На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81384


Наименование:


Диплом Развитие творческих способностей у детей на занятиях по резьбе

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.10.2014. Сдан: 2011. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


оглавление
Введение ……………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.
1.1. Сущность творчества и его роль в развитии личности…………………….7
1.2. Творческие способности: понятие и особенности развития у школьников среднего возраста………………………………………………………..……..10
Глава 2 Содержание, формы и методы организации занятий по художественной резьбе.
2.1. Искусство резьбы по дереву в системе формирования творческих способностей школьников среднего возраста…………………………………26
2.2. Содержание, методологические основы и формы занятий по художественной резьбе со школьниками среднего возраста…………..……33
2.3. Экспериментальная программа кружка по художественной резьбе со школьниками среднего возраста………………………………………….….....44
Глава 3. Экспериментальная проверка путей и методов развития творческих способностей школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.
3.1. Организация и проведение эксперимента по формированию творческих способностей школьников среднего возраста на занятиях по художественной резьбе……………………………………………………………………………..52
3.2. Использование компьютерных технологий в преподавании декоративно прикладного искусства………………………………………….……….…..….65
Заключение…………………………………………………………..…..….71
Список использованной литературы.………….……….……......73
Приложение 1.…………………………………………………………..…..1-5
Приложение 2 …………………………………………………….………...1-3


Введение

Актуальность исследования. Коренные изменения, происходящие в социально-экономической и гуманитарной сферах, определяют новое понимание личности в ее взаимодействии с социальной средой. В связи с этим современное общество нуждается в личности, способной к ее активному и творческому преобразованию.
Утверждение приоритета личностных интересов, гуманизация всех сторон общественной жизни, активизация человеческого фактора во всех звеньях социальной структуры приводит к перестройке всей системы обучения, к изменению ее целей, задач и содержания. Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе становится не только передача общечеловеческого опыта, развитие социально значимых умений и навыков, но и формирование способности к творческому мышлению, проявлению инициативы и самостоятельности в деятельности.
Проблема творчества и его места в системе формирования личности, а также вопросы развития творческих способностей представлены в работах отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов (О.В. Афанасьев, Л.С. Выготский, Д.И. Говорун, Е.С. Громов, В.В Давыдов, В.Л. Дранков, Л.Б. Ермолаевой-Томина, Е.И. Игнатьев, В.М. Киреенко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.Н. Лук, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев. Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, А.Б. Потапов, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.).
Одним из эффективных средств формирования и реализации творческих способностей, развития творческого мышления, творческого отношения к деятельности, а также творческой активности и навыков изобразительной деятельности, рассматривается традиционное народное искусство (В.С. Бадаева, К.В. Ефремичевой, Е.С Лыковой, Л.В. Неретиной, М.С. Соколовой, Е.Н. Хохловой и др.).
Важное место в системе формирования творческих способностей школьников, средствами народной культуры занимает работа по изучению искусства резьбы как одной из разновидностей традиционного декоративно-прикладного искусства. Важнейшие факты из истории развития декоративно- прикладного искусства, народных промыслов по изготовлению резных изделий и его роли в развитии творческих способностей мы почерпнули в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, В.А. Бородулина, Е.С. Двойниковой, И.В. Лямина, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, А.С. Хворостова, и др.
Однако проблема развития творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины остается не достаточно изученной и разработанной. Поэтому тема дипломной работы «Развитие творческих способностей у школьников на уроках резьбы» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы работы по развитию творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины.
Цель исследования: разработать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины.
Объект исследования - творческая деятельность школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.
Предмет исследования - система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины.
Гипотеза исследования. Система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- работа будет строиться с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей;
- работа будет сочетать различные формы познавательной, репродуктивной деятельности,
- поэтапность, систематичность и последовательность в работе по развитию творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины;
- работа будет основываться на изучении народных традиций выполнения резных изделий и на ознакомлении с основными технологиями резьбы по дереву.
Задачи исследования :
1. Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей у школьников на уроках резьбы.
2. Проанализировать содержание работы на занятиях по художественной резьбе в объединениях и определить их роль в развитии творческих способностей у школьников.
3. Изучить уровень развития творческих способностей у школьников среднего возраста.
4. Разработать, апробировать и проверить эффективность работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и апробирована система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования с учетом психофизиологических особенностей данной категории школьников; подобрана система упражнений, заданий, дидактический материал, направленные на развитие творческих способностей у школьников среднего возраста.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение, анализ продуктов деятельности школьников; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
Работа проводилась в три этапа. На первом этапе была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. На основе анализа были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности» и их роль в развитии личности; определены психологические особенности школьников среднего и старшего возраста; рассмотрена роль искусства резьбы по дереву в развитии творческих способностей школьников.
На втором этапе проводилось изучение исходного уровня развития творческих способностей у школьников среднего возраста на базе кружка «Художественная резьба» в системе дополнительного образования. Также были проанализированы используемые в студиях г. Белгорода программы занятий по художественной резьбе, на основе которых была разработана система работы по развитию творческих способностей у школьников на занятиях по художественной резьбе с учетом психофизиологических особенностей данной категории школьников.
На третьем этапе была апробирована и проверена эффективность предложенной работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования.


Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой

1.1. Сущность творчества и его роль в развитии личности

Проблема творчества является объектом изучения философии, социологии, психологии и педагогики. Взаимодействие природных задатков индивидуума, творческих способностей и активности личности волновала философов и психологов, начиная с эпохи древности (Платон, Аристотель).
В философской литературе творчество рассматривается, как процесс создания нового. Е.С. Громов отмечает, что «объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее. Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание» (41. с.10).
Понимание творчества, как процесса создания нового, отсылает нас к общефилософским категория деятельности и развития. Однако, исследователи отмечают, что не всякая деятельность может быть творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть не связанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей.
Кроме того, творческую деятельность, нельзя рассматривать отдельно от способностей индивида к творчеству. В этом аспекте, творческие способности часто отождествляют с гениальностью, а само творчество признают исключительным правом талантливого меньшинства. Так, например, В.Л. Дранков отмечал, что в творчестве принимают участие лишь незначительная часть общества и способности к творчеству представляются редким даром. Л.С. Выготский высказывал по этому поводу другую точку зрения и отмечал, что только высшее выражение творчества доступно немногим гениям человечества. В рамках нашего исследования актуальной является точка зрения Л.С. Выготского потому что способность к творчеству не является уделом исключительно талантливой личности, это и определяет концепцию нашего исследования.
Очевидно, что уровень творческой активности (креативности) зависит от всех параметров, определяющих структуру личности:
1) устанавливается связь между творчеством и индивидуально-психологическими особенностями личности (характер, темперамент и задатки);
2) творчество связано с интеллектуальной деятельностью человека;
3) способность к творческой деятельности является показателем уровня развития и сформированности интересов индивида;
4) творчество выступает важнейшим критерием активности личности и одновременно, как уже отмечалось, высшей формой деятельности.
Творчество человека может проявиться во всякой целенаправленной деятельности - в строительстве личной и общественной жизни, в науке, культуре, искусстве и т.д. Но наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает художественное творчество. Художественное творчество определяется в узком и широком смыслах. В первом случае, художественное творчество есть деятельность, в процессе которой создаются новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Во втором - художественное творчество рассматривается, как творчество, присущее всем видам продуктивной деятельности.
В рамках данного исследования, особую актуальность представляет понимание художественного творчества в широком смысле, так как обеспечивает установление обратной связи между художественным творчеством, в том числе и творчеством вообще и развитием личностных качеств.
Взаимодействие художественной деятельности и личностного развития прослеживается на всех этапах творческого процесса. Я.А. Пономаревым была разработана схема художественного процесса в его связи с психо-мыслительными операциями, которая включает в себя 4 основные фазы:
1) сознательная фаза (подготовка) - предпосылка для интуитивного проблеска новой идеи;
2) бессознательная работа (созревание) над проблемой, сохранение направляющей идеи;
3) переход бессознательного в сознание (вдохновение) - в сферу сознания поступает идея решения (например: открытия, изобретения, создания нового шедевра литературы, искусства и т.п.) в виде гипотезы, принципа, замысла;
4) сознательная работа - развитие идеи, ее оформление и проверка.
Таким образом, можно отметить, что творчество является показателем сформированности не только личностных качеств, но и воздействует на все состовляющие структуры личности и способствует ее развитию.
По мнению А.З. Рахимова творчество оказывает воздействие и на более высокие уровни структурной организации личности, связанные с деятельностью человека по самосовершенствованию и саморазвитию; оно способствует процессам самосозерцания, самоанализа, самоконтроля. В этом смысле мы опираемся на точку зрения исследователя, который утверждал, что наивысшим результатом творческой деятельности человека является самосозидание собственной личности.
Таким образом, творчество можно рассматривать, во-первых, как деятельность человека по созданию качественно нового; во-вторых, как структурирующий признак гармоничной, сформировавшейся личности и одновременно как движущий фактор развития личностных качеств.


