На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81208


Наименование:


Диплом РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВРАЗВИТИЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.10.2014. Сдан: 2008. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕВОКУРОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………….6
1.1 История возникновения леворукости …………………………………..6
1.2 Психомоторная асимметрия мозга……………………………………..15
1.3 Психологические и физиологические особенности леворукого ребенка………………………………………………………………………………21
1.4 Изобразительное искусство как средство развития леворуких детей..27

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………….33
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...33
2.2 Формирующий эксперимент…………………………………………...41
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………….………54

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Во все времена развития человечества левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.
Неслучайно проблема леворукости стала предметом исследования. Часто можно слышать мнения, что леворукость это патология. Однако это глубочайшее заблуждение. Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. В последнее же время многие склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание генетических и социальных факторов.[ 4]
Леворукие дети, это правополушарные дети. Именно правое полушарие мозга у них доминирует. Американский исследователь, Нобелевский лауреат Р. У. Сперри сформулировал концепцию доминантности полушарий, в соответствие с которой за правым полушарием закрепилась роль восприятия образов реальных предметов, невербальных стимулов, наглядно - образное мышление, ориентировку в пространстве.
Но, несмотря на все это, следует учесть, что леворукие дети труднее адаптируются к школьным условиям, т.к. многие еще учителя считают леворукость патологией и не во всех школах условия обучения им преемственны.
Пока еще нет четкого ответа на вопрос, что является причиной леворукости но, тем не менее, уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью сниженные умственные и физические особенности. Ясно и другое - преимущественное владение рукой определяется не «хотением» ребенка или упрямством, не его желанием или нежеланием, а особой организацией его мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. [5 ]
С точки зрения Н. Н. Брагиной, Т. А, Доброхотовой психическое развитие у левшей лучше, и прежде всего в области искусства. Ценность любого художественного произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в отношении к окружающему миру, его эмоциональности и чувственности. Поэтому те особенности левшей, о которых говорилось, являются источником дальнейших творческих достижений, причем, чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. [24]
Большинство маленьких «правополушарных» детей художественно одаренные личности, и это связано с доминирующими характеристиками правого полушария. Левшу настолько захватывает предложенная ему тема, что он едва успевает угнаться за своими мыслями, переводя их в конкретные зрительные образы. Он раскидывает на листе свои персонажи сначала без видимой связи. Но, что самое интересное и важное, ребенок по завершении работы создает целостную картину и находит едва уловимые связи между объектами, объединяя их единым смыслом.
Левша действует и творит чувствами, а не умом. Использует свое воображение. Повинуясь своим чувствам и интуиции, он настолько грамотно, необыкновенно красиво и профессионально заливает работу цветом, что просто диву даешься. [4 ]
Анализ психолого - педагогической и методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию леворуких. Интерес детей к изобразительному искусству и послужил поводом обратиться к этому предмету, как средству развития леворуких детей.
Наши исследования неизбежно затрагивают две серьезные проблемы: психологические особенности «правополушарных» детей и психологию детской одаренности в изобразительном искусстве.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости.
Исходя из сказанного, цель работы: выявить эффективность изобразительного искусства в развитии леворуких детей.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах:
-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
- разработать анкеты для родителей. С их помощью выяснить отношение родителей к использованию занятий для развития леворуких детей;
- выявить основные направления, тенденции и специфику использования занятий изобразительного искусства для развития леворуких детей;
- обобщить имеющиеся творческие задания по развитию леворуких детей и апробировать их на занятиях изобразительного искусства;
- разработать комплекс занятий по изобразительному искусству с включением игр для развития леворуких детей;
- апробировать комплекс занятий на практике, доказать его эффективность.
Объект исследования: изобразительное искусство как средство развития леворуких детей.
Предмет исследования: изобразительные средства, направленные на развитие леворуких детей.


ГЛАВА I ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 История возникновения вопроса леворукости


