На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81348


Наименование:


Курсовик «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 27.10.2014. Сдан: 2014. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………………………..5
1.2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению………………………………………………………………………..21
1.3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………….…28
Вывод…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………34
Литература…………………………………………………………………….35


ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей(Г. Гетпер; А. Керн; С. Штребел; Я. Йирасел и др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы «Психологическая помощь ребенку в период подготовки к школьному обучению».
Объект исследования: психологическая готовность.
Цель работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе.
Задача работы:
1. Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования. Определить содержание понятия «школьная зрелость».
2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.


ГЛАВА 1.
1.1. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [17]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Исследователи выделяют различные параметры психического развития ребёнка. Общепринятым считается мнение Л.И.Божович, которая выделяла такие критерии, как уровень мотивационного развития, состоящий из познавательных и социальных (стремление занять определённую позицию в обществе) мотив учения; достаточное развитие произвольности и достаточный уровень развития интеллектуальной сферы, причём наиболее значимым считался мотивационный уровень.
Практически все исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности к школьному обучению, уделяют произвольности одно из главных мест, Такой призванный авторитет отечественной психологии, как Д.Б.Эльконин, совместно со своими сотрудниками советовал, определяя готовность к обучению в школе, обращать внимание на такие умения детей, как сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. [31]
Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского (см. Божович Л.И; Д.Б. Эльконин; Н.Г. Салмина; Е.Е. Кравцова и др.)
Так Л.И. Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребёнка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович). Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определённую позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Две эти потребности способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические.
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности - главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе - вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны - слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
В рабо........


Литература

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983
4. Богачкина Н.А. «Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника » Ростов н Д:Феникс,2014
5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994
6. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М.,
7. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994
8. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994
9. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970
10. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995
11. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997
12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987
13. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994
14. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992
15. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М.
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998
16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985.
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994.
23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999.
24. «Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1996.
27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998.
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 - кн. 1.
29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 - кн. 1.
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999.
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23.
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1996.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.