На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81182


Наименование:


Курсовик КОНСТИТУЦИЯ КАК ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 16.10.2014. Сдан: 2014. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ КАК ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………….5
1. 1. Понятие конституционных основ экологического права……………..5
1. 2. Нормы экологического права в Конституции Республики Беларусь...8
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН……………………...13
2. 1. Право на благоприятную окружающую среду……………………….13
2. 2. Право на доступ к экологической информации……………………...17
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ…………………………21
3. 1. Экологическая ответственность……………………………………….21
3. 2. Защита экологических прав в гражданском порядке………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….40


ВВЕДЕНИЕ
В становлении и укреплении белорусской государственности существенное значение имеет экологическая составляющая политики государства. Высокоразвитые государства, истощив собственные природные ресурсы, либо законсервировав их, проявляют интерес к странам с переходной экономикой. В связи с этим возрастает напряженность экологической обстановки, обусловленная стремлением экономически сильных стран замедлить развитие слабых, получить за безценок их сырьевые ресурсы, использовать их территории для сохранения токсичных отходов.
В настоящее время благоприятное состояние окружающей среды все очевиднее становится новым ориентиром политики. Поэтому ряд таких вопросов, как взаимоотношение между человеком и природой, интеграция экологических, экономических и общественных проблем, развитие конституционных положений об экологических правах граждан и основах рационального природопользования заслуживают пристального внимания, как со стороны государства, так и общества. В силу их особой важности, на наш взгляд, представляется возможным выделить такой политико-правовой институт как конституционные основы экологической политики. Такой институт экологического права, который более полно и ясно даст представление о природоресурсной и природоохранной его составляющей.
Особый интерес представляет анализ задач, перспектив развития и значения экологической политики для государства и общества с точки зрения юридической науки, через призму конституции унитарного, демократического, социального, правового государства, которое осознало необходимость и неизбежность учета требований экологии для достижения целей экономического и социального развития.
Предмет конституционно-правового регулирования поглощает предмет всех иных отраслей национального права, но к ним не сводится. Он, безусловно, шире. Поэтому, предмет исследования данной работы составляют, в первую очередь, нормы Конституции Республики Беларусь, регулирующих всевозможные экологические отношения, а так же норм, получивших дальнейшее развитие в экологическом законодательстве, касающихся использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, всевозможных уровней государственного управления в реализации конституционных основ экологической политики, проблем законотворчества в изучаемой сфере.
Целью работы является уяснение конституционных основ экологической политики как в белорусском политико-конституциональном контексте, так и международном; рассмотрение теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологического права, в том числе отдельных прав и обязанностей граждан. А так же выявления тенденций и перспектив их развития, роли, места и характера конституционного института основ экологической политики и его компонентов.
Для достижения цели ставились такие задачи, как рассмотрение положений Конституции Республики Беларусь, норм действующего законодательства, специфики деятельности органов государственной власти в аспекте данной проблемы, определения связей и отношений между конституционными нормами и другими нормами действующего законодательства.


ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ КАК ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


1. 1. Понятие конституционных основ экологического права

Конституционные нормы являются основой развития и совершенствования всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции.
Основные положения концепции охраны окружающей среды закрепляются в конституционных нормах. Это обусловливается, во-первых, крайне напряженной экологической обстановкой в республике, еще более обострившейся последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во-вторых, в последнее время принят ряд законодательных актов, существенно изменяющих порядок правового регулирования экологических отношений в республике. Эти положения нашли отражение в Конституции Республики Беларусь.
В конституциях большинства европейских государств экологическая концепция сформулирована в самостоятельных главах или отдельных статьях. И это несмотря на то, что они принимались 20- 25 лет назад. Стержнем экологической концепции в конституциях этих стран является закрепление права человека на благоприятную, экологически безопасную окружающую среду. Особенно ярко это выражено в Конституции Португалии и Федеральной Конституции Швейцарии. Пожалуй, единым требованием экологической концепции всех конституций является положение об общегосударственном характере природоохранительных мер.
Как видим, на государство возлагаются обязанности:
а) осуществлять меры по постепенному сокращению с последующей полной ликвидацией поступления в природную среду опасных для здоровья человека веществ;
б) обеспечивать экологически обоснованное размещение и дальнейшее развитие производительных сил в республике;
в) осуществлять систему слежения за показателями здоровья населения с выявлением негативно влияющих факторов окружающей среды;
г) создавать и развивать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки с целью обеспечения охраны природной среды и защиты исторических и культурных ценностей;
д) добиваться рационального природопользования, способного обеспечить экологическую стабильность [9, с. 289].
Обязанности по защите окружающей среды должны быть возложены не только на государство, но и на граждан, а также юридических лиц, пользующихся природными ресурсами.
В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равные условия. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст. 13). Государство гарантирует гражданам право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни [11].
Статья 21 Конституции Республики Беларусь гласит, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Целый ряд статей Конституции Республики Беларусь касается экологических прав и гарантий граждан. Так, статья 40 Конституции провозглашает, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Данная норма обеспечивает право граждан, организаций на получение достоверной информации.
Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь, осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
В силу статьи 46 Основного Закона нашего государства каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. "Охрана природной среды - долг каждого", - провозглашает статья 55 Конституции Республики Беларусь.
Закрепленные в Конституции Республики Беларусь национальные меры по обеспечению экологической безопасности республики сочетаются с осуществлением международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Правовой основой такого сотрудничества являются международные конвенции и договоры.
Таким образом, государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