Во все времена развития человечества левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.
О леворуких мы знаем много и …почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях, и даже гениальности леворуких. Столь же без доказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
Однако очевидно, что леворуким всегда было неуютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативное значение слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный.
Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделенных пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое - с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.
Отрицательное отношение к левшам, всё еще не определено. Виной тому стойкие стереотипы, выработанные людьми и неизученность функциональной организации мозга человека.
Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слова левый, левша. У многих народов и во многих религиях левая рука считается неуклюжей и беспомощной, а правая- почтенной и порядочной.
В словаре Вебстера приводятся следующие значения слова леворукий:
1. Отмеченный неуклюжестью и неумением;
2. Проявляющий неискренность или уклончивость, то есть непрямой, говорящий не то, что думает;
3. Склонный к интриганству или зловредным затеям, злой и подлый.
Малоприятная характеристика. Но подобного рода характеристики слов леворукий, левша можно найти и во многих других языках.
« Когда придет Сын Человеческий во славе своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его… И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» [5]
Именно этому месту из Евангелия некоторые исследователи приписывают основную роль в формировании образа человека-левши как ущербного, порочного.
Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было 700 человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», то есть леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.
В Америке гораздо больше, чем в Японии людей, которые одинаково свободно владеют левой и правой рукой. Но правшей все же больше. Имеет ли это предпочтение правой руки под собой какие-либо основания? Японских педагог Масару Ибука рассуждает на тему леворукости:
«Есть теория, что упор на левую руку перегружает сердце, но я никогда не встречал левшей с больным сердцем. Я знаю одного человека, который, будучи левшой еще в детстве, натренировал и свою правую руку и теперь легко и свободно владеет обеими. Когда я услышал об этом, я попытался натренировать свою левую руку, но безуспешно. В моем возрасте это уже невозможно: левая рука пишет каракули, и даже мяч не летит в цель». [4]
Правая и левая руки родились одновременно, и их анатомия одинакова. Почему же они функционируют по-разному? По-видимому, потому что с детства к ним было разное отношение.
Есть предположение, что если мать держит ребенка на левой руке во время кормления, что бы правой делать что-то еще, то его правая рука всегда оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше. Иногда ребенок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем правая.
Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать в раннем детстве. Тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.
Вопрос о предпочтении человеком той или иной руки давно интересует ученых. В связи с этим биологи, изучающие жизнь и поведение животных, уделяют внимание проблеме леворукости среди них. Несколько месяцев известный немецкий натуралист Бернхард Гржимек посвятил изучению лошадей, чтобы выяснить, какой процент среди них являются правшами и левшами. Оказалось, что когда лошади нетерпеливо бьют копытами, то 77% предпочитают это делать одной и той же ногой. И в других случаях преодолевая препятствия, галопируя, прыгая, многие лошади пользуются доминирующей ногой, но и здесь соотношение правой и левой ног равное.
Соотношения же в проявлении доминирования левой руки у человека по данным исследованиям следующие:
8% мужчин и 5,9% женщин англосаксонского населения;
5% мужчин и 4,9% женщин Ливана;
4,3% мужчин и 2,25% женщин Японии;
от 0,7 до 1,5% китайцев используют левую руку для еды и письма. [9]
Столь низкие показатели леворукости среди китайского населения обусловлены тем, что у них чрезвычайно сильны представления о ненормальности, ущербности леворуких и переучивание начинается с раннего детства.
Но всегда существовала неравномерность пользования человеком той или иной рукой? Был ли левшой древний человек? На эти вопросы также пытались найти ответ многие ученые: антропологи, биологи и историки, в частности, выдающийся биолог, путешественник Н.И.Вавилов, естествоиспытатель и врач-гипнотерапевт П.П.Подъяпольский, историк В.Есаков.
В результате многочисленных исследований ученых была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким, преобладание же правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Пока этот вопрос остается открытым.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые двигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.
Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них, праворукость - следствие симметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести тела вправо, и поэтому необходим упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы её становятся более развитыми, движения точными.
Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила её преимущество. Но почему есть тогда леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе, «виновницей» леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако это не так.
Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияние среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью
По мнению различных исследователей, причины, порождающие именно праворукость, чрезвычайно разнообразны. Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы.
Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном развитии ребенка. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются половые железы, которые в начале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного развития под влиянием одного из нескольких генов y-хромосомы половых желез начинают дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона тестостерона. Содержание этого гормона мужского плода после формирования семенников сильно возрастет.
Как полагают ученые, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий, развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению ученых, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским, и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам окончательной локализации, а значит, и установления необходимых связей, то подобная задержка и может привести к леворукости.
Достоверно установлено. Что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, которых левшой является хотя бы один из родителей.
Леворукость - врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Врожденная леворукость может быть наследственной или возникшей в период внутреннего развития. Наряду с концепцией о генетической обусловленности левшества широко распространенным является представления о его пат........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Багина Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н.Н.Багина, Т.А. Доброхотова. - Медицина, 1988.
2. Бакалова Н.Ф. Учимся играя / Н.Ф.Бакалова // Начальная школа. - 2006. - №9.
3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность / А.С.Батуев. - Высшая школа, 1991.
4. Безруких М.М. Если ваш ребенок левша / М.М.Безруких, М.Г.Князева. - Новая школа, 1994.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М..Безруких. - У-Фактория, 2004.
6. Волохова П.Н. Шестое чувство / П.Н.Волохова. - ДиАр, 1999.
7. Грановская P.M. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская. - Ленинградский университет, 1988.
8. Доброхотова Т.А. Загадки левшей / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Багина. - Политиздат, 1991.
9. Ермаков П.Н. Псиомоторная асимметрия мозга / П.Н. Ермаков. - Ростовский университет, 1988.
10. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.А. Крумельницкий. - М.: Просвещение, 1991.
11. Захаров А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям / А.И.Захаров. - СПб, 1995.
12. Карпова Е.В. Возрастная психология / Е.В. Карпова. - ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.
13. Князева М.Г. Методика определения леворукости у младших школьников / М.Г.Князева, М.М. Безруких // Начальная школа. - №6 - 2002.
14. Кожохина Путешествие в мир искусства / Кожохина. - Творческий центр, 2002.
15. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать / Т.Г. Любимова. - Кино Чебокрасы, 1994.
16. Макарьев Иван. Если ваш ребенок-левша / Макарьев. - МИК., 1995.
17. Манова-Томова В.А. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте / В.А. Манова-Томова, Р.А. Пенушлиева. - М.: Просвещение, 1991.
18. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках / С.М.Мартынов. - М.: Просвещение, 1991.
19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. - М., 1995.
20. Основы художественного ремесла /Под ред. В.А.Барадулина, О.В.Танкус. - М., 1978.
21. Педагогика: Уч. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистова. - М.,2002.
22. Потапова Е.Н. Радость познания / Е.Н.Потапова. - М.: Просвещение, 1990.
23. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урынтаевой- М.,1995.
24. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования / Н.Н., Ростовцев А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987.
25. Сластенина В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 256с.
26. Шумшина М.А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста / М.А. Шумшина // Начальная школа. - №9. - 2006.
27. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А.Ясвин. - М.,1998.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.