На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81721


Наименование:


Курсовик ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.11.2014. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИЦИИ В РОССИИ.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ XVIII ВЕКЕ……………………………..4
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЛИЦИИ В XIX ВЕКЕ…….…………..……14
ГЛАВА 3. ПОЛИЦИЯ В КОНЦЕ XIX ВЕКА - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................46
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ............................48


Введение
Данная курсовая работа посвящена истории полиции России. Несомненно, что органы внутренних дел во все времена оставались и остаются наиболее важными государственными органами. Они обеспечивают стабильное развитие государства, защиту прав и интересов, господствующих в обществе классов, либо при общеклассовой сущности государства личности вообще. Без данных органов общество и государство погрузились бы в анархию.
Данная тема актуальна тем, что проводимые в настоящее время в стране реформы изменили всю систему государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Проводимая реформа судебной системы и системы органов внутренних дел проводится непоследовательно. Зачастую ее отличает противоречивость. В этих обстоятельствах учет исторического опыта был бы весьма уместен.
Цель работы - Теоретическое рассмотрение истории развития полицейских органов в России.
Объект исследования: История развития полицейских органов в России.
Предмет исследования: Развитие полиции в России.
Задача исследования: Рассмотреть возникновение полиции в России, становление полиции XVIII веке, развитие полиции в XIX - XX веках.
И так моя работа состоит из глав, введения и заключения. Главы посвящены развитию полиции в XVIII, XIX и начале XX века. Введение и заключение носят вводный и заключительный характер. При исследовании мною использованы исторический, формально-логический и сравнительно-правовой методы научного исследования.


ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИЦИИ В РОССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ XVIII ВЕКЕ
Возникновение в России самостоятельных специализирован­ных полицейских органов было связано со становлением абсолю­тизма, преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи. Петр I, реформировавший весь государст­венный аппарат, создавший регулярную армию, положил начало созданию «регулярной» полиции, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности генерал-полицмейстера.
Разумеется, полицейские функции в Русском государстве осуществлялись и ранее. Однако до петровских реформ не было специальных полицейских учреждений, а их функции осущест­влялись, наряду с другими функциями управления (судебными, финансовыми, военными), центральными и местными органами власти (приказами, воеводами). Их деятельность регламентиро­валась Соборным Уложением 1649 г. Указными книгами при­казов - Тайных дел. Земского, Разбойного, Холопьего и других, а также указами царя и Боярской думы. В качестве примера такого законодательного акта в сборнике помещен Наказ о градском благочинии 1649 г.
Главной задачей созданной Петром I полиции стала борьба с уголовной
преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной безопасности (в том числе соблю­дение правил торговли съестными продуктами), пожарной без­опасности и т.д. Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации новой жизни. Недаром полиция впервые была создана именно в Санкт-Петербурге.
Основанная Петром I новая столица должна была стать образ­цом нововведений для всей России. Инструментом «тоталитарного» контроля в руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычай­но широкий круг ее задач. Полиция должна была контролиро­вать даже домашние расходы (не допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей. Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г., в котором говорилось, что «полиция есть душа граждан­ства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор челове­ческой безопасности и удобности»[1] < 33/100066/index.html>.
Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий, полиция должна была сле­дить, чтобы подданные вели предписанный каждому сословию образ жизни и носили присвоенную каждому сословию одежду, прически и т.д. Не случайно абсолютизм получил в истории название «полицейского государства».
Характерной чертой возникновения русской полиции являл­ся ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.
Низшие полицей­ские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат стар­ших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в полевых войсках. В помощь полиции (например, для поимки беглых солдат и крестьян, для поимки разбойных шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды. Учитывая сравни­тельную малочисленность полиции, к несению службы по охра­не общественного порядка привлекалось в порядке повинности местное население по одному человеку с каждых десяти дворов («десятские») и в качестве старшего над ними - один человек с каждых ста дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к несению охранной службы из местного населе­ния людей в некоторых документах XVIII в. именовали квартальными поручиками. Традиция привлекать выборных людей из местного населения к несению службы охраны общественного порядка
существовала на Руси и до реформ Петра I, с древней­ших времен.
При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII веке обращает на себя внимание то, что первоначально специальные полицейские органы были учреждены в столицах: в Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733 г. и в ряде других городов. В провинции специальные полицейские органы выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами местного управления.
Это объяснялось тем, что подавляющее большинство крестьян находилось в крепостной зависимости и подчинялось полицей­ской власти и суду помещиков.
Однако после подавления кре­стьянского восстания под руководством
Е.И.Пугачева при Ека­терине II проводится губернская реформа 1775 г.,
значительно усилившая местный аппарат управления. Губернии были разук­рупнены, причем при определении оптимального размера губер­нии и уезда в основу клались административно-полицейские соображения - удобства осуществления полицейского контроля за населением. Права губернаторов расширялись, в их распоря­жение были переданы гарнизонные военные команды. В ходе реформы создается и специальный полицейский аппарат в уез­дах (нижний земский суд), находившийся всецело в руках дворянства, поскольку должностные лица уездной полиции - капитан - исправники и земские заседатели - избирали уездными дворянскими собраниями из местных дворян.
Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская пол­иция: в городах учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.
Управу благочи­ния возглавлял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в уездном городе. Посколь­ку Управа благочиния (как и нижний земский суд в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным органом по мелким уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава (по уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном обществе носил сословный характер, в состав Управы благочиния включались также два ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.
Каждый город делился на части (районы), в которые назна­чались частные приставы, имевшие свои канцелярии. В свою очередь части (районы) подразделялись на кварталы, в которых полицейскую власть осуществляли квартальные надзиратели. Им в помощь местное население выделяло в порядке повинности квартальных поручиков, исполнявших вспомогательные полицей­ские функции.
Компетенция управ благочиния была расширена по сравне­нию с ранее
существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность знать занятия и источники доходов всех жителей, причем не только постоянных, но и временно проживающих, контролировать общественные органи­зации, общества, товарищества и братства, а также религиозные секты и масонские ложи, которые могли образовываться только с разрешения полиции. Активизация в середине 80-х годов масонских лож, связанных с зарубежными организациями, при­вела к преследованиям и даже арестам наиболее активных их членов. Когда императорским указом о вольных типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятель­ность, то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на управы благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была децентрализована, полицейские орга­ны в губерниях всецело
подчинялись губернаторам, а Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной петербур­гской полицией. Правда, в XVIII веке делались попытки превра­тить генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели успеха. Общая полиция так и осталась децентрализованной.
Задачи общей полиции были определены в таких правовых актах, как Регламент Главного магистрата (1721 г.). Учрежде­ние о губерниях (1775 г.). Устав благочиния (1782 г.). Выше уже говорилось о том, что задачи эти были
чрезвычайно широ­ки. Но одним из главных направлений деятельности полиции оставалась борьба с уголовной преступностью. Для лучшей ее организации делались попытки создать специализированные звенья полицейского аппарата: Сыскной приказ в 1730 г. и особую Экспедицию для розысков по делам воров и разбойников при петербургской полицмейстерской канцелярии в 1746 г. Оба эти учреждения просуществовали недолго. Уже в 1762 г. они были упразднены, и ловить воров и разбойников было поручено местным властям под ответствен­ность губернаторов и уездных воевод. Но примечательно то, что уже в XVIII в. высказывается мысль о необходимости создания специализированного аппарата уголовного розыска.
