Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81172


Наименование:


Диплом ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБНКА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.10.2014. Сдан: 2008. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Понятие «семья» и её основные функции 7
1.2. Типология семей. 12
1.3. Содержание, методы и стили семейного воспитания 18
ГЛАВА II ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА 28
2.1. Воспитательный потенциал современной семьи 28
2.2. От личности родителей к личности ребёнка 40
2.3. Изучение характера взаимоотношений родителей и детей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


ВВЕДЕНИЕ


Семья как объект исследования привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в рамках её жизнедея­тельности свой предмет изучения. Так, история изучает семью в ретроспек­тиве её развития; экономика рассматривает семью в процессе материального накопления и потребления; демография - в выполнении семьёй детородной функции; медицина - в исследовании состояния здоровья членов семьи; со­циология - в изучении причинно-следственных связей становления и функ­ционирования брака и тому подобное. Педагогика, со своей стороны, имеет интерес к семье в связи с её воспитательной функцией, стремясь поддержать и, по возможности развить воспитательный потенциал супругов - родителей.
Социально-психологическая защищённость, успешность достижений ребёнка зависят от того, кто и как влияет на его развитие.
Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравст­венном здоровье семьи. Потенциальные возможности её жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.
Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обу­словлено многими факторами (резкое социально-экономическое расслоение общества, неустойчивость финансирования бюджетной сферы и так далее).
Поэтому проблема воспитания отодвигается на второй план. Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к развитию чрезвычайно неблагоприятных социальных последствий, среди ко­торых основные: рост подростковой наркомании, ранее материнство, крими­нализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семьи и так далее.
Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребёнка являет­ся необходимым фактором социального становления. И во избежание выше перечисленных проблем, семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребёнка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
2008 год объявлен в России Годом семьи. Проведение Года семьи является инициативой второго президента РФ В.В. Путина в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи. Особое внимание власти планируют уделить социальной помощи не только детям, оставшимся без опеки взрослых, но и поддержке престарелых родителей, а также семей, попавших в трудную ситуацию, борьбе с насилием в семье.
В течение 2008 года планируется не только ввести новые проекты, принять новые законы, но и в целом привести массив семейного законодательства в соответствии с требованиями времени. Речь идет об опеке, попечительстве, алиментных обязательствах, помощи многодетным семьям.
В настоящее время приняты нормативные документы (прил. 1), разработан план основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи (прил. 2).
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируется нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценност­ные ориентации и психологические установки.
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом они за­висят от особенностей структуры, социального, возрастного, полового соста­ва.
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Среди них: экономическая, хозяйственно - быто­вая, рекреативная, воспитательная. Именно семья с её постоянным и естест­венным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрения ребёнка. Поэтому выделение воспита­тельной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Современные семьи переживают не самые лучшие времена. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Ухудшение детско-родительских отношений самым пагубным образом отражаются на вос­питании детей.
Актуальность проблематики семейного воспитания и детско-родительских отношений остаётся острой и на сегодняшний день. Исследо­вания по данной проблеме носят в основном узко прикладной характер. Дол­гие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориен­тированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало мало актуальным изучение теории и практики семейного воспитания. Так же семейная жизнь и домаш­нее воспитание сложны для научного исследования, поскольку зачастую представляют собой "тайну за семью печатями", в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.
Исходя из вышеизложенного, объектом исследования является процесс семейного воспитания с его позитивным и негативным влиянием, предметом исследования - семья как воспитательный институт.
Целью работы является выявление зако­номерности влияния характера и различных аспектов детско - родительских отношений на формирование личностных качеств ребенка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать понятие «семья», рассмотреть типологию семей;
- раскрыть содержание, методы и стили семейного воспитания;
- проанализировать роль каждого родителя в процессе формирования личностных качеств ребёнка;
- провести практическое исследование по выявлению характера взаимоотношений родителей и детей.

Структура работы: работа состоит из введения, глав 1 и 2, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Практическая значимость работы состоит в том, что данная проблема всегда интересовала и интересует педагогов, родителей, так как семья является воспитательным институтом, и именно семья оказывает большое значение на формирование личности ребенка. Поэтому материал данной работы могут использовать родители и педагоги для организации процесса воспитания и формирования личности ребенка.


ГЛАВА I СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие «семья» и её основные функции


