На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81206


Наименование:


Курсовик ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.10.2014. Сдан: 2009. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ


Математика сегодня - это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от человека определенного минимума математических знаний и представлений.
Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, необходимость которого диктуется задачами реформы общеобразовательной школы, требует совершенствование работы учителя по многим направлениям, указанным в объяснительной записке ко всем программам по математике.
Нумерация - один из важнейших разделов программы. Основная цель изучения этого раздела программы - сформировать у учащихся начальных классов определенный круг теоретических знаний и, вместе с тем, выработать у них осознанные вычислительные навыки и умения.
Усвоение нумерации продвигает ученика на новую ступень в осознании понятия числа, формирует представление о натуральном ряде чисел, принципе его образования, об основных идеях десятичной системы счисления.
Представления о натуральном числе, чтении и записи натуральных чисел, нуле и четырех арифметических действиях - это основа начального курса математики.
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса.
Конечная цель изучения нумерации - усвоение ряда общих принципов, лежащих в основе десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации, подведение учащихся к систематическим обобщениям, умению выделять и подчеркивать то общее, что обнаруживается в новой области чисел, рассмотрение нового на основе и в сравнении с ранее изученным.
Вопросами изучения нумерации чисел занимались следующие авторы: С.С. Анцыферов, М.К. Гребенча, Г.С. Костюк, С.М. Никольский, А.М. Пышкало, А.П. Антропов, И.Н. Кавун, Н.С. Попова, А.С. Пчелко, Г.В. Бельтюкова, Л.Н. Скаткин, М.И. Моро, М.А. Бантова, Н.Б. Истомина, А.В. Белошистая.
Теоретический и методический анализ литературы показывает, что в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания созданию у детей прочной чувственной основы, необходимой для формирования понятия об отвлеченном числе, для сравнения чисел, для получения свойств натурального ряда. В связи с этим у детей знания в области арифметики с самого начала приобретают формальный характер, особенные трудности возникают при изучении нумерации многозначных чисел. С одной стороны, это обусловлено терминологией: класс единиц содержит единицы, десятки, сотни; класс тысяч так же содержит единицы, десятки, сотни, но это уже единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч. С другой стороны, трудность восприятия обусловлена абстрактностью данных понятий и невозможностью использовать для их усвоения предметных действий. Это связано также с организацией изучения данной темы.
В учебниках по математике для начальной школы отмечается недостаточное количество заданий, направленных на чтение и запись многозначных чисел, на разрядный и классовый состав, на принцип образования и порядок следования чисел в натуральном ряду, на соотношение между разрядами и сравнение многозначных чисел, почти совсем отсутствуют практические и занимательные задания по данной теме.
Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Нумерация многозначных чисел», учителю необходимо четко представлять основные вопросы, которые входят в изучение этого раздела, наглядные пособия, применяемые при этом, и действия с ними, комплекс учебных заданий, направленных на формирование знаний и умений по данной теме, типичные ошибки и пути их преодоления. Все это и определяет актуальность данной проблемы: как можно оптимальным образом организовать деятельность учащихся, чтобы удовлетворить требования программы по изучению нумерации многозначных чисел?
Объект исследования: процесс изучения нумерации многозначных чисел в начальной школе.
Предмет исследования: способы организации деятельности учащихся при изучении нумерации многозначных чисел.
Таким образом, целью данной работы является выявление эффективных способов организации деятельности учащихся при изучении нумерации многозначных чисел.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
· проанализировать научно-практическую и методическую литературу по вопросам изучения нумерации многозначных чисел в начальном курсе математики;
· изучить основы организации деятельности учащихся по изучению нумерации многозначных чисел;
· смоделировать систему заданий, направленных на формирование полноценных знаний по нумерации многозначных чисел;
· исследовать эффективность разработанной системы заданий.
Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Ростова. Исследованием были охвачены учащиеся 4 «Б» класса.
В ходе исследования был использован ряд методов: теоретические - анализ теоретической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ полученных результатов, интерпретация результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации положений об изучении нумерации многозначных чисел в начальной школе.
Практическая значимость заключается в разработке системы учебных заданий, направленных на формирование полноценных знаний по нумерации многозначных чисел. Комплекс, разработанных заданий может быть предложен учителям начальных классов для использования в учебном процессе и организации внеклассной работы, направленной на углубленное изучение темы. Разработанные задания рекомендуются к использованию студентам при подготовке к проведению уроков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследований.
В первой главе представлен исторический аспект возникновения натуральных чисел, основные этапы развития понятия натурального числа, характеристика подходов, раскрывающих понятие «многозначное число», последовательность и методика изучения их в начальном курсе математики, рассматривается вопрос о записи целых неотрицательных чисел в десятичной системе счисления.
Во второй главе раскрываются способы организация деятельности учащихся при изучении нумерации многозначных чисел, представлен комплекс учебных заданий, направленных на формирование знаний по нумерации многозначных чисел, исследование и интерпретация результатов.
В заключении представлены выводы по работе.





ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НУМЕРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Исторический аспект возникновения натуральных чисел


Числа возникли из потребности счета и измерения и претерпели длительный путь исторического развития.
Было время, когда люди не умели считать. Чтобы сравнить конечные множества, устанавливали взаимно-однозначное соответствие между данными множествами или между одним из множеств и подмножеством другого множества, т.е. на этом этапе человек воспринимал численность предметов без их пересчета.
В результате очень долгого периода развития человек пришел к следующему этапу создания натуральных чисел - для сравнения множеств стали применять множества-посредники: мелкие камешки, раковины, пальцы. Эти множества-посредники уже представляли собой зачатки понятия натурального числа, хотя и на этом этапе число не отделялось от сосчитываемых предметов. Названия множеств-посредников стали использовать для определения численности множеств, которые с ними сравнивались. Так, у некоторых племен численность множества, состоящего из пяти элементов, обозначалась словом «рука», а численность множества из 20 предметов - словами «весь человек».
Только после того как человек научился оперировать множествами-посредниками, установил то общее, что существует, например, между пятью пальцами и пятью яблоками, т.е. когда произошло отвлечение от природы элементов множеств-посредников, возникло представление о натуральном числе. На этом этапе при счете, например, яблок, не перечислялись уже «одно яблоко», «два яблока» и т.д., а проговаривались слова «один», «два» и т.д. Это был важнейший этап в развитии понятия числа. Историки считают, что произошло это в каменном веке, в эпоху первобытнообщинного строя, примерно в 10-5 тысячелетии до н.э.
Со временем люди научились не только называть числа, но и обозначать их, а также выполнять над ними действия. Вообще натуральный ряд чисел возник не сразу, история его формирования длительная. Запас чисел, который употребляли, ведя счет, увеличивался постепенно. Постепенно сложилось и представление о бесконечности множества натуральных чисел. Так, в работе «Псаммит» - исчисление песчинок - древнегреческий математик Архимед (III в. до н.э.) показал, что ряд чисел может быть продолжен бесконечно, и описал способ образования и словесного обозначения сколь угодно больших чисел.
Возникновение понятия натурального числа было важнейшим моментом в развитии математики. Появилась возможность изучать эти числа независимо от тех конкретных задач, в связи с которыми они возникли. Теоретическая наука, которая стала изучать числа и действия над ними, получила название «арифметика».
Таким образом, в своем развитии понятие «число» прошло несколько этапов [35].
1 этап. Число воспринималось как одно из свойств предметов, подлежащих перечислению.
В этом случае, чтобы сравнить конечные множества устанавливали взаимно однозначные соответствия между ними или одним из множеств и подмножеством другого множества.
Например, о численности группы из пяти предметов говорили «Столько же пальцев на руке».
Этот способ обладал существенным недостатком - сравниваемые множества должны быть одновременно обозримы.
2 этап. Шагом большой важности в развитии понятия числа явилось то, что сравнение множеств - посредников: мелкие камешки, раковины, пальцы.
На этом этапе появились названия некоторых чисел: «рука» - 5, «весь человек»-20 и т.д., т.е. обязательно число было связаны с природой множества - посредника.
3 этап. После того как человек научился оперировать множествами - посредниками, постепенно он установил то общее, что существует, например, между 5 пальцами, 5 яблоками, 5 коровами и т.д.
На этом этапе произошло отвлечение (абстрагирование) от природы элементов множеств - посредников и возникло представление о натуральном числе как общем свойстве класса равномощных количественных множеств.
На этом этапе люди научились называть число.
4 этап. Со временем люди научились не только называть, но и обозначать числа, производить действия (операции) над ними.
В этот период в Древней Индии возникла идея десятичной системы названия и записи чисел и понятия нуля.
Идея бесконечности натурального ряда чисел появилась, вероятно, когда общество достигло достаточного уровня цивилизации.
5 этап. После того как понятие числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами, и появилась возможность изучать их как математические объекты. На этом этапе появилась наука арифметика. Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии и Египте. Накопленные в этих странах математические знания были развиты и продолжены учеными Древней Греции. В средние века большой вклад в развитие арифметики внесли математики Индии, стран арабского мира и Средней Азии, а начиная с ХIII века - европейские ученые.
Термин «натуральное число» впервые употребил в V веке римский ученый А. Боэций, который известен как переводчик работ известных математиков прошлого на латинский язык и как автор книги «О введении в арифметику», которая до XVI века была образцом для всей европейской математики [7].
6 этап. Во второй половине ХIХ в., когда наука о числе (арифметика, теория чисел) достигла определенного уровня, возникла необходимость в строгом логическом обосновании понятия числа, в систематизации знаний об этом понятии. Такое обоснование пошло по разным направлениям.
Так как математика в ХIХ в. перешла к аксиоматическому построению своих теорий, то была разработана аксиоматическая теория натурального числа, которая отвечает на вопросы: как строится множество натуральных чисел? Какова природа натурального числа?
Дж. Пеано (1858 - 1932 г.) - итальянский математик и логик, один из создателей аксиоматики натурального ряда чисел.
С другой стороны большое влияние на исследование природы натурального числа оказало создание в конце ХIХ в. теории множеств.
Одними из основателей теории множеств является чешский математик Б. Больцано, немецкие математики Г. Кантор и Р. Дедекинд.
Они считали, что натуральное число возникло в результате:
- счета предметов конечного множества;
- как общее свойство класса равномощных множеств;
- измерения величин, когда число выступает как их мера.
Таким образом, число - явление многогранное. Количественное число показывает, сколько отдельных предметов находится в группе, порядковое - на каком месте при счете оказался данный предмет. Число, получаемое в результате измерения, характеризует, сколько раз одна величина содержится в другой. Число может указывать, какие арифметические действия должны быть произведены с другим числом. Рассмотрение только одной из его сторон неизбежно приводит к сужению понятия числа и ограничивает возможность его применения на практике


