На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81200


Наименование:


Курсовик Центральный банк РФ, правовое положение.Взаимосвязь правовых функций и структуры Центрального банка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 19.10.2014. Сдан: 2009. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. 3
2. Взаимосвязь правовых функций и структуры Центрального банка. 11
3. Правовой анализ функций Центрального банка. 14
4. Правовые основы взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками. 33
5. Заключение. 39
6. Список использованной литературы. 43


Введение.
#G0
Актуальность, цели и задачи настоящего курсового исследования будут обусловлены следующими теоретическими положениями. Центральный банк Российской #M12291 841501740Федерации#S (Банк России) - #M12291 841501596главный банк государства#S, эмиссионный центр, основное звено #M12291 841501021кредитной#S системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и #M12291 841502443надзора#S. Основными целями деятельности БР являются; защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к #M12291 841500761иностранным валютам#S, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы #M12291 841501131расчетов#S. Получение прибыли не является целью деятельности БР.
В качестве независимого #M12291 841502350национального банка#S Банк России начал свое существование 2 декабря 1990 г., когда Постановлением #M12291 841501412Верховного Совета#S РСФСР N 396 - 1 был введен в действие #M12291 841500600Закон#S РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этим же Постановлением ВС РСФСР Государственный банк РСФСР переименовывался в Центральный банк РСФСР. До этого момента Государственный банк РСФСР входил в Государственный банк СССР, который, в свою очередь, в соответствии с Законом СССР о Совете #M12291 841502449Министров#S СССР был подведомственен Совету Министров СССР. В настоящее время Банк России действует на основании #M12291 9004937Конституции РФ #Sи Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12.04.95 г., который является новой редакцией Закона РСФСР с тем же названием от 2.12.90 г.
Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением #M12291 841501625Государственного герба#S РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения Банк России обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами российского #M12291 841500049права#S. Особая правосубъектность связана с двойственной природой, присущей всем #M12291 841502350национальным банкам#S в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, в экономической системе #M12291 841502350национальный банк#S выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику, посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой стороны, - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты #M12291 841501719учреждения#S #M12291 841501984публичного права#S с чертами организации #M12291 841501824частного права#S.
При этом важно отметить, что БР, обладая особой правовой природой, учреждается и в особой организационной форме, которая не сводится к известным #M12291 841501998гражданскому праву#S России организационно-правовым формам. Банк России не является государственным банком и обладает в соответствии с #M12291 9004937Конституцией #Sи Федеральным законом о его деятельности определенной степенью независимости от государства. С учетом зарубежного опыта такого рода правовую форму можно идентифицировать в качестве #M12291 841501007корпорации#S #M12291 841501984публичного права#S. Например, параграф 2 Закона о Немецком Федеральном банке гласит: «Немецкий федеральный банк является непосредственным Федеральным юридическим лицом #M12291 841501984публичного права#S.»
Будучи независимым от государства банком, БР лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость БР как и любого иного #M12291 841502350национального банка#S является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельность Банка России. Принцип независимости, закрепленный в #M12293 0 9004937 1265885411 26143 77 251066573 1641997559 4294967294 2697443001 2483551668ст. 75 Конституции РФ, #Sнаходит свое подробное воплощение в законе о Банке России. Сводится он к следующим основным моментам: 1) #M12291 841500119правоспособность#S БР вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; 2) государство и БР не отвечают по #M12291 841502727обязательствам#S друг друга (ст.2 ФЗ); 3) БР подотчетен нижней палате #M12291 841502568парламента#S, а не #M12291 841500046Правительству#S РФ (ст.5 ФЗ); 4) БР независим в проведении денежно-кредитной политики от #M12291 841501171решений#S #M12291 841500796исполнительных органов власти#S и им запрещено вмешиваться в его деятельность (ст. 5 ФЗ); 5) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется БР исключительно в размерах, формах и порядке, установленными законом (ст. 22 ФЗ); представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета #M12291 841500075директоров#S БР, обладают лишь правом совещательного голоса (ст. 19 ФЗ).
Государство наделяет БР основным капиталом в размере 3 млрд. рублей. #M12291 841501706Уставной капитал#S и иное #M12291 841500731имущество#S БР является федеральной #M12291 841500378собственностью#S, но, при этом, БР осуществляет полномочия по #M12291 841501440владению#S, #M12291 841500011пользованию#S и #M12291 841501126распоряжению#S имуществом БР. Изъятие и обременение обязательствами имущества БР без его согласия не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за #M12291 841500516счет#S собственных доходов и не регистрируется в #M12291 841502456налоговых#S органах.
БР является органом, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в Российской Федерации. Ее основными инструментами являются: процентные ставки по операциям БР; резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды #M12291 841501286банковских операций#S с российскими и иностранными #M12291 841501023кредитными организациями#S, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации, органами #M12291 841500105местного самоуправления#S, государственными внебюджетными #M12291 841501764фондами#S, воинскими частями и #M12291 841501464военнослужащими#S, служащими Банка России. БР не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами не имеющими #M12291 841501069лицензии#S на проведение банковских операций и #M12291 841501750физическими лицами#S, за исключением случаев, указанных в законе (ст. 47 ФЗ). При этом, Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки (ст.37 ФЗ). Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями #M12291 841502080денежных средств#S в Банке России. Резервирование части средств в Банке России направлено на поддержание на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для Банка России данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются кредитной организации после отзыва лицензии на осуществлении банковских операций (ст. 37 ФЗ). Операции на открытом рынке, под которыми понимаются #M12291 841500330сделки#S Банка России с #M12291 841501616государственными ценными бумагами#S, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального #M12291 841501365бюджета#S и покрытия государственного внутреннего долга. Федеральный закон о Банке России предоставляет право БР рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых Центральным банком РФ. Под рефинансированием понимается кредитование банков Банком России, в том числе, учет и переучет #M12291 841501395векселей#S, с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. В целях обеспечения устойчивости рубля БР осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. В настоящее время такого рода регулирование осуществляется на основе ежедневных котировок Банка России рубля РФ к доллару США. Курс продажи и покупки доллара определяется с учетом спроса и предложения на межбанковском валютном рынке, динамики изменения золотовалютных запасов государства, ситуации на международном валютном рынке и иных факторов. По закону БР имеет право осуществлять валютные #M12291 841500771интервенции#S для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
БР осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операции, ведения бух. учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельность кредитных организаций. В РФ функции банковского надзора принадлежат Банку России, что является одной из форм надзора за кредитными организациями известной мировой практике. Закон о Банке России также допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого для этой цели органа (ст. 55 ФЗ). Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах #M12291 841501438вкладчиков#S и #M12291 841501025кредиторов#S. При этом БР запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. БР имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: #M12291 841500211право запроса информации#S о деятельности кредитной организации; право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации; право установления обязательных нормативов; право регулирования и порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает БР (ст. 75 ФЗ). Особое внимание уделяется Банком России процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.
БР также осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» подробно #M12291 841501144регламентирует#S процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.
Являясь эмиссионным центром, БР осуществляет эмиссию наличных денег организует их обращение и изъятие из обращения. #M12291 841501281Банкноты#S и монета являются безусловными обязательствами БР и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монеты, а также об изъятии из обращения старых осуществляется Советом директоров БР. Также одной из основных функций БР является организация #M12291 841501312безналичных расчетов#S. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.
БР в пределах своей #M12291 841500910компетенции#S имеет право принимать #M12291 841502660нормативные акты#S, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов #M12291 841500105местного самоуправления#S, всех юридических и #M12291 841501750физических лиц#S. Нормативные акты БР не могут противоречить федеральным законам. БР не наделен правом #M12291 841500612законодательной инициативы#S и поэтому вносит #M12291 841500604законопроекты#S в #M12291 841501608Государственную Думу#S РФ посредством представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в БР проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в Государственную Думу РФ.
Высшим органом БР является Совет директоров - коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе в БР (ст. 11 ФЗ). Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ (ст. 13 ФЗ). В соответствии с законом Совет директоров обязан проводить заседания не реже одного раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание Совета директоров назначаются Председателем Банка России , лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета директоров Председатель Банка России, который назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года. Кандидатуру на пост Председателя Банка России предлагает Государственной Думе Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя Банка России более трех сроков #M12291 841502638подряд#S (ст. 12 ФЗ). БР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие #M12291 841500138предприятия#S, учреждения, и организации, в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения БР не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, действуют на основании Положения. Полевые учреждения БР предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций #M12291 841502442Министерства#S #M12291 841502683обороны#S РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и #M12291 841501750физических лиц#S, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.
Если попытаться в целом оценить правовую основу деятельности Банка России, то необходимо указать, что Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вполне соответствует лучшим европейским образцам, прежде всего соответствующим законодательным актам #M12291 841501589Германии#S и #M12291 841501777Франции#S. Столь же последовательно, сколь и в указанных странах, в тексте отечественного закона описан институт независимости #M12291 841........

Список использованных источников и литературы.
Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ по состоянию на 2006 г
2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г, по состоянию на 2006г
3. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1997 г, по состоянию на 2006 г.
2. Научная и специализированная литература

1. Атлас М.С. Кредитная реформа в СССР.-М.:Госфиниздат, 1952.
2. Белоглазова Г. Н. Коммерческие банки в условиях формирова­ния рынка. -Л.: Изд.ЛФЗИ, 1991.
3. Бюллетень банковской статистики. Центральный банк РФ.- 1999.
4. Лебедев Е.А. Кредитный механизм и его роль в становлении ры­ночной экономики. - СПб.: Изд. СП6УЭФ, 1992.
5. Перспективы развития кредитного механизма в СССР/ Под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика. 1991.
6. Сабанти Б.В. Финансы современной России.-СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1993.
7. Тосунян Г. Банковское дело и банковское законодательство в России. Опыт. Проблемы. Перспектива. - М.: Изд. «Посткриптум». 1999.
8. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. -М.: ИПЦ «Дело-М». 1998.
9. Финансовая газета. - 1999.
10. Эдвин Дж.Долан и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургский университет эконо­мики и финансов, 1994.
11. Экономика и жизнь. Еженедельник. - 1999.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.