На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81412


Наименование:


Курсовик ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.10.2014. Сдан: 2014. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3стр.
ГЛАВА 1. Теоритические аспекты проблемы развития восприятия младшего школьника………………………………………………………………………...6стр.
1.1.Сущность восприятия как психического процесса…………………....6стр.
1.2.Особенности восприятия детей младшего школьного возраста… …14стр.
1.3.Развитие восприятия в младшем школьном возрасте ……………...19стр.
Вывод по 1главе……………………………………………………………..24стр.
ГЛАВА 2.Эксперементальное исследование восприятия младших школьников………………………………………………………………………………………25стр.
2.1. Цель , методика экспериментального исследования ………………….25стр.
2.2. Количественный и качественный анализ полученных
результатов………………………………………………………………………………….…….35стр.
2.3. Рекомендации по дальнейшему развитию восприятия младших школьников………………………………………………………………………………………38стр.
Вывод по 2 главе………………………………………………………………………………...41стр.
Заключение ……………………………………………………………………….……………….43стр.
Список литературы…………………………………………………………………………….46стр.
Приложение………………………………………………………………………………….48 -53стр.


Введение.
Актуальность данной темы в том, что одно из центральных мест в психологической деятельности человека занимает восприятие предметов и явлений окружающего мира. Восприятие -это тот процесс , который ориентирует человека в окружающей его действительности, помогает организовать свою деятельность , помогает контролировать поведение соответствие с объективными свойствами и отношениями вещей. В настоящее время и на протяжении всего периода развития психологии восприятие было предметом многих рассуждений и исследований. Например, известные российские учёные Выготский и Эльконин, подтверждая и опровергая теории Пиаже, исследуют процесс восприятия в составе исследований интеллекта. На основании полученных выводов строятся системы обучения и происходит школьная реформа.
Восприятие-это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В этот период происходит дальнейшее физическое , психофизиологическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей .И поэтому на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. И все перечисленное огромное влияние имеет на сам процесс обучения школьника младших классов.
Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ними что-то новое. Однако восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.
Цель исследования - изучить особенности развития восприятия у детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - восприятие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - изучить особенности развития восприятия детей 1 и 4 классов в сравнительном аспекте.
Основные задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие восприятия детей младшего школьного возраста.
2. Провести диагностическое обследование развития восприятия детей младшего школьного возраста 1и 4 классов.
3.Сделать количественный и качественный анализ результатов исследования.
4.Разработать рекомендации по дальнейшему развитию восприятия младших школьников.
Методы:
? теоретический анализ научной литературы;
? наблюдение;
? тест;
? беседа;
? эксперимент.
Методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это?», «Собери картинки», тест на зрительно-пространственное восприятие, тест на определение типа восприятия.
База: экспериментальное исследование проводилось в МОУ «Начальная школа №18» в 1 и 4 классах. Период проведения с 1.02.2014г. по 10.02.2014г. Мы взяли по 5 человек из каждого класса. Диагностическое обследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Структура работы состоит из содержания, введения, основной части , которая состоит из двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


