На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81445


Наименование:


Курсовик Система управления внутренним государственным долгом в РФ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 2.11.2014. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы внутреннего государственного долга………... 6
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга…………………………………………………. 6
1.2 Понятие и виды государственного долга……………………………… 9
1.3 Особенности категорий внутреннего государственного долга………. 13
2. Система управления внутренним государственным долгом в РФ…... 18
2.1 Структура государственного внутреннего долга……………………... 18
2.2 Управление государственным внутренним долгом…………………... 24
3. Тенденции развития государственного внутреннего долга РФ……… 29
3.1 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации…………………………… 29
3.2 Приоритеты и инструменты внутренней долговой политики………... 35
Заключение…………………………………………………………………..... 45
Список использованной литературы………………………………………... 48


Введение
Для большинства стран с рыночной экономикой характерен бюджетный дефицит, поэтому государственный долг существует во многих странах. В мире нет ни одного государства, которое не сталкивалась бы с проблемой государственного долга. Государственный долг играет важную роль в международных отношениях, так как значительные масштабы задолженности страны влияют на её платёжеспособность, имидж среди международных финансовых организаций, кредитный рейтинг.
Бюджетная, долговая и валютная политика любого государства неразрывно связаны между собой. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Государственный долг влияет на экономический рост страны, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости населения, объема инвестиций в экономику в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста. Рынок государственного долга важен и для банковской системы, так как является инструментом денежно-кредитной политики. Чрезмер­ный рост государственного долга несёт в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что Россия на протяжении посткризисного периода живёт при дефицитном бюджете, активно занимает деньги и наращивает государственный долг. Проблема государственных заимствований остаётся одной и острейших проблем в российской экономике на сегодняшний день. Являясь своеобразным индикатором, чутко реагирующим на любые изменения в стране и оказывающим как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие государства, государственный долг представляет интерес, так как не существует единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации, нет единых предложений и мнений по оптимизации величины внутренней и внешней задолженности, а несогласованность оценок и экономических воззрений экспертов позволяет разрабатывать новые предложения и рекомендации по совершенствованию управлением государственным долгом.
Целью курсовой работы является исследование сущности внутреннего государственного долга России, его основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства и его влияния на экономику страны, определение методов оптимизации и рассмотрение тенденции его развития.
В соответствии с поставленной целью для решения выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы внутреннего государственного долга - предпосылки возникновения, понятие, виды, особенности его категорий.
2. Рассмотреть систему управления внутренним государственным долгом России.
3. Охарактеризовать основные методы управления государственным долгом.
4. Рассмотреть тенденции развития государственного внутреннего долга страны.
Объектом исследования является роль и значение внутреннего государственного долга в экономике Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного внутреннего долга России.
Структура работы: Работа состоит из трех глав. В первой - раскрывается основная предпосылка возникновения внутреннего государственного долга, даются определение, основные характеристики видов госдолга и особенности его категорий. Во второй главе раскрывается система управления внутренним государственным долгом. Третья глава отражает современное состояние внутреннего государственного долга РФ и приводит пути возможного развития и реформирования.
Работа имеет введение и заключение, а также список использованной литературы. Для написания работы были изучены нормативные источники (Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения государственных заимствований и государственных задолженности), учебные пособия по экономике и теории финансов известных экономистов (Алёхина Б.И., Воронина Ю., Кабашкина В., Килячкова А.А., Чалдаева Л.А. и др.), публикации в периодических изданиях («Московские новости»), интернет - источники (Новости рынка ГКО-ОФЗ-ОБР, 2011, < invest/analytics/news_gko/>, РИА Новости < economy/20110216/334802351.html>).


1. Теоретические основы внутреннего государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга

Общие принципы бюджетного законодательства и бюджетной политики закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011), который является федеральной кодификацией. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит или излишек, а превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование (покрытие) на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, а с помощью заимствований - к росту государственного долга. В мировой практике для погашения бюджетного дефицита в условиях сдерживания инфляции более широко используются заимствования. Итак, важнейшей причиной развития государственных заимствований является дефицитность бюджета.
Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. [1, п.2 ст.92] Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаемый законом соответствующего субъекта о бюджете на год, не может превышать 15% объёма бюджетных долгов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объёма его доходов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. [ 1, п.2 ст.92.1] Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество и природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики для стран с развивающейся экономикой, с устойчивыми и эффективными международными связями. Дефицит такого рода не страшен только в том случае, когда сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг на покрытие дефицита, не ложится тяжким грузом на экономику страны и на налогоплательщиков в частности, и государственный долг не ведёт к сокращению социальных программ.
Дефицит бюджета может возникнуть, как упоминалось выше, в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно.
Причина бюджетного дефицита может крыться и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень таких расходов непроизводственного характера, как военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и прочее, может приводить к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета, на наш взгляд, оказывают и инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Бюджетный дефицит может отражать и кризисные явления экономики, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительств держать под контролем финансовую ситуацию в стране из-за отсутствия программ по снижению госдолга и плана реформирования экономики, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики и снижение эффективности производства. Сегодня, в общем, это и является основной причиной возникновения дефицита бюджета для стран всего мира. Такой дефицит является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Но, на сегодняшний день, когда во многих странах (США, Греция, Португалия, Италия, Испания) произошёл переход от экономического кризиса к бюджетному, а от бюджетного к политическому, наблюдаются превышение допустимых пределов бюджетного дефицита во много десятков раз. [9] Проблемой становится продолжительно-значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Выше упоминалось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
1.2 Понятие и виды государственного долга
Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Государственный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. [1, ст.6] Другими словами - это обязательства, возникающие из государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.
В зависимости от заёмщика государственный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Существуют несколько оснований возникновения государственного долга. [12, с.259]
Первое - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
Предоставление государственных гарантий и поручительств также является одним из оснований возникновения госдолга. В этом случае государство выступает не как заёмщик, а как гарант погашения обязательств за других заёмщиков.
Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
Одним из оснований возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы также соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ (с ред. от 18.12.2006г.) существуют два вида официальной классификации госдолга России: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов. Соответственно, государственный долг может быть внутренним, возникающим перед внутренними кредиторами, и внешним - возникающим перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение внешнего и внутреннего долга.
Однако, в Российской Федерации наряду с этим определением существуют и другие. Так, согласно закону РФ от 13.11.1992 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" таковыми являются долговые обязательства РФ, выраженные в рублях, а согласно федеральному закону от 26.12.1994 № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации» государственными внешними заимствованиями признаются заимствования из внешних источников. Таким образом, два вышеуказанных закона положили в основу классификации госдолга два разных признака - валюту заимствования и источник заимствования.
Авторы действующего Бюджетного кодекса РФ в основу деления на внешний и внутренний долг в качестве признака выбрали валюту, в которой выражены обязательства государства. Под внешним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, а под внутренним долгом - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. [1, ст.6] Таким образом, мы видим, что критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние выступает валюта займа, т.е. если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга, если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.
Согласно классификации государственного долга по признаку источники заимствования (финансирования) дефицита государственного бюджета, [1, ст.94] к внутренним источникам относят: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Внешние источники существуют в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, прив........


Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.0.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011).
2. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006).
3. Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и Международным организациям».
4. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (ред. от 20.07.2011).
5. Федеральный закон от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
6. Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации".
7. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» (ред. от 03.091998).
8. "Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг" (утв. Банком России 25.03.2003 N 219-П) (ред. от 30.08.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2003 N 4438).
9. Газета «Московские новости» № 56 от 20.06.2011г.
10. Новости рынка ГКО-ОФЗ-ОБР 2011, invest/analytics/news_gko/
11. Сайт Министерства Финансов >12. РИА Новости economy/20110216/334802351.html
13. Алехин Б.И., Государственный долг, Учебное пособие, Финанасы: Юнити-Дана, 2007.
14. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственный и муниципальные финансы. - М., 2002.
15. Воронин Ю., Кабашкин В., Управление государственным долгом // Экономист, 2006 - №1.
16. Галанова В. А., Басова А. И., Рынок ценных бумаг: Учебник / М.: Финансы и статистика, 2006.
17. Елизарова Н.В., Финансовое право. Учебный курс (учебно-методический комплекс). 2008.
18. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг. М.: Экономиста, 2006.
19. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007
20. Красавина Л.Н., Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/- 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2007.
21. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: изд-во Рос. Экон. акад., 2006.
22. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.
23. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2007.
24. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др., Финансы /М.: Финансы и статистика, 2002.
25. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: правовое обеспечение. М.: Право и закон, 2008.
26. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.