные теоретические положения Г.С. Салливана. 45
3.9. Место и значение психоаналитического направления в современной психологии. 47
Раздел 4. Гуманистическое направление в психологии.
4.1. Краткая характеристика гуманистического направления в психологии. 50
4.2. Истоки гуманистической психологии. 50
4.3. Основные положения теории А. Маслоу. 52
4.4. Основные положения концепции К. Роджерса. 57
4.5. Место и значение гуманистического направления в современной психологии. 61
Раздел 5. Экзистенциальное направление в психологии.
5.1. Краткая характеристика экзистенциального направления в психологии. 63
5.2. Истоки экзистенциального направления. 63
5.3. Краткая характеристика основных теоретических положений Р. Мэя. 64
5.4. Краткая характеристика основных теоретических положений И. Ялома 68
5.5. Краткая характеристика основных теоретических положений В. Франкла 75
5.6. Место и значение экзистенциального направления в современной психологии. 77
Раздел 6. Трансперсональная психология
6.1. Станислав Гроф. 79
6.2. Роберто Ассаджоли 80
6.3. Карлфрид Дюркгейм 80
Раздел 7. Отечественная психологическая мысль в XX веке.
7.1. Выготский Лев Семенович. 82
7.2. Леонтьев Алексей Николаевич. 83
7.3. Лурия Александр Романович 84
7.4. Петр Яковлевич Гальперин………………………………………………………………………………………………………… 86
Раздел 8. Интегративная психология как методологическая система психологической науки ХХI века.
8.1. Козлов Владимир Васильевич. 91
Вывод


Введение.
К середине XIX века научные методы стали привычным инструментом в исследовании психических явлений. Были разработаны специальные методики, созданы приборы, написаны имеющие принципиальное значение книги - к проблемам научного подхода в психологии был прикован широкий общественный интерес. Английская эмпирическая философия и работы по астрономии подчеркивали роль чувств, а немецкие ученые описывали их функциональные аспекты. Позитивистский «дух времени», Zeitgeist, способствовал сближению этих двух психологических школ. Но все же не было фигуры, способной слить их воедино, - иными словами, основать новую науку. Таким человеком стал Вильгельм Вундт.
Вундт - основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Он организовал первую лабораторию, учредил первый журнал, положил начало экспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов - включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации - стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки.
В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.
Каждое направление в психологии рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями.

Раздел 1. Поведенческое направление в психологии.
1.1. Краткая характеристика поведенческого (бихевиорального) направления в психологии.
Бихевиоризм возник к 20-м годам XX в. в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титчнера и на американский функционализм. Его основоположником был Джон Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. [1,с.239]
Уотсон рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах он заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Поведение животных и человека сводилось к связям типа «стимул - реакция». Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Яркими представителями бихевиоризма являются: Эдвард Трондайк (1874 - 1949), Эдвард Толмен (1886 - 1959), Кларк Леонард Халл (1884 - 1952), Берхус Скиннер (1904 -1990), Альберт Бандура (1925 - 1988), Джулиан Роттер (1916-1995), Эдвин Рэй Гатри (1886-1959)
1.2. Основные предпосылки возникновения бихевиоризма.
Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека.
Это направление в психологии возникло в начале ХХ века.
Предпосылки возникновения:
1. психология переживала серьезный методологический кризис:
1.1. отсутствие объективных методов исследования психики;
1.2. предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности;
1.3. разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов.
2. в 20-е годы ХХ столетия психология разделилась на отдельные ветви, развивающие и отстаивающие свои концептуальные линии содержания и структуры психики.
В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Бихевиоризм, используя эксперимент и наблюдение, изучает поведение.
Гештальт, применяя новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля, исследует структуры поля психического.
Глубинная психология при помощи психоанализа вникает в бессознательные структуры психики.

1.3. Основные этапы эволюции бихевиоризма.
Первый этап эволюции бихевиоризма - бихевиоризма Уотсона - продолжался примерно с 1913 по 1930 год.
Второй этап, или необихевиоризм, можно датировать примерно 1930 - 1960 годами. Он охватывает работы таких ученых, как Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Кларк Халл и Б. Ф. Скиннер. Эти необихевиористы сходились во мнениях о некоторых основных положениях, которые использовались для объяснения полученных данных:
1) сердцевиной психологии является исследование процесса научения;
2) большинство видов поведения, независимо от их сложности, подчиняются законам условных рефлексов;
3) психология должна принять принципы операционизма.
Операционизм - доктрина, согласно которой физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих.
Третьим этапом эволюции бихевиоризма является неонеобихевиоризм, или социальный бихевиоризм, начало которого приходится на 60-е годы нашего столетия и который характеризуется возвратом к когнитивным процессам (Segal & Lachman. 1972).
1.4. Краткая характеристика вклада в развитие бихевиоризма и мировой психологии И.П. Павлова.