1. 2. Нормы экологического права в Конституции Республики Беларусь

Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды. [17]
Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные экологические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по использованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.
Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь. Впервые это право как известно было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды», принятом 26 ноября 1992 г. Статья 2 этого закона называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды - обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду.
Ныне действующая конструкция экологических прав граждан, закрепленных в статье 5 Закона «Об охране окружающей среды» отражает, в основном, сферу организационных отношений, в которых могут участвовать граждане с целью реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении. По смыслу ч.1ст.7 Закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения в области охраны окружающей среды могут быть двух видов: собственно общественные экологические объединения и иные общественные объединения, осуществляющие экологические задачи. Первые осуществляют природоохранную деятельность, как основную свою функцию, в силу того, что природоохранная проблематика зафиксирована в их Уставах как основной вид деятельности. Иные общественные объединения могут осуществлять природоохранную деятельность наряду со своей основной, не входя в противоречие со своими уставами.
Право на благоприятную окружающую среду предполагает знание о её состоянии. Мы отдаем себе отчет в том, что реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно-правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством [18].
В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».
Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены: свободный доступ к экологической информации; свободное функционирование средств массовой информации; возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Так, свободный доступ к экологически значимой инфо........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С. А. Балашенко. - Минск: БГУ, 2000. - 341 с.
2. Балашенко, С.А. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.Н. Макаровой, В.Е. Лизгаро. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. - 495 с.
3. Балашенко, С.А. Обзор экологического законодательства Республики Беларусь : науч.-практ. пособие / С.А. Балашенко, Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. - Минск, 2003. - 190 с.
4. Бринчук, М.М. Юридическая ответственность за экологические правонарущения / М.М. Бринчук [и др.].; отв. ред. О.Л. Дубовик. - М.: Институт государства и права РАН, 2011. - 169 с.
5. Васильева, М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве. / М.И. Васильева // Государство и право. - 1999. - №8. - с.51.
6. Васильева, М. И Проблема защиты общественного интереса в гражданском праве / М.И. Васильева // Государство и право. - 1999. - №8. - с.49-62
7. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года, с изм. и доп. Текст по состоянию на 31 декабря 2013 г. № 96-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 02.01.2014, - 2/2094
8. Грибанов, В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. / В.П. Грибанов. - М. 1972. - с. 153.
9. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть : учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Ураджай, 2007. - 494 с.
10. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник / О.Л. Дубовик. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 584 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г. № 194-3: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 120-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, - 12.01.2014, - 2/2118
13. Лаевская, Е.В. Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды / Е.В. Лаевская. - Минск: Регион, эколог, центр для Центр, и Восточ. Европы, 2002. -140 с.
14. Лаевская, Е.В. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2012 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова; науч. ред. Е.В. Лаевская, Т.И. Макарова. - Минск: Тонпик, 2012. - 272 с.
15. Лаевская, Е.В. Право на экологическую информацию / Е.В. Лаевская. - Минск: Тонпик, 2003. - 56 с.
16. Макарова, Т.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. - Минск: БГУ, 2004. - 231 с.
17. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 ноя 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.05.2011 г., № 260-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
18. ООН. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. (Рио-де-Жанейро). Нью-Йорк, 1993, т.1. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
19. ООН. IV Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхус (Дания), 1998. принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
20. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы наЧАЭС: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 1991 г., № 1227-Х11 текст по состоянию на 28 дек. 2009 г. № 96-3) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
21. О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г., № 348 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
22. Орхусская конвенция : рук. по осуществлению / подгот.: С. Стек, С. Кэйси-Лефковиц; под ред. Е. Андроска. - Нью-Йорк; Женева : ООН, 2000. - 297 с.
23. Право на благоприятную окружающую среду / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: < ru/orxus/Public_Reception_FAQ/i_45.html>; дата доступа: 28.03.2014
24. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275-З, Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года, Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: текст по состоянию на 12 июля 2013 г. № 60-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
25. Шестаков, Л.Н. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Л.Н. Шестаков. - М., - 1990. - 156 с.
26. Шемшученко, Ю.С Правовые проблемы экологии. / Ю.С. Шемшученко. - Киев, 1989. - С. 22.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.