На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Психология и педагогика . Причины несостоятельности сложившихся педагогических систем. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию. Опыт разработки современных концепций педагогики.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 03.11.2014. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Причины несостоятельности сложившихся педагогических систем______4
2. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях______________________7
3. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию___10
4. Опыт разработки современных концепций педагогики________________13
Заключение______________________________________________________16
Список используемой литературы___________________________________17
Введение

В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.
Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Школа начала вести отчаянную борьбу за выживание. Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности, ответственных за свои действия, саморегулирующих собственное поведение.
В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в частности возникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности. Школа пока еще оторвана от жизни, поэтому учиться в ней утомительно и неинтересно. Она чаще всего игнорирует природные интересы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их.
1. Причины несостоятельности сложившихся педагогических систем

В условиях рынка и экономического хаоса обострился вопрос экономического выживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольные учреждения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания.
В обстановке общего кризиса в течение долгого времени укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний.
Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. В результате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться с учеником в неформальной обстановке. Даже разработанная в последнее время идея непрерывного образования предполагает образование умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. Этим и объясняется сегодня рост детской преступности, наркомании, беспризорности, агрессивности, ранней проституции, бездуховности молодежи.
Общество и педагогическая наука пока еще не находят решения этих проблем.
В школах падает интерес к знаниям, так как в условиях кризиса общества образование человека становится невостребованной ценностью. Специалисты-профессионалы требуются лишь за рубежом. Нестабильность в обществе привела к обнищанию школы, сокращению строительства школ, сменным занятиям, тяжелому материальному положению учительства. Все это привело к оттоку педагогических кадров в коммерческие структуры и еще большей феминизации образования.
Сегодня в обществе искусственно обостряется проблема старшего поколения и молодежи, происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушения исторических знаний вообще. В период смятения духа в обществе происходит отказ от отечественной культуры в угоду западной, которая упорно насаждает разврат, убийство, агрессию.
Под возросшим влиянием западного прагматизма деформируются и цели образования. Последствия информационного бума проявляются в том, что молодое поколение стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход.
В практике обучения проявляется тенденция к технологизации педагогического процесса, повальному тестированию школьников, что приносит ущерб использованию теории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.
Ребенок провозглашается исключительным субъектом педагогического процесса, а учитель выступает в роли посредника общения учащихся с компьютером, консультантом в обучении. Появляется термин «образовательные услуги», который утверждает педагога в роли работника сферы обслуживания.
Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной программой приватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех учащихся, которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей и школьников.
Платные образовательные услуги, которыми не могут воспользоваться многие семьи, приводят к нарушению социальной справедливости, еще больше усугубляют расслоение в детской среде и ставят большую часть школьников в неравные стартовые условия процесса социализации личности.
Повышение комфортности семьи, ее изолированность формируют у детей направленность на себя, эгоизм. С изолированностью семьи утрачивается авторитет старшего поколения в воспитании. Семья не справляется сегодня с функциями экономическими, демографическими и педагогическими. В современных условиях жизни общества педагогический и социальный портреты учащегося складываются неблагополучно.
Вот почему воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системы показали свою несостоятельность.
Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг.
2. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях

Традиционная практика организации учебно-воспитательного процесса школы в новых условиях жизнедеятельности общества оказалась малопродуктивной. Сегодня возникает необходимость в процессе педагогической рефлексии, когда учителям необходимо провести инвентаризацию всего того, что есть в системе образования нашей страны, взвесить все «за» и «против», осмыслить характер обновления школы с позиции инновационных идей.
Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретает дегуманизированный характер.
Сегодня школа ведет отчаянную борьбу за выживание. Большинство педагогов понимают, что выживание это связано с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает, что надо разрушать существующую систему до основания.
Школа избрала путь обновления и развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнению большинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечественной школы, ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливает богатое прошлое истории своей педагогической мысли.
Само понятие «воспитательная система» потеряло всякий смысл, т. к нестабильность в обществе, государстве, понимание свободы как анархии стали альтернативой всякой упорядоченности учебно-воспитательного процесса в школе. В практике работы школы обыденное сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения и свободу личности.
При слове «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядка и единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и находилась под давлением администрации школы.
Воспитательная работа строилась по тем же принципам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали» нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний все исправить.
Работа с родителями велась в том же командном стиле — вызов в школу (к директору или классному руководителю), письма-жалобы на производство, «проработки» на родительских комитетах класса и школы, педагогическая дрессура.
Во взаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякие инновации, отклонения от принятых норм, нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий, творческий риск педагогов воспринимались как нарушение приказов, установок и руководящих указаний.
Абсолютизация контроля, обесценивание учителя привели к разрыву между педагогическим коллективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отношениях между учителем и учеником. Учитель, превратившись в послушного исполнителя всех указаний администрации, превратил, в свою очередь, ученика в объект; педагогического воздействия.
Традиционная теория и практика воспитания также показали свою несостоятельность. Школа так и не смогла оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменялась государственной идеологией. Законы о воспитании подменялись правительственными директивами. Методологи ввели в заблуждение науку педагогику, когда провозглашали наше государство страной развитого социализма. Школа, в свою очередь, поставила перед собой невыполнимые задачи — воспитание «нового человека». Сплошь и рядом можно было быть свидетелем педагогических спекуляций, когда массовое явление в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детская преступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай.
Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служил средством подавления личности, а личность рассматривалась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности.
Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-командной системы был лишен возможности выбора своей педагогической позиции, самостоятельности.
Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает.
Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.
Все это подтверждает необходимость обновления системы воспитания на основе гуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека.
3. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию

Развитие личности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие.
Постоянно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности.
Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания.
Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы, индивидуальные особенности.
Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.
Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса:
• философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;
• приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего отечества, народа, формирование потребности в духовных ценностях и их дальнейшего обогащения;
• выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;
• формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпения по отношения к людям), интеллигентности, культуры общения;
• развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии;
• развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей черты личности, забота о сохранении человеческой цивилизации;
• воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
• развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином, жить счастливой жизнью.
Сегодняшняя школа открыта для творчества учителя. Перед педагогическими коллективами открылась возможность свободного выбора.
Наличие большого числа альтернативных школ доказывает, что путь выхода школы из кризиса — это создание современной системы воспитания, в основе которой заложены принципы гуманизации и демократизации. Воспитательная система не задается извне, она является результатом саморазвития школы, в котором важную роль играют исходный замысел, идея самой школы.
Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но и даже в двух соседних школах.
В условиях современной воспитательной системы осуществляется целостность учебно-воспитательного процесса.
Общим для всех школьных воспитательных систем является то, что каждая из них сориентирована на развитие личности.
4. Опыт разработки современных концепций педагогики

Чтобы человек стал само реализующимся субъектом, способным к жизнетворчеству, самостоятельному и ответственному выбору действий, поступка, позиции, нужна новая практика воспитания, преодолевающая все те недостатки, которые долгие годы закреплялись в массовой школе.
Уже сегодня осуществляются попытки поиска методологических основ, которые служат предпосылкой создания современных педагогических систем.
Одна из них — концепция воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к самому понятию «воспитание». Концепция воспитания определяется как совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе. Основной вопрос концепции — это вопрос о цели воспитания и способах ее достижения.
Одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление реального состояния дел и воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании.
С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.
Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе.
Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.
Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Неменского, Д.М. Зембицкого и др.
Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания.
С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня.
Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности.
Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного и индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.
Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
В настоящее время разрабатываются концепции создания демократической, гуманистической школы. Авторы концепций представляют эту школу без бюрократического формализма, без единообразия в формах и методах организации обучения и воспитания, без административно-командных способов управления. Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование..............
Список используемой литературы

1. Байбакова Л.А., Еремкина О.В. и др. Методика педагогической работы. Учебное пособие. — Рязань, 2011.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.Н. Педагогика. — М., 2012.
3. Караковский В А., Новикова Л.М., Селиванова НЛ. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 2010.
4. Корнетов Г.П. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 2009. №4.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.