1.2. Творческие способности: понятие и особенности развития у школьников среднего возраста

Современное общество нуждается в творческой личности, способной к созданию новых материальных ценностей. Данная тенденция обусловливает необходимость поиска и создания специальных условий, которые способствовали бы полному проявлению творческого потенциала у каждого человека. Также формирование творческих способностей невозможно без учета индивидуальных задатков, обуславливающих способность индивида к определенной деятельности. Таким образом, структура творчески активной личности может быть рассмотрена через четырехчленную иерархическую систему, включающую в себя: природные задатки; специальные способности; общие творческие способности; творческую активность (креативность).
Задатки рассматриваются, как низший уровень личностной структуры, как психофизиологические факторы, регулирующие познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание, память, речь). В.С.Кузин по этому поводу отмечал, что человек рождается с природными предпосылками развития способностей (задатками). Эти предпосылки, присущие человеку как биологическому существу, не могут быть приобретены в процессе жизни, а могут развиваться или остаться в зачаточном состоянии.
Задатки рассматривают, как основу формирования способностей индивида к какой-либо деятельности, но при этом нельзя отождествлять эти два понятия. Способности могут рассматриваться как форма реализации природных задатков в благоприятных социальных условиях. Таким образом, может терять смысл утверждение о врожденных (природных) способностях (музыкальных, математических, художественных и т.д.).
С другой стороны, задатки могут рассматриваться и как потенциальные способности. Такой подход к определению задатков предполагает, что целенаправленная деятельность по формированию специальных способностей (музыкальных, математических, художественных) должна учитывать наличие у человека задатков к той или иной деятельности. Так, например, для успешной художественной деятельности важными являются такие свойства зрительного анализатора, которые обеспечивают восприятие пропорций, объемных и плоскостных форм, направленность линий, пространственные отношения предметов, светотеневые отношения, ритм, перспективные сокращения объемных предметов.
Проблеме развития способностей посвящены исследования отечественного психолога Б.М. Теплова. Он определял способности, как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и обуславливающие легкость, быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В данном определении выделяются два аспекта способностей, которые позволяют рассматривать их как звено в общей структуре творчески активной личности - между потенциальными природными задатками и реализованными формами творческой активности.
А.Н. Леонтьев дает обобщенное определение понятия «способности» и выделяет два их типа: 1) «природные, биологические в своей основе, и «специфические человеческие, общественно-исторические по своему происхождению» (34, с.128).
В отечественной науке выделены два направления в толковании способностей: в сопоставлении и отождествлении с биологическими задатками и в связи с социально значимой деятельностью индивида, понимаемой как форма реализации способностей.
В рамках первого направления (на заре научного познания), а именно в работах Аристотеля, который ссылаясь на платоновские представления о способностях как потенциально данных внутренних свойствах человека, выделяет два типа - врожденные и приобретенные. Врожденные способности понимаются, как природные задатки и индивидуальные особенности протекания психических процессов. Все способности являются приобретенными и являются результатом целенаправленного развития задатков. Современные исследователи отказываются от рассмотрения способностей как чисто имманентных характеристик человеческой психики вне их связи с деятельностью, активностью. Например, Р.С. Немов считает, что определение способностей, как свойства человека, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний, является устаревшим.
В рамках второго направления, исследователи отмечают, что способности возникают в конкретной целенаправленной деятельности личности и вне ее способности как таковые не существуют.
Различие в понимании способностей обусловливает и разграничение их видов, иерархически противопоставленных друг другу. Способности первого уровня - специальные способности (музыкальные, математические, технические, литературные, художественные, спортивные и др.) - формируются на основе природных задатков, являются формой их реализации и определяют успешность человека в конкретной деятельности. Способности второго уровня - творческие способности - формируются на основе специальных и определяют успехи индивида в любой деятельности. На отнесение творческих способностей к числу общих, настаивал Н.С. Боголюбов и отмечал, что «творческие способности являются общими по отношению к специальным и определяются по отношению к процессу деятельности, особенностям его протекания» (19, с. 5).
В исследованиях И.Я. Лернер выделены основные черты, присущие творческим способностям индивида относительно к его виду деятельности: «Самостоятельное осуществление ближайшего и дальнего внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую систему; виденье новой проблемы в новой ситуации; виденье структуры объекта; виденье новой функции объекта в отличии от традиционной; учет альтернатив при решении проблем; комбинирование и преобразование известных способов деятельности при решении новой проблемы; исключение известного и разработка нового подхода» (55, с. 21).
Взаимодействие способностей и деятельности, имеет двусторонний характер: способности реализуются и развиваются в деятельности, с одной стороны, с другой, оказывают воздействие на особенности протекания деятельности и ее результаты.