1.2 Запись целых неотрицательных чисел в десятичной системе счисления


Понятие числа возникло в глубокой древности. Тогда же возникла необходимость в названии и записи чисел.
Язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними называют системой счисления.
Называть числа и вести счет люди научились еще до по­явления письменности. В этом им помогали, прежде всего, пальцы рук и ног. Издревле употреблялся еще такой вид инструментального счета, как деревянные палочки с заруб­ками, шнуры и веревки с узлами. Веревочные счеты с узел­ками употреблялись в России и во многих странах Европы.
Способ «записи» чисел при помощи зарубок или узлов был не слишком удобным, так как для записи больших чисел приходилось делать много зарубок или узлов, что затрудня­ло не только запись, но и сравнение чисел друг с другом, трудно было выполнять и действия над ними. Поэтому воз­никли иные, более экономичные записи чисел: счет стали вести группами, состоящими из одинакового числа элемен­тов. Наряду с группами по 10 элементов встречались группы по 5, 12, 20 элементов. Так, счет двадцатками использовали - люди племени майя. «Следы» такого счета сохранились в датском и некоторых других европейских языках. Иногда применялся счет пятками, а также группами в 12 элементов. В Древнем Вавилоне считали группами по 60 единиц. На­пример, число 185 представлялось как 3 раза по 60 и еще 5. Записывалось такое число с помощью всего двух знаков, один из которых обозначал, сколько раз взято по 60, а другой - сколько взято единиц. Древневавилонская система используется до сих пор при измерении времени и углов в минутах и секундах.
Наибольшее распространение получила десятичная система записи чисел. Эта система, принятая сейчас почти всюду, основана на группировании десятками и берет свое начало от счета на пальцах. Десятичная система счисления возникла в Индии в VI в. Однако вид индийских цифр значительно отличается от современной их записи. В течение многих столетий, переходя от народа к народу, старинные индийские цифры много раз изменялись, пока приняли современную форму.
Единственной причиной заставившей большинство народов избрать десятичную систему счисления, является наличие у человека на руках десяти пальцев, которые служили удобнейшей основой счета. Десять пальцев - это то стандартное множество, с которым сравнивал первобытный человек всякое другое множество до тех пор, пока у........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антропов А.П. Математика во вспомогательной школе / А.П. Антропов. - СПб., 1992.
2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.
3. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»: Пособие для учителя / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2001. - 104 с.
4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
5. Бельтюкова Г.В. Изучение нумерации многозначных чисел / Г.В.Бельтюкова // Начальная школа. - 1989. - №9. - С.36-39.
6. Богданова М.Г. Методические приемы при изучении нумерации многозначных чисел / М.Г.Богданова // Начальная школа. - 1981. - №9. - С.23-25.
7. Депман И.Я. За страницами учебника математики / И.Я. Депман. - М.: Просвещение,1989. - 98с.
8. Емельянова Е. Е. Методика преподавания математики в начальных классах, вопросы частной математики / Е.Е.Емельянова. - СПб: Просвещение, 1993. - 112с.
9. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Метод. пособие для учителей и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 72 с.
10. Игнатьева Т.М. Программа общеобразовательных учреждений начальной школы (1 - 4) в 2-х частях, ч. 1 / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2001.
11. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: издательство «Ассоциация ХХI век», 2002. - 176 с.