Большое влияние на бихевиористское движение оказали работы физиолога И.П. Павлова (1849-1936). В своем широко известном исследовании Павлов звенел колокольчиком каждый раз, когда давал собаке еду. Пасть собаки наполнялась слюной, когда животное чувствовало запах пищи. После того, как Павлов повторял эту процедуру много раз, у собаки начинала выделяться слюна, когда животное слышало звук колокольчика, даже если ей не давали еды. Этот
эксперимент показал, что рефлекс, например, наполнение слюной, начать ассоциироваться с каким-либо стимулом, отличным от того, что вызывал его вначале, в данном случае, со звуком колокольчика вместо запаха пищи. Процесс научения, посредством которого реакция начинает ассоциироваться с новым стимулом, называется психологической обработкой с использованием условных рефлексов.
Помимо изучения формирования условных реакций Павлов и его сотрудники исследовали и другие сопутствующие моменты - например, поощрение, затухание рефлекса, спонтанное восстановление, обобщение, установление различий, обусловленность высшего порядка.
Павлов продемонстрировал, что высшая нервная деятельность может изучаться в терминах физиологии, на подопытных животных и без привлечения такого понятия, как сознание. В дальнейшем методы условных рефлексов получили широкое применение в бихевиоральной терапии. Таким образом, работы Павлова оказали огромное влияние на уклон научной психологии в сторону большей объективности в предмете изучения и методах, а также усилил тенденцию к функциональности и практичности.
1.5. Влияние Э. Торндайка на бихевиоральную психологию.


Первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, было осуществлено Торндайком (1874-1949). Торндайк, строго говоря, еще не принадлежал к этому направлению и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно эти работы, открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихевиористов. Это и дает основания причислить концепцию Торндайка к бихевиоризму.
Работы Торндайка получили высокую оценку благодаря тому, что он доказал возможность экспериментального и количественного изучения закономерностей поведения целостного организма в проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения связана с отображением объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания о них. Торндайк же ошибочно противопоставил «пробы и ошибки» как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.
1.6. Краткая характеристика классического бихевиоризма Уотсона.


В 1913 г. вышла статья Джона Б. Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемая как манифест нового направления. Вслед за этим появились его книги «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914), «Бихевиоризм» (1925), в которых впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.).
Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией - будь то физиологические (нервные) или психические - психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. [2,с.301]
Связь психических функций и двигательной активности была в те годы точно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого аппарата и т. д. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Эксперименты Уотсона, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как нтериоризованных действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то фразу и измерял при этом движения мышц гортани. Эти мышечные движения появлялись на экране осциллографа и записывались самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с меньшей амплитудой. Таким образом, с точки зрения Уотсона, было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление - это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности. [3,с.301]
Это также позволило ему изучить этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь - шепот - внутренняя речь. Это исследование привело его к выводу о том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить данное слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) не что иное, как мышление. [4,с.302]
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслугой является и то, что он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению. [5,с.303]
1.7. Краткая характеристика оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скинера.


В своих работах Б.Ф. Скиннер (1904 -1990), исходил из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Скиннер исключал из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают: области психологии личности, например самость, автономию, свободу, творчество. С его точки зрения, нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. Скиннер стремился понять причины поведения и научиться им управлять. Он исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами.
На основе представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, Скиннер разработал его особый вид - оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом И. Павлова, он подчеркивал существенные различия между ними. Условный рефлекс, формируемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, так как он связан с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта.
В противовес этому подходу при оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Наибольшее влияние теория оперантного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы и новые программы обучения.
1.8. Краткая характеристика теории социально-когнитивного научения А.Бандуры и Д. Роттера.


Социальная когнитивная теория Альберта Бандуры (1925-1988) отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.
Система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.


Джулиан Роттер (1916 р.) был первым, кто применил термин «теория социального научения» (Rotter. 1947). Он разработал когнитивный подход в бихевиоризме, в котором так же, как и в подходе Бандуры, подразумевалось существование внутренних субъективных переживаний. Таким образом, его бихевиоризм (как и бихевиоризм Бандуры) является менее радикальным, чем бихевиоризм Скиннера. Роттер критиковал Скиннера за то, что тот изучает индивидуальные субъекты в изоляции, и настаивал на том, что люди исходно обучаются типам поведения на основе социального опыта. Подход Роттера зиждется на жестких, строго контролируемых лабораторных исследованиях, что так характерно для всего бихевиористского движения - причем исследованиям подвергаются только «подопытные» люди в условиях социального взаимодействия.
Роттер полагал, что все мы воспринимаем себя существами, обладающими сознанием, способными влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и обеспечиваемое ими подкрепление могут оказывать влияние на человеческое поведение, но сущность и степень этого влияния определяются когнитивными факторами (Rotter. 1982).
1.9. Основные виды поведенческой терапии.
Поведенческий подход (бихевиоральная терапия).
Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.
Виды поведенческой терапии:
Расслабляющая терапия. Задача - привести разум и тело в спокойное, миролюбивое состояние. Техники включают медитацию, постепенное расслабление мышц (напряжение и расслабление отдельных мышц), управляемые образы (визуализация) и глубокое дыхание.
Биологическая обратная связь. Эта методика использует электрический прибор, помогая человеку распознать реакцию его организма на стресс. Участников обучают с помощь прибора замедлять частоту сердечных сокращений и приходить в более расслабленное состояние. После нескольких сеансов человек приобретает способность полностью успокаиваться.
Гипнотерапия. Участники входят в измененное состояние сознания или с профессиональной помощью тренера или самостоятельно (после обучения). В этом состоянии визуальные внушения помогают представить, что боль исчезает.
Когнитивная бихевиористическая терапия. Это разновидность психотерапии, обучающая анализировать негативные, искаженные мысли и заменять их более положительными и реалистическими.
Традиционная психотерапия. Опытный психотерапевт помогает пациентам проанализировать конфликты и разобраться в чувствах.
1.10. Значение поведенческого направления в современной психологии.
Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, несмотря на различные (и часто серьезные) критические замечания со стороны представителей других направлений. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой школы остались неизменными. Это идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение не отрицается), а также убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.
Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности, а также методы, осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого), а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила. [6,с.318]