Обращает на себя внимание законодательство XVIII века, на­правленное на борьбу с пьянством, проституцией и нищенством как факторами, способствовавшими уголовной преступности и нарушениями общественного порядка. В приложении помещен ряд указов, предписывавших пере­вести питейные заведения с главных улиц в переулки, ограни­чивавших время торговли спиртными напитками, запрещавших торговлю ими около церквей, казарм, учебных заведений, клад­бищ, а также во время богослужения, официальных церемоний, народных гуляний и т.д. Однако к продаже спиртных напитков у царизма было двойственное отноше­ние. С одной стороны, торговля ими ограничивалась, с другой - правительство беспокоилось о доходах казны от продажи водки, поэтому в сенатском указе от 12 января 1765 г. говорилось, что поскольку кабаки рано закрываются то «оттого в сборах нема­лое помешательство и несбор происходит», и предписывалось увеличить продолжительность времени продажи водки[2] < 33/100066/index.html>.
Указ Петра I от 1714 г., инструкция 1719 г. установили, что все российские подданные (за исключением крепостных) при поездках в иные местности страны обязаны иметь «проезжие письма» или «паспорта». В дальнейшем правительство система­тически подтверждает обязательность регистрации в полиции паспортов, грозит строгим наказанием каждому, кто примет себе в дом человека без паспорта.
Если общая полиция была децентрализованной, то политическая полиция с самого начала своего существования была строго централизована и подчинена непосредственно царю.
Впервые в качестве специального органа политической пол­иции выступает при Петре I Преображенский приказ, во главе с князем Ф.Ю.Ромодановским, расположенный в Москве. Первоначально этот приказ выполнял и множество иных задач, постепенно превращаясь в орган политической пол­иции.
После смерти Петра I при его приемниках - Екатерине I и несовершеннолетнем Петре II власть фактически перешла в ру­ки Верховного Тайного совета, который контролировал Преобра­женский приказ, а наиболее важные политические дела рассле­довал и решал сам или привлекал к их расследованию Сенат. 4 апреля 1729 г. Преображенский приказ был ликвидирован, а расследование дел о политических преступлениях целиком пере­шло в введение непосредственно Верховного Тайного совета и Сената.
Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Ивановна, утвердившись в 1730 г. на престоле, разорвала конди­ции (условия, на которых ее пригласили на престол), ликвиди­ровала Верховный Тайный совет и 24 марта 1731 г. учредила для расследования политических дел особую канцелярию во главе с бывшим «министром» петровской тайной канцелярии генералом А.И.Ушаковым. В дальнейшем это учреждение стало называться Канцелярией тайных розыскных дел.
Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления народных масс, недовольных непомерны­ми податями и поборами, диким произволом помещиков. Следу­ет учитывать также, что после смерти Петра I шла ожесточен­ная борьба придворных группировок за власть. Императорский престол, как правило, замещался в результате дворцовых пере­воротов. Императрица Анна Ивановна, затем Елизавета Петровна не чувствовали себя прочно на престоле и нуждались в политическом сыске как орудии в борьбе за власть. Полномочия Канцелярии тайных розыскных дел были значительно расшире­ны. Все центральные и местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания Канцелярии, пересы­лать всех лиц заявивших «слово и дело государево», вместе со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией информации о политических преступлениях - донос. Доносы («изветы») широко практиковались еще в XVI - XVII вв. Царским указом от 25 января 1715 г. повелевалось всем подданным в обязательном порядке доносить царю или караульному офицеру при «государевом дворе» по следующим пунктам:
1) о каждом злом умысле против персоны его царского величества или измене;
2) о возмущении или бунте;
3) о похище­нии казны». Дела по третьему пункту затем были переданы в общую юстицию; особое значение предавалось лишь делам «про­тив первых двух пунктов». Для стимулирования доносов часть имущества осужденного передавалась доносчику, а холопы, по­давшие донос на своих господ (в случае, если донос подтверж­дался), получали свободу. Впрочем, доносы, как правило, под­тверждались, так как при расследовании политических дел широко применялись пытки, и пытали не только подследствен­ных, но и свидетелей, а нередко и доносчиков. Особенно широ­кое распространение получили анонимные доносы («подметные письма»), которые подбрасывали в государственные учрежде­ния, церкви, и т.д. Подметные письма использовались как средство борьбы против всевластия царских сановников и для сведения личных счетов.
Правительство вынуждено было даже издать ряд указов против анонимок, предписывая сжигать их, не читая при свидетелях на месте нахождения. В приложении к очерку приводится один из таких указов.
Печальная известность Канцелярии тайных розыскных дел вынудила правительство провести ее реорганизацию, либераль­ной фразеологией замаскировать истинную суть политики абсо­лютизма. В манифесте, изданном Петром III 21 февраля 1762 г., говорилось об упразднении Канцелярии тайных розыскных дел и передаче ее материалов Сенату. В действительности орган политического сыска вовсе не был ликвидирован. Просто вместо Канцелярии была учреждена при Сенате Тайная экспедиция, которой передавались функции политического сыска. Характер­но, что во главе этой экспедиции становится один из руководи­телей бывшей Канцелярии - С. Шешковский. В манифесте говорилось о запрещении употреблять «ненавистное» выражение «слово и дело», а за произнесение этих слов полагалось наказание.
Однако далее в этом манифесте указывалось, что тот, «кто имеет действительно и по самой правде донести об умысле по первому и второму пункту», должен донести ближайшему суду или воинскому командиру, причем «за справедливый донос, всегда учинено будет, смотря по важности дела, достойное награждение...»[3] < 33/100066/index.html> .
Екатерина II при своем воцарении после дворцового перево­рота и убийства Петра III подтвердила указанный выше мани­фест, но подчинила Тайную экспедицию генерал-прокурору, а московскую контору этой экспедиции - московскому главноко­мандующему (т.е. генерал-губернатору) П.С. Салтыкову.
Эти ме­ры обеспечили централизацию и полную секретность поли........


Список литературы
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону,1995. С. 266;
2. Верт Н. История советского государства. М.,1994.
3.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.
4. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
5. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России,
М.,1998.
7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994.
8. Российское законодательство X - XX веков под. Ред. О.И.Чистякова М.1985.
9. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.
10.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.
11. Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998.
12. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.,1996.
13. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. -1992.-№2.
13. Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. -1998.-№4.
14. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.7
15. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.10
16. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.13
17. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000.с.195.
18. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.301.
19. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России, М.,1998. С.398.
20. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.21
21. Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. -1998.-№4.с15.
22. Чибиряев С.А. История государства и права России. М.,1998. С.295.
23. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.с.345.
24. Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. -1992.-№2. с.17
25. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.32
26. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы под. ред. Курицына В.М. М.1998. с.37-38.
27. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. «Правоохранительные органы», М.,2000. с.210





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.