На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81510


Наименование:


Курсовик Педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 5.11.2014. Сдан: 2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования знаково-символических универсальных действий у младших школьников
1.1. Характеристика знаково-символических универсальных учебных действий…………………………………………………………………………..6
1.2. Педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования …………………………………………………………………..10
Вывод по главе I…………………………………………………………………21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме овладения учащимися действиями моделирования
2.1. Выявление уровня овладения действиями моделирования у второклассников…………………………………………………………………23
2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности работы над формированием действий моделирования у второклассников ………………26
Вывод по главе II………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Литература……………………………………………………………………….31
Приложения


Введение

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограничено общение со сверстниками.
Поэтому в настоящее время школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Изучением проблемы формирования УУД занимались такие ученые, как А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов и другие.
Эти авторы считают, что приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, к которым относятся и моделирование как знаково-символическое универсальное действие.
В системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова моделирование как универсальное учебное действие выделено в качестве учебного действия, входящего в состав учебной деятельности, которое должно быть сформировано к концу начальной школы. Моделирование и его роль в развитии исследуются в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, И.И.Ильясов). Вместе с тем в методических пособиях для начальной школы проблема формирования моделирования как УУД не нашла должного отражения. Это и определило цель исследования.
Цель исследования: изучить педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования.
Объект исследования: овладение младшими школьниками действиями моделирования.
Предмет исследования: педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования.
Основные задачи исследования:
Дать характеристику моделирования как УУД,
Рассмотреть педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования.
Изучить состояние проблемы в практике современной школы.
Разработать проект формирования действия моделирования у младших школьников.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс овладения младшими школьниками действиями моделирования будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- использование упражнений на развитие символической функции мышления.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексная работа; метод математической обработки данных исследования.
Структура курсовой работы определена логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении определены актуальность темы, проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования.
В первой главе дается характеристика моделирования и рассматриваются педагогические условия овладения младшими школьниками действиями моделирования.
Во второй главе анализируется состояние проблемы овладения младшими школьниками действиями моделирования; даются методические рекомендации по повышению эффективности работы над формированием действий моделирования у младших школьников.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» имени Героя Советского Союза И.П. Малоземова г. Белозерска.


Глава I. Психолого-педагогические основы формирования знаково-символических универсальных действий у младших школьников

1.1. Характеристика знаково-символических универсальных учебных действий
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо простой передачи суммы знаний - формирование совокупности УУД - универсальных учебных действий.
А.Г.Асмолов отмечает, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [27,с.9]
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
И.М.Осмоловская выделяет следующие функции УУД:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [18,с.182]
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А.Г.Асмолов выделяет четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. [27,с.28]
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
Следующим блоком являются регулятивные УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Современная трактовка понятия «моделирование» в предельно общем виде сводится к определению его как метода познания, при котором исследуется искусственная система - модель.
И.Б.Новик под моделированием понимает метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом с использованием вспомогательного промежуточного «квазиобъекта» (модели), который способен замещать его в определенных отношениях и давать при его изучении информацию о самом моделируемом объекте. [15] По мнению А.И.Уемова, модель - это система, исследование которой служит средством для получения новой информации о другой системе. [15] По определению В.А.Штоффа, модель - «это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». [15]
А.Н.Аверьянов дает следующее определение моделирования: «Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:
1) находящаяся в некотором объективном соответствии с........


Литература


1. Балашова А.И. К вопросу о развитии УУД //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
2. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 11 - 21.
3. Белошистая А.В. Методика преподавания математики в начальной школе. - М.: Владос, 2005. - 455с.
4. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач // Начальная школа. - 2006. - №8. - С. 36-39.
5. Большакова М.Д. Модели для ознакомления школьников с комнатными растениями // Начальная школа. - 1996. - № 3. - С.48-49.
6. Виноградова Н.Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования // Управление начальной школой. - 2010. - № 8. - С. 4-10.
7. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1. - С. 56-61.
8. Гайсина Р.С. Моделируя - познаем окружающий мир // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 67-71.
9. Демидова А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач // Начальная школа плюс до и после. - 2003. -№4. - С.34-37.
10. Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 23 - 24.
11. Карпенко А.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 11. - С. 53-58.
12. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
13. Колоскова О.П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач // Начальная школа. - 2008. -№9. - С.29-32.
14. Матвеева А.Н. Использование различного построения моделей в процессе обучения решению текстовых задач // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - №9. - С.77-79.
15. Математическая энциклопедия / Под ред. М.Виноградова. Том 3. Коо - Од. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - 1184 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: forum/viewtopic.php?t=4482263.
16. Никифорова Е.Ю. Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей // Начальная школа. - 2008. - №8. - С.45-47.
17. Новолодская Е.Г. Моделирование природных явлений и процессов на уроках естествознания // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 1 - С. 32-40.
18. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182-188.
19. Пономаренко П.Г. О формах работы с моделями// Начальная школа. - 1990. - № 4. - С. 66 - 68.
20. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 43 - 45.
21. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 43 - 46.
22. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988. - 288 с.
23. Сурикова С.В. Использование графовых моделей при решении задач // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.67-74.
24. Фатеева Т.С. Работа с информацией как универсальное учебное действие младшего школьника // Начальное образование. - 2010. - № 5. - С. 38 - 41.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
26. Фонин Д.С. Моделирование как важное средство обучения решению задач // Начальная школа. - 1990. - №3. -С. 55- 62.
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
28. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1996. - 496 с.
29. Целищева И.И. Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей // Начальная школа. - 2008. - №1. С.55- 62.
30. Чванов В.Г. Переформулировка задачи // Математика в школе. - 1997. - №5. - С.23-27.
31. Шикова Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения математике // Начальная школа. - 2004. - №12. - С.54-58.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.