На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81174


Наименование:


Диплом НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.10.2014. Сдан: 2010. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ


В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин, С.Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональное впечатление о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания: («Юный эколог»; «Мы - земляне»; «Открой себя»; «Мы»; «Паутинка»; «Семицветик»; «Я - человек»; «Надежда»; «Наш дом - природа»).
Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создание обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов по экологическому воспитанию дошкольников. Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).
Одним из основных методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.
Актуальность работы заключается в том, что наблюдение - это такой метод, который позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях; приучает детей приглядываться к природе, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в ДОУ.
Предмет исследования - формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством наблюдений.
Исходя из актуальности, объекта и предмета исследования была сформирована цель исследования - изучить возможности наблюдения, как основного метода формирования экологической культуры дошкольника.
Достижение этой цели возможно при реализации следующих задач:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- определить сущность понятия наблюдения;
- рассмотреть виды и структуру наблюдений;
- провести диагностику сформированности экологических представлений дошкольников;
- разработать методику совершенствования экологических представлений у детей в процессе наблюдения.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что данный материал можно использовать в качестве информации по использованию метода наблюдения в дошкольных учреждениях, а разработанные занятия с применением метода наблюдения воспитатели могут использовать в своей педагогической деятельности.
ГЛАВА I НАБЛЮДЕНИЕ - МЕТОД ЧУВСТВЕННОГО
ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ

1.1 Сущность наблюдения


Среди разнообразных методов экологического восприятия дошкольников важное место следует отвести наблюдению.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.
Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- обонятельное;
- кинестетическое.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако, небольшой опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей.
С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношение наблюдателя к наблюдаемому.
Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л. Рубинштейн считает, что для восприятия ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у него обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация, как частей, так и целого.
Эти положения имеют решающее значение для экологического восприятия дошкольников - познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.
Для проведения наблюдений важными являются три момента:
- наличие природных объектов;
- определение содержания наблюдений;
- поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Содержание наблюдений - это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом [7].


1.2 Виды наблюдений и методика их проведения


Наблюдение бывает разных видов:
- распознающее;
- с использованием раздаточного материала;
- длительное наблюдение.
Распознающее наблюдение
Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.
Выбор объекта осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется сроками наступления различных явлений в природе. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате наблюдения.
Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойными животными, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.
У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа:
I этап: Необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
II этап: Воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д.
Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые приёмы, игровые действия, стихи, отрывки из произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к объекту.
Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т.д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.
III этап: Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы. Примерное занятие «Наблюдение за кроликом».
Наблюдение с использованием раздаточного материала
Начиная со средней группы во время наблюдений используется раздаточный материал. Дети получают набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т.д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако, такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, пробуждать детей к бережному отношению к ней. Примерное занятие «Рассматривание веток с почками»[3].
Циклические наблюдения
Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказать о его обитателях. Этим требования отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно - методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.
Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Его составление - это творческое дело педагога: цикл можно сплани........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М. Бондаренко - Воронеж: Изд. «Учитель»,2002-184с.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя/С.Н. Глазачев - М., 1998*.
3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т.А. Куликова - М., 1985*
4. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение. 2005.- 94с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская - М., 1989*.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой - М., Просвещение, 1992 - 240 с.*
7. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников / Л.П. Молодова - Минск, 1999*
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М., ACADEM?А, 2005 - 224 с.
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева - М., 1995*
10. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Методический материал для работы с родителями в ДОУ / С.Н. Николаева - М., Новая школа, 1993 - 64 с.*
11. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева - М., Новая школа, 1996 - 48 с.*
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду / С.Н. Николаева - М.: Мозаика - синтез, 2004 - 128 с.
13. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева - М.: Просвещение. 2004.
14. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С.Н. Николаева - М., ACADEM?А, 2003.
15. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. (Природопользование в детском саду): Методическое пособие. - М., Просвещение, 2003.
16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева - Учебное пособие. - М., Новая школа, 2002.
17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова - М., 2001.
18. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники / Н.А. Рыжова - М., Просвещение, 2002.
19. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова - М., Академия, 2008 - 208 с.
20. Табукашвили Т.Г. От диагностики к экологическому развитию / Т.Г. Табукашвили - Ростов-на-Дону, 2003.
21. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С.Н. Теплюк - М., 2001.
22. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения / М.Б. Цирлинг - С.-Пб., 1991*.
23. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Мамедовой М.Н. - М., 1996*
24. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин - М., Просвещение, 2000.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.