На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношение людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.
Самой ранней формой семьи, сохранившейся до нашего времени, была патриархальная семья, в которой объединились родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривали ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление ее членов было практически невозможно.
На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации, в том числе и воспитания, человека. Вопрос ее роли в формировании человека привлекал внимание многих ученых и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.
Философы нового времени также не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т.Кампанелла, Ш.Фурье и В.Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и семейного воспитания. Такую форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло. В тоже время Т.Мор и Г.Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т.Дезами и Р.Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей. При этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия его собственных способностей.
В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в тоже время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.
В современных условиях существуют семьи разных типов -патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план - современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами.
Последняя точка зрения получила некоторое распространение и в отечественной педагогической науке. Вплоть до начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования. Современные ученые, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармоническое развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении. В современной социологической, педагогической, психологической науке не существует единого определения семьи. Это во многом объясняется тем, что целевое, функциональное и содержательное назначение данной категории обосновывает многогранность ее назначения для государства, общества и человека. По определению А.В. Мудрика «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [ 15 ].
По определению Л.Д. Столяренко «Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» [18]. В нашей работе мы будем опираться на данное определение.
Проблема формирования потребностей человека вообще и в отношении создания семьи, семейных ценностей отражается в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.Д. Добрынина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и другие; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, B.C. Библер, Е.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, В.А. Сластенина, P.M. Чумичевой, Е.Н. Шиянова и др.
В трудах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева воспитание будущего семьянина выделено как один из аспектов социального формирования личности.
Нравственные составляющие проблемы освещаются в исследованиях О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В, Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, А.Ф.Никитина и др. Среди зарубежных ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Т. Парсона, Р. Бэйлза, К. Витэка, Э. Эриксона, Т. Гордона и др.
Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Ученые выделяют различные функции семьи. Основными являются следующие [ 15 ]:
-репродуктивная;
-воспитательная;
-экономическая и хозяйственно-бытовая;
-первичной социализации;
-рекреационная и психотерапевтическая.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства - это восстановление репродуктивной функции семьи.
Воспитательная функция. Воспитание ребенка в семье играет важную роль в процессе первичной релаксации. Родители первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с накоплением богатства для членов семьи. Исторически семья была основной хозяйственной ячейкой общества. Происходящие в настоящее время в нашем обществе социально - экономические изменения вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобщения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.
Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей.
Рекреационная и психотерапевтическая функция заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи, финансовое положение и т.д.
На основе изучения работ А.И.Антонова, Г.М.Андреевой, И.В.Гребенникова, Б.Н.Никитина можно выделить такие важнейшие задачи семьи, как:
- создание максимально благоприятных условий для роста и гармоничного развития ребенка;
- обеспечение духовно-нравственного формирования, социально-экономической и психологической поддержки и защиты личности;
- передача опыта прошлых поколений о ценностях семьи и значимости сохранения семьи, воспитания в ней детей;
- обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, включая самообслуживание и помощь близким;
- воспитание у детей чувства человеческого достоинства, ценностного отношения к собственному «Я»;
- поддержка национальных обрядов, культурных обычаев, сохранение и развитие семейных традиций;
- воспитание уважительного отношения к представителям генеалогического дерева, к старшему поколению.


1.2. Типология семей

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно много­образен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения [ 17 ] .
По своей структуре, количеству и их возрастному составу современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений: родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений: родителей и детей; однодетные семьи; многодет­ные семьи, имеющие трех и более детей, неполные семьи, в которых нет од­ного из родителей, бездетные семьи, семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и даль­них родственников.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отноше­ниях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведе­ния. В семье господствует положительная трудовая и нравственная атмосфе­ра, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уро­вень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Ма­териальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.
Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком. Неполные, разведенные, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требова­тельности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки и вседозволенности.
Благоприятно - неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положи­тельная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.
Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где ду­ховные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопи­тельство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1-2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный об­раз жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к ав­торитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить со­вместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение по­лярное - иногда сверхблагополучие, иногда нищета.
Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», так как дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позво­ляют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно от­нести также многодетные семьи с ослабленными социально - моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще, ниже среднего.
К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклима­том и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: ЮРКНИГА, 2007 - 96с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: учебное методическое пособие / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003. - 224с.
4. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр: «Академия», 2001. - 224с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: «Черо», 2004.
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович. - М.: издательство БРЭ. 2003. - 475с.
7. Дементьева И.Ф. Современная семья в зеркале социализации / И.Ф. Дементьева // Воспитание школьников. - 2000. - №5. - с.17-20.
8. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. - серия: Семья и воспитание. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр: «Академия», 2005.
10. Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. - 2006. - №1. - с. 48-50.

11. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / И. Клемантович // Воспитание школьников. - 2000. - №4. - с.2-6.
12. Клемантович И. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 2003. - №4. - с.2-4.
13. Куликова Т.А. Общая характеристика семьи / Т.А. Куликова // Специальная педагогика и домашнее воспитание. - 2002. - №4. - с.16-18.
14. Латышева В.В. Основы социологии: учебное пособие для студентов средн. проф. образования / В.В. Латышева. - М.: Дрофа, 2004 - с.240.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200с.
16. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студентов сред. педагогических учебных заведений: в 2 кн. - М.: Гуманист издательский центр ВЛАДОС, 2007. - кн. 2: Процесс воспитания.
17. Саранцев Г.И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. - 2007. - №4. - с.2-5.
18. Столяренко Л.Д. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений / Л.Д. Столяренко: - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 350с.
19. Степанов П.В. Воспитание. RU. / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2006. - №8. - с.20-21.
20. Титов В.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Конспект лекций. - М.: «Приор.- издат.: - 128с.
21. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 517с.
22. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: - Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005.


23. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. для студентов сред. педагогических учебных заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, - под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс. Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. Серия: «Кафедра психологии».
25. Щекина О. Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации / О. Щекина // Социальная педагогика. - 2007. - №2. - с.73-75.
26. Щекина О. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М.: Педагогика. - 2007. - 160с.
27. Юзефович Г.Я. Педагогические знания родителей: материалы семинаров для родителей: пособие для преподавателя. - М.: Просвещение, 2006. - 76с.
28. Якимов Ю.Н. Семья глазами ребёнка / Ю.Н. Якимов // Психология воспитания. - 2000. - 322с.
сайт: >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.