ГЛАВА 1. Теоритические аспекты проблемы развития восприятия младшего школьника
1.1.Сущность восприятия как психического процесса
Рассматривая ощущения, мы говорим, что они позволяют узнать лишь отдельные свойства предметов. Если мы с ними сталкиваемся, они помогают нам быстро различать предметы.
Раздумывая над многообразием своих ощущений, приходишь к мысли, что эти свойства не существуют отдельно сами по себе, а связаны с предметом или явлением. Так мы обычно говорим «запах фиалки», «шум дождя», «походка павлина», «вкус лимона» и т.д. Объединять отдельные свойства предметов в целостный образ нам помогает процесс восприятия. Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
По мнению С.С.Корнеенкова восприятие - это познавательный психический процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Основное и главное условие возникновения восприятия - это воздействие предметов и явлений объективного мира на органы чувств. Но это ни в коем случае не снижает значения активности субъекта. Главная задача восприятия состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы окружающей и внутренней реальности.
По учебнику Крутецкого В.А. восприятие -это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
По учебнику Лачугиной Ю. Н. восприятие - это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств.
Существуют и другие определения такие как:
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико- синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
По классификации Шадрикова В.Д., Анисимовой Н.П., Корнеева Е.Н. в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделя­ют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком. Последнее носит специальное название «социаль­ная перцепция» и является профессионально важным качеством педагога.
Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют как бы две стороны, два аспекта: когнитивный (познавательный) - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности, и эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, спо­собность к сопереживанию, или эмпатия.
В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также классификация видов восприятия по фор­мам существования материи. По этому параметру выде­ляются восприятие времени - как отражение объективной времен­ной длительности, скорости протекания и последовательности яв­лений действительности, восприятие движения - как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т. е. направле­ния и скорости) и восприятие пространства, включающее восприя­тие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором нахо­дится объект восприятия.
Восприятие пространства представляет собой, по выражению Б. Г. Ананьева, «сложную интермодальную ассоциацию», иными словами - результат взаимодействия нескольких органов чувств. Поскольку одной из существенных особен­ностей восприятия является сопоставление, сличение перцептив­ных образов, то был выделен специальный вид восприятия про­странства- глазомер, определяемый как «развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные величины направления и удаленность объекта от наблюдателя». С.Л. Рубинштейн подразделял глазомер на линейный , плоскостной и объёмный (глубинный).
Кроме того, по продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное, т. е. одномоментное, и сукцессивнос, т. е. развернутое во времени.
По Богословскому В.В. разделяют виды восприятия в зависимости от объекта отражения:
1. Восприятие величины и формы предметов. Восприятие величины и формы предметов осуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязатель­ных и мускульно-двигательных ощущений.
2. Восприятие объемности и удаленности предметов. При вос­приятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах.
3. Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (ил­люзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особен­ности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхищение увиденного, различные дефекты зрения.
4.Восприятие времени- это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
6.Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.
7.Восприятия человека человеком. В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность , которые запечатлеваются в образах и понятиях взаимодействующих людей.
В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:
1.Целостность - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон.
2.Предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.
3.Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что вос­принимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла.
4.Обобщенность - отражение единичных объектов как особо­го проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.
5. Константность, характеризующая относительное постоянст­во формы, величины и цвета предметов при изменяющихся усло­виях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы полу­чаем возможность узнавать предметы в различной обстановке).
6.Избирательность - преимущественное выделение одних объ­ектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
Приведенные свойства, присущие в той или иной степени практически всем познавательным процессам, характеризуют сущ­ность процесса восприятия. Кроме того, у восприятия, как и у любого психического процесса, есть свойства, определяющие его продуктивность. К ним относится показатели производительности, качества и надежности перцептивной деятельности.
1.Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени.
2.Быстрота, или скорость, восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
3.Точность - соответствие в........

Список литературы.

1. Абрамова Г. С.Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Березин Ф.Б. “Психическая и психофизиологическая адаптация человека”. Л., 2004. С.13-21.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М: Просвещение, 1969. - 490с.
4. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
5. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения // Под ред. А.М. Игнатьева - М., 1984. - 240 с.
6. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированость межличностного восприятия. М., 1992. - 380 с.
7. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.-352 с
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя.- Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
9. Корнеенков С.С. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 365 с.
10. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с.
11. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980.-352с.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
13. Лачугина, Ю. Н. Психологи. - Ульяновск: УлГТУ, 2007
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.
15. Логвиненко А.Р. Чувственные основы восприятия пространства.
16. Маклаков А.Г. “ Общая психология”.- СПб.: Питер, 2006. -592с.
17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».-М.: Просвещение, 1984.-256с.
18. Методические материалы и дидактический инструментарий к психолого-педагогическому практикуму. - С-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2000
19. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
20. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с
21. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.
22. Обучение учащихся первых-пятых классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. - М., 1982. - 560 с.
23. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др..; Под ред. В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981.
24. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
25. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
26. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.- 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 376с.
27. Развитие ошущений и восприяти у детей от младенчества до младшего школьного возраста:игры, упражнения, тесты/ Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
28. Реан А.А. “Психология человека от рождения до смерти”. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-656с.
29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии - М. 1999 - 448 с.
30. Сорокун П.А.Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312
31.< for-students/cards/general-psychology/233-2008-09- 02-18-36-42.html>
32.< vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-4-vospriyatie>



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.