В.С. Кузин, среди основных форм человеческой деятельности, влияющих на формирование специальных и творческих способностей, выделял игровую, учебную и трудовую.
Игровая деятельность выступает как подготовительный этап в процессе перехода от простых к более сложным видам деятельности - учению и труду. В своих иследованиях Р.С. Немов отмечает, что в игровой деятельности у детей совершенствуется восприятие, внимание, память, мышление, воображение способствующие превращению задатков в способности. Важная роль отводится соревновательным играм, которые способствуют формированию таких важных личностных качеств, как потребность в самоутверждении, настойчивость, стремление к успеху и т.д., а также стимулируют развитие способности к поиску нестандартных путей решения, выбору альтернатив. С другой стороны, уже в игре у детей можно наблюдать зачатки формирования способностей к различным видам деятельности - художественной, музыкальной, интеллектуальной и т.д.
Учение как процесс освоения индивидом знаний, накопленных человечеством, связан с развитием способностей. В.С. Кузин отмечал, что «тесная, неразрывная связь между способностями и знаниями, умениями человека проявляется в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений» (41, с.291). и поэтому учащиеся с невысоким уровнем развития природных задатков под непосредственным руководством учителя успешно овладевают знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие их способностей.
Однако, нельзя отождествлять объем знаний с уровнем развития способностей. Общеизвестно, что знания могут быть получены в результате бездумного заучивания или, наоборот, в процессе интеллектуальной деятельности. В свою очередь, способности определяют характер приобретения знаний, прочность усвоения умений и навыков. Например, развитые общие способности содействуют быстрому и легкому усвоению получаемой учебной информации, способствуют прочному овладению знаниями, умениями и навыками; специальные способности определяют склонности ученика и его успехи в определенной области - в спорте, в литературе, в математике, в живописи, и т.д.
Наглядно общие и специальные способности проявляются в трудовой деятельности, определяя ее характер и результаты. Трудовая деятельность в свою очередь содействует развитию способностей. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что «способности не просто проявляются в труде , они формируются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» (63, с. 87). В процессе трудовой деятельности развиваются также и такие важнейшие личностные качества, как настойчивость, любознательность, инициативность, самостоятеольность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы. Все эти составляющие являются важными чертами творческой активности личности, т.е трудовая деятельность содействует развитию творческих способностей.
Специфика творческих способностей, в сравнении со специальными, состоит в том, что они не только формируются и развиваются в процессе конкретной деятельности, но и оказывают воздействие на них. Примером этого положения является история жизни и деятельности многих творческих людей - признанных талантов не только конкретно в своей области, но и проявивших свои способности и дарования в других видах творческой деятельности: Леонардо да Винчи проявил себя и как выдающийся инженер, став изобретателем вертолета и подводной лодки; А.С. Грибоедов был автором знаменитого вальса; такими же вычурно фантастическими, как и рисунки, были поэтические образы художника О. Бёрдсли; известны своими графическими и живописными работами А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Т.Г Шевченко; многосторонне одаренными творческими личностями показали себя и известные отечественные актеры театра и кино В. Высоцкий, Ю. Визборг, Ю. Богатырев, Л. Филатов и др.
Высшим показателем развития творческих способностей является факт их реализации в творческой деятельности. Наличие творческих способностей и их проявление в деятельности составляют два взаимосвязанных, но разных уровня характеристик личности. В структуре творческой личности выделяют два иерархически противопоставленных уровня - творческие способности и творческая активность, которые взаимодействуют по принципу «потенциальное - реализованное». Кроме того, отмечается, что творческие способности не всегда реализуются в творческой деятельности и уровни их развития определяются только экспериментальным путем.
Творческая активность (креативность), наоборот, характеризуется наглядным проявлением творческих способностей, представленных в результатах творческой деятельности. Творческая активность отличается тем, что субъект в процессе деятельности проявляет самостоятельность в овладении новыми знаниями и умениями, к открытию субъективно неопознанных приемов деятельности. На этом уровне субъект самостоятельно формулирует цели и задачи деятельности, выбирает пути их реализации; находит выход из сложных ситуаций, требующих исследовательского подхода. Кроме того, относительно волевых качеств, деятельность субъекта характеризуется наличием устойчивого интереса, упорством и настойчивостью в достижении постепенной цели.
В рамках данного параграфа рассмотрим также особенности развития школьников среднего и старшего возраста.
В психологических и педагогических работах А.С.Белкина, Н.С.Боголюбова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Корешкова, В.С.Кузина, Н.С. Лейтес, А.Н. Леоньтьева, Р.С. Немова и др. рассматриваются особенности протекания психических процессов, а так же дается возрастная периодизация психофизического развития.
«Психическое развитие рассматривается психологами, как непрерывный переход количественных накоплений в качественные и с........


