Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81253


Наименование:


Курсовик ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.10.2014. Сдан: 2008. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Цели изучения пропедевтического курса истории 5
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 10
1.3. Условия эффективного использования различных типов уроков. Типы уроков и особенности их использования 14
ГЛАВА II ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИСТОРИИ 24
2.1. Анализ учебников по истории для начальной школы 24
2.2. Эффективные типы уроков и их разработки 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

ВВЕДЕНИЕ


Образовательная область «Обществознание» в начальной школе включает в себя исторический, обществоведческий и страноведческий материал.
Более 20 лет назад эта область не была предметом специального рассмотрения на первой ступени школьного образования. Ранее, с 1935 года до конца 1960-х годов в последнем классе начальной школы изучался пропедевтический курс («пропедевтика» - предварительное обучение) истории. В 1970-1980-е гг. историческая пропедевтика была включена в учебный план восьмилетней и средней школы, её преподавали учителя истории.
В начале 90-х годов в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов Минобразование рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной в начальную школу.
В четырехлетней начальной школе появился образовательный компонент Базисного учебного плана «окружающий мир», который интегрирует знания о человеке, природе и обществе.
В задачи пропедевтических курсов входит расширение представлений детей не только о природе, но и об общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, воспитание патриотизма и т.п. А это уже прямые задачи образовательной области обществоведения.
Кроме того, история как учебная дисциплина составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Она содержит сведения о человеке и обществе с древности до современности, представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидательного и другого опыта людей. Поэтому история является источником информации для разных учебных дисциплин. И ещё - она формирует у детей представления об историческом процессе, а именно - об изменениях в жизни людей, происходящих по этапам, внутренне связанных друг с другом.
Это и послужило мотивом для проведения исследования по данной теме. Актуальность исследования заключается в следующем - очень много говорится об использовании различных типов уроков при изучении обществоведческого курса в начальной школе, но к сожалению преобладающим является комбинированный урок, в основе которого лежит комментированное чтение учащимися текста учебника. Это мало влияет на развитие познавательных способностей школьника, его самостоятельность, на развитие сотрудничества детей и учителя во время урока.
Объект исследования: урок истории в начальной школе.
Предмет исследования: разнообразные формы урока как средство повышения познавательной активности учащихся.
Цель работы: выявить возможности различных типов уроков при изучении истории, влияющие на эффективность познавательной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1) Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
3) Проанализировать учебники, используемые в начальной школе при изучении истории.
4) Рассмотреть условия эффективного использования различных типов уроков в пропедевтическом курсе.


ГЛАВА I ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Цели изучения пропедевтического курса истории

