На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81210


Наименование:


Диплом ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.10.2014. Сдан: 2008. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Выполнила: студентка 42 группы
Летучева Елена Александровна
Научный руководитель:
Власова Светлана Александровна,
преподаватель методики математики.


РОСТОВ
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА НАГЛЯДНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ……………………………………………………………………..7
1.1 Дидактические принципы обучения………………………………...…7
1.2 Принцип наглядности обучения и обоснование его педагогами прошлого ………………………………………….………………………..…….….8
1.3 Правила применения принципа наглядности…………………...……13

ГЛАВА II ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….…17
2.1 Организация деятельности учащихся при использовании наглядных пособий в обучении………………………………………………………………...17
2.2 Учебно-наглядное пособие по математике для 1-4 классов нового типа Т.В. Смолеусовой………………………………………………………….…25
2.3 Опыт применения наглядности при обучении математике младших школьников в системе Л.В.Занкова……………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………….48

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….51


ВВЕДЕНИЕ


Математическое образование младших школьников заключается в том, что в начальной школе происходит первая специально организованная встреча учеников с важнейшими математическими понятиями и способами действий, поэтому изучению математики в школе до сих пор отводится одно из центральных мест. В то же время математика относится к числу предметов, освоение которых вызывает затруднения у некоторых учащихся, в том числе у младших школьников. С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, формул, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:
-несформированность абстрактного мышления;
-неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;
-недостаточное развитие памяти, внимания;
-неумение анализировать, выделять главное и др.
Известный психолог Л. С. Выготский отмечал, что необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников. Ребенок на этом этапе еще не готов к тому, чтобы иметь дело с предметами и явлениями, которые он не может воспринимать непосредственно, не имеет соответствующего опыта, приобретенного в прошлом. В ситуации, когда ребенок испытывает затруднения, когда ему что-то непонятно, у него что-либо не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает[23].Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала.
Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями.
Внимание младших школьников привлекается главным образом ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него интерес, чувства, а не на то, что важно само по себе.
Любопытной является точка зрения Эйнштейна, который считал, что чувства и действительность могут дать много больше знания, чем любая стройная теория. Он утверждал, что слова и теория для него в познании - ничто, а вот образы и практика - все [27]. Поэтому при обучении такой абстрактной и формальной науке, как математика, особенно важно большое внимание уделять использованию образов, наглядности.
Все связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые), средства наглядности обеспечивают разносторон­нее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует выработке у учащихся эмоциональ­но-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя само­стоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобре­таемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочны­ми. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, дела­ют более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от обще-дидактических концепций, от целей и задач обучения.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, которые ставятся перед тем или иным средством наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса.
Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий.
В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это - острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». [20]
Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительно её использование.
Выше изложенные проблемы определили актуальность, выбранной нами темы выпускной квалификационной работы «Применение наглядности в обучении математике младших школьников».
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: наглядные пособия на уроках математики.
Цель исследования: изучить принцип наглядности обучения и возможности его применения при обучении математике младших школьников.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу; дать обоснование принципу наглядности обучения; раскрыть правила применения принципа наглядности в обучении младших школьников;
- рассмотреть виды наглядных пособий и условия оптимального их применения и выбора;
- раскрыть опыт, связанный с применением наглядности при обучении математике младших школьников в системе Л.В.Занкова.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи исследования.
В I главе «Проблема наглядности в педагогике и психологии» раскрывается сущность принципа наглядности, обоснование его педагогами прошлого, предлагаются правила применения наглядности в обучении младших школьников.
Во II главе «Применение наглядных пособий при обучении математике младших школьников» раскрываются виды наглядных пособий, условия оптимального их применения, требования к их выбору, учебно-наглядное пособие по математике нового типа Т.В.Смолеусовой, описывается опыт работы по применению наглядности при обучении математике в системе Л.В.Занкова.
В заключении представлены выводы по выпускной квалификационной работе.
ГЛАВА I ПОБЛЕМА НАГЛЯДНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

1.1 Дидактические принципы обучения


Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, направлен он на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Обобщенный опыт обучения школьников основам науки показывает, что для обеспечения единого подхода к учащимся, к выбору средств и методов учебной работы учитель должен придерживаться положений, носящих в определенном смысле универсальный характер.
В связи с этим в дидактике разработаны принципы.
Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организа­ционные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взя­того в конкретно-историческом виде. Выступая как катего­рии дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.[24,с.258] Организация процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами позволяет построить его на научной основе.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обоснованием педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. [20]
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения. Таким образом, принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются.
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении предприняли Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.
Количество и формулировки принципов обучения изменя­лись и в последующие десятилетия (Ю.К.Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Г.И.Щукина и др.). Эта работа продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целост­ного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.
В классической дидактике наиболее обще признанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. [20]
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.


