На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81161


Наименование:


Курсовик Подходы к определению «направленность личности» в психологии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 15.10.2014. Сдан: 2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о личности и её структуре …………………........6
1.1. Представление о личности в современной отечественной и зарубежной психологии …………………………………………………………………………..6
1.2. Представление о структуре личности в современной психологии ..……......9
Выводы по первой главе…………………………………..……………………….14
Глава 2. Подходы к определению «направленность личности» в психологии...16
2.1. Источники активности личности …..………………………………………...16
2.2. Типология направленности личности ……………………………………….25
Выводы по второй главе………………………………………………...…………26
Глава 3. Практическая часть……………………………………………………….27
3.1 Результаты исследования………………………………………………………27
Выводы по третьей главе…………………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….………38
Библиографический список ……………………….………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………42


Введение


Никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида. Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, и идеальные мотивы. Личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики: при этом личность исходит из разных побуждений.
Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента - скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Направленность - это сложное психическое свойство личности, представляющее собой систему побуждений, которая определяет избирательность отношений и активность человека.
Каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т.е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.
В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».
Человеческий индивид по наследству получает не готовые психические свойства, характеризующие его как социальное существо, а только задатки для их развития. Они формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закрепленных в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. В этой связи направленность личности как компонент характера имеет важное значение.
Цель работы: раскрыть понятие «направленность личности» и его структуру.
Объект - направленность как одно из основных свойств личности.
Предмет - типология направленности.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Охарактеризовать понятие личности как предмета психологического исследования.
3. Выявить структуру личности.
4. Определить понятие направленности личности.
5. Изучить различные стороны направленности личности.
6. Проанализировать структуру направленности личности.
Гипотеза исследования.
Структура личности, состоит из четырех основных сторон личности:
1. Социально обусловленные особенности - направленность, моральные качества.
2. Биологически обусловленные особенности - темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
3. Опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, навыков.
4. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Глава 1. Общее понятие о личности и её структуре
1.1. Представление о личности в современной отечественной и зарубежной психологии


Вершиной основной гомологической ветви развития жизни является личность современного человека, часто даже говорят, что «психология - это наука о личности». Действительно, хотя личность объект многих наук - философии, социологии, этики, литературоведения, права, педагогики, медицины и т. д., ни одна из этих наук не изучает личность так всесторонне, как психология [9].
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в це­лом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид - носитель определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Личность, по мнению Леонтьева А. Н., - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей со­здает основание личности, формирование которой происходит в процессе соци­ального развития (онтогенеза) [7].
По Платонову К. К.: «Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Или «личность - это человек как носитель сознания» [9].
Согласно Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему [6].
По мнению Г. Оллпорта, наиболее общее определение человеческой личности сводится к словам: «Человек - это объективная реальность». Однако прикладной науке, какой является психология, необходима терминологическая точность, и Оллпорт провел гигантскую работу по формулировке определения личности, которая ныне признана классическим образцом исследования на эту тему. В законченном, отточенном виде: «Личность - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление» [13].


1.2. Представление о структуре личности в современной психологии


Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время.
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций - это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях.
На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики [15].
Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным. С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. «В психическом облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности». Они, продолжал он далее, «взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности... так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты...» [9].
В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось.
В 60-е гг. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочис­ленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру [........


Библиографический список


1. Аверин В. А. Психология личности: учебное пособие. /- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов .- М. : МГУ , 1990 .- 367 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М., 1988. С 421-441.
4. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии./ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.
5. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С .188.
6. Ковалев А. Г. Психология личности : Учеб.пособие для вузов / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. .- М. : Просвещение , 1970 .- 391 c.
7. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков .- СПб. : Питер , 2009 .- 582 с.
8. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность: (альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) [Текст] / В. С. Мухина. - Екатеринбург: Интел Флай, 2007. - 1072 с.
9. Платонов К. К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972. 216 с.
10. Рейнвальд Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд.- М. : Изд-во УДН, 1987 .- 200 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии./ - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
12. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. /М.: Прогресс, 1987. 232 с.
13. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/Пер. с англ. - СПб.: прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004 - 608 с.
14. Хрестоматия по общей психологии [Текст] / под ред. В. В. Петухова. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.
15. Хьелл Л., Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1998. - 608 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.