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Содержание образовательной области «Обществознание» способствует (наряду с другими областями) формированию у младших школьников научного мировоззрения, развитию мышления и речи, воспитанию любви и уважения к родной стране, её истории и культуре, оказывает нравственное воздействие на личность ребёнка. Не последнюю роль при этом играет развитие познавательного интереса младших школьников к изучаемому предмету. Исследования последних лет, проводимые на историческом материале в начальной школе, показали, что проявлениями познавательного интереса у большинства детей являются: их вопросы к учителю, добровольное участие в обсуждении заданий, исправление и дополнение ответов одноклассников.
Развитие личности ребёнка идет на основе формирования учебной деятельности. Одним из принципов обучения в начальной школе является деятельный подход. Реализация этого принципа требует такой организации познавательной деятельности ребёнка, при которой он сам решает поставленные перед ним задачи, сам открывает для себя знания и др.
Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы (например, природоведение) носит относительно - повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, прошедших на их памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы - исследования среди разных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом, экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры, в краеведческий музей.
Историко-обществоведческий материал в учебниках представлен в виде небольших бесед. Они не только сообщают ученику материал о каком-либо событии, его участниках, но и включает его в диалог с авторами посредством вопросов и заданий (поставлены перед беседами - 4 кл., и в ходе них - 3 и 4 кл.). Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. Деятельный подход осуществляется и при выделении главного в содержании беседы, составлении плана, в подготовке рассказа по иллюстрации, сравнении изображений мятников архитектуры, одежды и вооружения людей и многое другое. Вместе с тем необходимо учитывать, что задания репродуктивного уровня - простое воспроизведение знаний и действий - необходимы при изучении исторического материала. Они позволяют учителю судить об усвоении фактов, имен исторических деятелей, о формированности у школьников хронологических умений, представлений о важнейших событиях в истории Родины, образе жизни, культуре и быте людей и др. Кроме того, специфическим приемом при изучении исторического материала является комментированное чтение текста учебника.
Работу с учебником целесообразно чередовать с другими видами работы - учебной игрой, изложением (рассказом) материала учителем. Рассказ учителя ребёнок должен воспринять осознанно, что невозможно без мыслительных действий.
Эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников при рассказе учителя является беседа. Возможно создание проблемной ситуации - постановка познавательных заданий перед рассказом учителя. В ряде случаев целесообразно, чтобы учитель в своем изложении приводил лишь часть материала для ответа на поставленный вопрос. Остальное ученики должны сами прочеркнуть из текста учебника и анализа иллюстраций. При изучении курса необходима словарная работа.
Под ней методисты понимают перевод слов, специальных терминов из пассивного словаря ученика в активный при помощи заданий, закрепляющих навыки точного и правильного употребления слов. Различные виды словарных заданий содержатся в учебниках и рабочих тетрадях.
Следует помнить, что средства наглядности помогают конкретизировать смысл терминов. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. Поэтому необходимо поощрять рисунки ребят, раскрывающие содержание терминов.
Практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображенных лиц и их действий. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Для этого целесообразно ставить вопросы по анализу рисунка. Анализ содержания иллюстрации дает возможность детям её описать. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные, но и статичные иллюстрации - памятники архитектуры, искусства. Овладение приемами описания и анализа иллюстраций пригодится при формировании у младших школьников умения сравнивать.
При изучении пропедевтического курса истории сравнение помогает формировать у младших школьников доступное их возрасту представление об истории как процесс развития. В 3 и 4 кл. мы объясняем детям, что сравнивая они узнают, в чем сходны и чем различаются друг от друга предметы (орудия труда, оружие, предметы быта), жизнь различных слоев населения страны в разные исторические периоды, поступки исторических деятелей, памятники культуры и др. В течение 2 лет младшие школьники учатся сравнению по сопоставимым признакам, пользуясь планом сравнения. Только так они наиболее четко могут усвоить существенные изменения, происходящие в жизни людей. Планы сравнения вначале предполагает учитель. Затем к их составлению привлекаются учащиеся. Когда у детей накопился некоторый опыт сравнения по сопоставимым признакам, можно переходить к следующему этапу работы - самостоятельному составлению ими плана сравнения. При этом сравнительный материал не должен быть излишне объемным и сложным. Практика показывает, что ученики легче справляются со сравнением памятников архитектуры, предметов быта, одежды и жилищ людей по иллюстрациям в учебнике.
Овладение приемами сравнения сочетается с формированием оценочных умений. Оценка нужна как вывод при сравнении, при характеристике той или иной исторической личности, описание орудий труда, оружия, памятников культуры. Оценочные суждения наиболее отчетливо и персонифицировано выявляются при характеристике исторического деятеля. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.
Формирование оценочных суждений происходит не только при изучении исторического материала, но и на уроках литературного чтения. Таким образом, исторический и литературный материал начальной школы вносит свой вклад в социализацию ребёнка, в усвоение им положительных качеств личности. При этом у истории особая роль. При её изучении ребёнок впервые сталкивается не с литературными персонажами, а с реальными историческими личностями конкретной эпохи, их потребностями, мотивами действия, ценностями, поступками. Положительный, нравственный пример из прошлого или современности пробуждает у младших школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию. Используя учебник и его иллюстрации, учитель может целенаправленно организовывать оценочную деятельность учащихся на доступном для них уровне.
При изучении исторической пропедевтики младшие школьники получают первые представления об историческом времени и пространстве. Только связав время свершения событий, их последовательность можно не только установить связи между событиями, их причины и последствия, но и конкретную картину событий. В педагогической литературе указывается, что развитие представлений об историческом времени и усвоение хронологии является кардинальной проблемой обучения истории. Однако овладение детьми историко-временными представлениями сопряжено с трудностями, на которых обращалось внимание при характеристике заданий, рабочих тетрадей. Вместе с тем практика убеждает, что систематическая планомерная работа дает положительные результаты.
В начальной школе происходит первое знакомство учеников с картами: географическими, политическими (карта мира) и историческими. С первых уроков важно подчеркнуть детям, что в истории важно не только когда произошло то или иное событие, но и где.
Для успешного решения задач обучения в начальной школе необходимо повторение и закрепление учениками изученного материала. Для любого возраста, а особенно для младшего, нужно, чтобы новое знание опиралось на уже приобретенное знание. Таким образом, проверка является специфическим этапом формирования знаний. А ещё она нужна для развития способностей ребёнка. Путем проверки устанавливается и уровень овладения учащимися умений. Проверка важна и для развития речи. Ведь овладение умением рассказывать об историческом событии, родной стране можно проводить лишь в ходе устной проверки.
Таким образом, заканчивая начальную школу, ученик имеет представления о предмете истории, многообразии исторических источников, жизни и быте, культуре предков, о современной России, её законах, нормах морали, охране окружающей среды; знает важнейшие события в истории Отечества и родного края, основные права и обязанности граждан России, права ребёнка и др. Кроме того, он умеет находить и показывать на исторической карте территорию государства, места исторических событий; соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий (раньше, позже); передавать свои впечатления об отдельных событиях, исторических деятелях; сравнивать по плану памятники культуры, предметы быта, одежду людей разных исторических эпох, выявлять общее и различия; различать государственную символику РФ и др.


1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Каменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др. Они исходили из того, что ребёнок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребёнка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочнение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся на стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia - отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физичес........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворожейкина Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе / Н.И. Ворожейкина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 79с.
2. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории / Н.И. Ворожейкина. - М.: Просвещение, 1993. - 114с.
3. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Академия, 1999. - 208с.
4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2000. - 98с.
5. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир / О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. - М.: Вако, 2004. - 367с.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1996. - 371с.
7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания / В.А. Крутецкий. - М.: 1986. - 288с.
8. Методика преподавания общественных наук. - М.: Академия, 1989. - 123с.
9. Педагогическое речеведение. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 193с.
10. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1998. - 493с.
11. Письмо Мин. образования РФ // Вестник образования. - 2004. - №3. - с.11.
12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 398с.
13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1989. - 493с.
14. Харламов И.Ф. Педагогика: высшее образование / И.Ф. Харламов. - Минск: Университетское, 2002. - 559с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.