12. Истомина Н.Б. Математика. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы / Н.Б. Истомина - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2002. - 240 с.
13. Истомина Н.Б. Математика: Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа. / Н.Б. Истомина. - М.: Дрофа, 2000. - С.90-119.
14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальном классе: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений и факультативов начальных классов педвузов / Н.Б. Истомина - М.: Академия, 1998. - 288 с.
15. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 3 класс» / Н.Б. Истомина, А.А. Клецкина. - Смоленск: издательство «Ассоциация ХХI век», 2001. - 64с.
16. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс» / Н.Б Истомина. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2002. - 160 с.
17. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математике в начальных классах / Н.Б. Истомина, Л.Г. Латокина, Г.Г. Шмырева. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.
18. Истомина Н.Б. Тестовые задания по математике (С выбором одного верного ответа) 3 класса / Н.Б. Истомина, О.П. Горина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. - 144с.
19. Истомина Н.Б. Математика. Контрольные работы учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева - 4-е издание. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2007. - 128с.
20. Костюк Г.С. О генезисе понятия числа у ребенка. Избранные психологические труды / Под ред. Л.Н. Проколиненко. - М., 1988.
21. Кутыкина И.П. Практические и занимательные задания при изучении темы «Нумерация» в начальной школе: Учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / И.П.Кутыкина.- Углич: Новости, 1993.
22. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н. Скаткина. - М., 1972 - 223с.
23. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс: В помощь школьному учителю / О.А.Мокрушина, О.И.Дмитриева. - М.: ВАКО, 2004. - 386с
24. Моро М.И. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с.
25. Моро М.И. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с.
26. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах / М. И. Моро, А.И. Пышкало. - М., 1978.
27. Общие вопросы преподавания математики в начальной школе: Учебное пособие для студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Автор-состав. О.В. Науменко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 60 с.
28. Петросова И.А Математика. Программно - методические материалы. Начальная школа / Сост. И.А.Петросова - 2-е изд.-М.:Дрофа,1999 - 160с.
29. Подосенова И.П. Задачи по математике на экологическую тему / И.П. Подосенова, Л.В. Соколова // Начальная школа.- 1995. - №4.-с.24-29.
30. Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации: Начальные классы (1 - 4) / Составители Т.В. Игнатьева, О.Н. Трунова, Т.А. Федосова. - М.: Просвещение, 1992. - 497с.
31. Рудницкая В.Н. Я иду на урок в начальную школу:1-4 классы: Тесты по математике / В.Н. Рудницкая- М.: Первое сентября, 2002. - 96с.
32. Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.:Дрофа,2007-172с.
33. Свечников А.П. Путешествие в историю математики. / А.П. Свечников.- М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 98с.
34. Современные подходы к обоснованию некоторых вопросов начального математического образования: Учебно-метод. пособие для студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Авторы-состав. Ю.О. Бирюкова, О.В. Науменко. - Волгоград, 2006. - 79 с.
35. Стойлова Л.П. Математика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.П. Стойлова. - 3-е изд. испр. - М.: Академия, 1998. - 464с.
36. Шадрина И.В. Изучение нумерации и предметный счет / И.В.Шадрина // Начальная школа. - 1991. - №9. - с.65-70.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.