1.2 Принцип наглядности обучения и обоснование его педагогами прошлого


Это один из самых известных и понятных принципов обу­чения, использующийся с древнейших времен. Однако законо­мерное обоснование данный принцип получил сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксирован­ные научные закономерности: органы чувств человека обла­дают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувстви­тельностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи - 1,6 х 106 бит/с; аку­стического - 0,32 х 106 бит/с; тактильного - 0,13 х 106 бит/с. Это означает, что через органы зрения мозг получает почти в пять раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступа­ющая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. [24, с. 266]
Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.В.Занков.
Наглядность применялась и до них. На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирования детьми практических действий взрослого человека. Эта простейшая форма обучения сохраняется и в наши дни благодаря ее надежности и результативности.
С накоплением человеческих знаний, появлением книг, развитием производства содержания обучения значительно усложнялось.
О наглядности говорили педагоги-гуманисты, пример Томас Мор, характеризуя обучения на острове «Утопия». Книги как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Я.А.Коменский. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения.
Пути реализации принципа наглядности сформулировал Я.А.Коменский в «Золотом правиле дидактики», согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащих­ся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремить­ся обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности... все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слыши­мое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сра­зу охватываются несколькими чувствами».
Исследования показывают, что сопровождение рассказа ил­люстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информа­ции составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия на 65%.
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логичес­кому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные по­нятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если под­крепляются конкретными фактами в процессе сравнения, прове­дения аналогий и т. п. [26, с. 163]
Я.А.Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками. Он применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. Он считал, что органы сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире, Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие слова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
И.Г.Песталоцци показал, необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий.
К.Д.Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности. Он писал, что ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения.
Русский педагог К. Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядное обучение по словам К. Д. Ушинского «строится не на отвлеченных представлениях и слова........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аргинская И.И. Математика: Учебник для 2 класса - 2 издание, исправл. и дополн. / И.И.Аргинская, Е.И. Ивановская. - Самара:, 2003. - 192с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1998. - с.78.
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюнова, А.М. Полевщикова. - М.: Просвещение, 1999. - с. 28.
4. Баранова С.П. Педагогика / С.П. Баранова, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987. - с. 90.
5. Белоусова Л.В. Математика, конструирование и художественный труд / Л.В.Белоусова // Начальная школа. - 2003. - №6. - с.37.
6. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1985. - с. 87.
7. Грибова М.М. Мой треугольник / М.М. Грибова // Начальная школа. - 2002. - №2. - с. 68.
8. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина. - М.: Веконт, 1994. - с. 125.
9. Закирова Г.Д. Цветовые демонстрационные таблицы умножения / Г.Д. Закирова // Начальная школа. - 1999. - №11. - с. 91.
10. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах по системе Л.В.Занкова. / М.В.Зверева. - Москва: ЦОР, 2001. - 176с.
11. Иванова Т.Г. Некоторые визуальные средства на уроках математики / Т.Г. Иванова, Н.А. Резник // Начальная школа. - 1999. - №5. - с. 36.
12. Истомина Н.Б. Комплекс наглядных пособий по математике для I класса/ Н.Б. Истомина // Начальная школа. - 2002. - №12. - с. 87.
13. Корягина Н.П. Таблицы для устного счета / Н.П. Корягина // Начальная школа. - 1999. - №8. - с. 73.
14. Кушнерук Е.Н. Наглядные пособия по нумерации чисел / Е.Н. Кушнерук // Начальная школа. - 1998. - №9. - с. 48.
15. Матвеева Н.А. Использование схематического чертежа в моделировании простых текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2002. - №10. - с. 60-63.
16. Моро М.И. Новые таблицы по математике / М.И. Моро, С.В. Степанова // Начальная школа. - 1986. - с. 41.
17. Никитина М.Н. Таблица для запоминания состава однозначных чисел / М.Н. Никитина // Начальная школа. - 2003. - №9. - с.81.
18. Обучаем по системе Л.В.Занкова: 2 кн.: Кн. Для учителя / И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, А.В.Полякова, З.И.Романовская, И.П.Товпинец. М.: Просвещение, 1993. - 160с.
19. Общая педагогика: уч. пос.для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А.Сластенина: в 2ч. - М.: ВЛАДОС, 2003 - ч.1 - 288с.
20. Педагогика, учебник / под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 432с.
21. Педагогика: Уч. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2002.
22. Петкевич Н.В. Строим «Город умножения» / Н.В. Петкевич // Начальная школа. - 1997. - №1. - с. 43.
23. Петрошевский А.В. Психология / А.В. Петрошевский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1998. - с. 57.
24. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - с. 258,265.
25. Развернутое тематическое планирование по системе Л.В.Занкова 1-2 класс / Г.Н.Белова, Е.М.Елизарова, А.И.Николаева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 157с.
26. Сластенин В.А. Педагогика - учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шляпов. - М.: Школа - Пресс, 1997. - с. 85.
27. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2001. - №3. - с.79.
28. Суворова Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Книга для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков. - М.: Просвещение, 1990. - с. 120.
29. Сурикова С.В. Использование графовых моделей при решении задач / С.В. Сурикова // Начальная школа. - 2000. - №4. - с. 56.
30. Харламов И.В. Педагогика / И.В. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. - с. 179.
31. Черезова Е.Ф. Таблица-памятка / Е.Ф.Черезова // Начальная школа. - 2001. - №9. - с.111.
32. Шергина В.В. Цвет и форма наглядных пособий / В.В. Шергина // Начальная школа. - 1997. - №5. - с. 73.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.