Список литературы
1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-ва Ж42 МГУ, 1990.-367 с.
2. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
3. Марцинковская Т. Д. История психологии. М, 2003. - 534 с.
4. Шульц Д.П., Шульц Э.С. / История современной психологии. / пер. с англ. Говорунов А.В. - СПб.: Евразия, 1998.
5. Психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 544 с.
6. Ярошевский М.Г. / История психологии. От античности до середины ХХв. уч. пос. - М., 1996.
7. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. М., 1997. - 720 с.

[1] - Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-ва Ж42 МГУ, 1990.-367 с.
[2] - Марцинковская Т. Д. История психологии. М, 2003. - 534 с.
[3] - там же
[4] - там же
[5] - там же
[6] - там же


Раздел 2. Когнитивное, когнитивно-поведенчиское направление в психологии.
2.1. Краткая характеристика когнитивного направления в психологии.
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. 20 века в США как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Представители когнитивной психологии: Д. Миллер (р. 1920), У. Найссер (р. 1928), Д. Келли (1905-1967), Л. Фестингер (1919-1989), А. Бек (1903-1972)
Предмет когнитивной психологии: Модели познавательных процессов.
2.2. Истоки когнитивной психологии.
1. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля, равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.
2. Вильгельма Вундта можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания.
3. Структурализм имеют дело с сознанием - с его элементами.
4. Функционализм также имеет дело с сознанием - с его функционированием.
5. Представитель бихевиоризма Э. Р. Гатри под конец своей научной карьеры подверг критике механистическую модель психики и утверждал, что поведенческие стимулы далеко не всегда можно свести к совокупности физических факторов.
6. Представитель бихевиоризма Э. С. Толмен признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода «стимул-реакция».
7. Перси Бриджмен, известный физик, который ввел в бихевиоризм понятие операциональных определений, позднее отрекся от бихевиоризма и настаивал на необходимости использования интроспекции для придания смысла операциональному анализу.
8. Гештальт-психология тоже оказала влияние на когнитивное движение, поскольку в центре ее внимания с самого начала стояла «организация, структура, связи, активная роль субъекта, а также важная роль восприятия в процессе научения и запоминания» (Hearst. 1979. P. 32).
9. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики.
10. В начале 20-х годов в физике в результате деятельности Альберта Эйнштейна, Нильса Бора, Вернера Гейзенберга и других начал утверждаться новый подход к пониманию сущности объективного мира.
11. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.
12.

К 60-м годам стало ясно (особенно для психологии США), что невозможно и непродуктивно игнорировать сознание и выводить его из предмета психологии.
Так появилась последняя в XX в. когнитивная психологическая школа.
2.3. Вклад в когнитивную психологию Д.Миллера и У Найссера
Джордж Миллер (р. 1920) создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов.
В 1956 г. в статье «Магическое число 7±2: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию» обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и связал их с объемом кратковременной памяти. Этот объем обычно равен 7±2 счетных объектов. Из этого следует, что если данных для запоминания много, нужно группировать объекты так, чтобы их количество оставалось в пределах 7±2 элементов. Данное число (7±2) иногда называют числом Миллера.



Ульрик Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления:
? определил предмет и метод когнитивной психологии;
? доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей;
? предложил термины «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработал методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение;
?

занимался исследованием «искусственного интеллекта».
2.4. Краткая характеристика когнитивной теории Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1967) применил когнитивный подход к психологии личности, показал, что личность развивается на основе когнитивных процессов.
Концепция личностных конструктов:
1) Человек - исследователь мира, он выстраивает гипотезы с помощью конструктов (например, “плохой - злой”)
2) Принцип конструктивного альтернативизма - реакция зависит от способа интерпретации.
Здоровый человек это понимает, следовательно он хорошо адаптирован к изменяющейся реальности.
3) Личностные конструкты - это схемы, с помощью которых субъект интерпретирует реальность и предсказывает будущие события.
Хорошо адаптированная личность способна сделать предметом исследования собственные конструкты.
Конструкты
Проницаемые (открыты для нового опыта) Непроницаемые (закрыты для нового опыта)
Ядерные (наиболее устойчивые, первичные) Периферийные (менее устойчивые, вторичные)

Для исследования личностных конструктов Келли предложил методику - репертуарные решётки.
2.5.

Краткая характеристика теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера (1919-1989) утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.