Список использованной литературы

1. Абрамова А.А.., Каплан Н.И., Митляиская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. 2-е изд. М. Просвещение. 1985.
2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1984. -160 с., ил.
3. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М.. 1973.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Про­метей, 1994.
5. Асатрян Л.Т. Развитее творческих технических способностей школьников в кружках юных техников: Автореф, дис... кан. пед. наук. - М., 1987.
6. Афанасьева О.В. Творчество; свобода и необходимость (Сущность творчества).- М.: Юрид. Ин-т, МВД Рос. Федерации, 1995.
7. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М. Просвещение. 1979.
8. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд. М..1980.
9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение,1981.
10. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
11. Богданова О.С., Л.И. Катаева, А. И. Шемшурина О нравственном воспитании подростков: ( В помощь классным руководителям IV - VIII кл.) - М.: Просвещение, 1979.- 111с.
12. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1988.
13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,1969
14. Болдырёв Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1979.
15. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981.
16. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство,1984.
17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
19. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
20. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М. Просвещение, 1972.
21. Воронов Н. В. Искусство предметного мира. Л., 1975.
22. Воспитание школьников во внеурочное время: Сборник методических материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы с учащимися / Под ред. Л. К. Балясной; сост. Т. В. Сорокина. М. Просвещение, 1980.
23. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1967.
24. Выгодский Л.С. Психология искусства. М. Просвещение.1968.
25. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Под ред. Н.Л.. Селивановой. - М., 1998.
26. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. М. Просвещение, 1977.
27. Двойникова Е.С. Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М. Просвещение. 1972.
28. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М. Просвещение. 1973.
29. Динабургкский В.Д. Деревья не умирают. Тула, 1974.
30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального и психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989.
31. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. - Л.: Искусство, 1986.
32. Званцев М.П. Нижегородская резьба. М.Знания, 1969
33. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. Знания, 1961.
34. Искусство и школа: Книга для учителя Сост. А. К. Василевский. М. Знания, 1981. Искусство Кубачи. Л.. 1976.
35. Колугин А.И., Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарная безопасность в обще­образовательной школе. М. Знания, 1980.
36. Кантор К.М. Красота и польза. М. Знания. 1967.
37. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. М. Знания. 1974.
38. Ковалёв А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1970.
39. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978.
40. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение,1984.
41. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве.- М.: Мысль, 1986.
42. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. Знания, 1974.
43. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. 2-е изд. М. Знания. 1981.
44. Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. Л., 1979. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова. М. Знания, 1981.
45. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.
46. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности).- СПб.,1996.
47. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В. А. Барадулнна. М. Мысль. 1979.
48. Охрана труда в школе. (Сб. норматив, док.) / Сост. С. М. Кулешов. М. Мысль, 1981.
49. Печорский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М. Мысль. 1970.
50. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М. Мысль, 1976.Пономарьков С.И.
51. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла / Сост. С. Газарян. М. Мысль,1979.
52. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). М. Мысль, 1982.
53. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение,1980.
54. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В. Я- Архитектор.- М.: Изд. Открытый мир, 1997.
55. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. - М.: Прометей, 1993.
56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
57. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра в изобразительном искусстве.- Ярославль: Академия развития, 1997
58. Уроки детского творчества. Под редакцией Дюминой Г.- М.: Мысль, 2002.
59. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1977.
60. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе.- М.: Просвещение, 1985.
61. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 2 классе.- М.: Просвещение, 1985.
62. Щербаков В.С. Искусство и художественный труд детей.- М.: Просвещение, 1991.
63. Щербакова Е. Фантазии старых газет (изделия из папье-маше). Наука и жизнь.- 2004.-№5.
64. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.- М.: Просвещение, 1975.
65. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.- М.: Знание, 1998.
66. Этюды об изобразительном искусстве /Сост. Н.И.Платонова, В.Ф. Тарасова- М.: Педагогика, 1993.
67. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.- М.: Мысль, 1981.
68. Юренайте Р. Гобелен.-//Юный художник.- 1987.-№10.-С.35-36.
69. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества.- М.: Высшая школа, 1972.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.