На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и особенности договора розничной купли-продажи. Разновидности договора розничной купли продажи. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи. Права и обязанности продавца по договору. Права и обязанности покупателя.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 02.06.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский Гуманитарный Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Гражданское право
На тему: Договор розничной купли-продажи
Выполнил: студент 3-го курса
юридического факультета,
группы Ю-3 Теряев С.С
Проверил: Отт С.А.
Новосибирск
2004г
Введение
Договор розничной купли-продажи - самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
На мой взгляд безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?
Итак цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре розничной купле-продаже - примеры из судебно-арбитражной практики. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.
Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.

Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 1998. - с.480 Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 июля 1995 г. - №30. - Ст. 2864.реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты - «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами - сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 1998. - с.489
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
- консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям);
- возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
- взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.11 См: Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"» (в редакции от 9 января 1996 г.), утверждены приказом Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г № 160 // БНА. 1999. № 2 (далее - Разъяснения). Право федерального антимонопольного органа (в настоящее время - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) давать разъяснения по вопросам защиты прав потребителей установлено п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей. Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).
Вместе с тем предметом розничной купли-продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).
Наиболее распространенный способ розничной торговли - через прилавок - являет собой устную форму данного договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК, согласно которому сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении договора как в устной, так и в письменной форме (ст. 493 ГК).
Зачастую, на практике, соблюдая письменную форму договора продавцы умышленно навязывают потребителям «незаконные условия».
Приведем пример:
«18 июня 1997 года С. заключил с ответчиком договор купли-продажи автомобиля "Пежо-406". В связи с обнаружением в автомобиле существенных недостатков, С. обратился в суд, по месту своего жительства, с иском к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании соответствующих сумм.
Суд данное дело передал на рассмотрение в Савеловский межмуниципальный суд г.Москвы.
В кассационном порядке определение суда оставлено без изменения.
Президиум Верховного суда РТ отменил судебные постановления.
Передавая дело на рассмотрение суда г.Москвы судебные инстанции указали, что стороны сами определили подсудность. При этом сослались на п.8.1. договора, заключенного между сторонами, согласно которому разногласия либо претензии между сторонами должны разрешаться в народном суде г.Москвы. Однако, в данном случае отношения сторон регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей".
Согласно ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона сам определил подсудность, предъявив иск по месту своего жительства. Никаким договором данное его право не может быть ущемлено. В этом случае указанный пункт договора следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.
Таким образом, части договора ущемляющие права покупателя следует признавать недействительными.
Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации11 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 1998. - с.487
. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Наконец, договор розничной купли-продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле-продаже и с точки зрения содержания, т. е. существенных условий. Согласно п.1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Цена товара по общему правилу должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о том, что покупатель по договору розничной купли - продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.
На отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.
В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением
Разновидности договора розничной купли продажи.
Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной купли-продажи:
продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
продажа товаров с использованием автоматов;
продажа товара с условием о его доставке покупателю;
договор найма-продажи.
Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса, не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.
Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой отмечают: «Очевидно, этот перечень не является классификацией разновидностей розничной купли-продажи или договорных условий. Он неполон, непоследователен и лишен системности - главных достоинств любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм»11 Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001. - с.23..
Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями.22 Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей./ Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2001. - с.374.
Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:
- место исполнения договора; способ вручения товара; время передачи товара; срок оплаты товара; обязанность доставки товара.
Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;
по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;
по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;
по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);
по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доста-вить товар покупателю и без такового.

Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.

Если магазин или поставщик услуг не желают выполнять тре-бования потребителя, у последне-го всегда остается возможность обратиться в суд.

Несмотря на то, что закон «О защите прав потребителей», при-нятый 12 лет назад, является од-ним из реально действующих за-конов, способных решить конк-ретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить доста-точное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судеб-ные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от ком-плекса страха перед судом.

Хотя, по уверению работников суда, таких людей в последние два-три года стало меньше. Сегодня искушенный потребитель считает, что суд - это цивилизованный спо-соб решения конфликтов, при этом более грамотно составляются исковые заявления, появились адвокаты, которые специализиру-ются на защите прав потребителей в суде.

Сейчас дела, связанные с защитой прав потребителей, рассмат-риваются в двух инстанциях. Если сумма материального ущерба ме-нее 50 тысяч рублей, исковые за-явления рассматривают мировые судьи. Крупные иски принимают суды общей юрисдикции.

В 2003 году мировые судьи рассмотрели 43 иска по защите прав потребителей, а суды общей юрис-дикции - 26 исков. Восемь дел за-кончились мировыми соглашени-ями, четыре получили отказ. В ос-тальных случаях требования ист-цов были удовлетворены.

Для успешного разрешения конфликта внача-ле стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму-изготовителя (это решает сам потреби-тель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу мы имеем больше прав, чем при обращении к изго-товителю. Кроме того, при обращении к продавцу можем потребовать от магази-на доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временно пользование.

Теперь берём лист бумаги и начинаем писать, претензию. 'Этот документ пишет-ся в двух экземплярах: один вручается ди-ректору или лицу, уполномоченному принимать претензию. второй остается у потребителя но на нем должны быть по-ставлены дата и подпись лица, приняв-шего претензию, либо указана причина отказа в принятии.

Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте. Причем не просто так заказным м письмом, с описью вложения и с уведомлением о вруче-нии. Все эти документы в случае чего подтвердят, что потребитель и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.