На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81919


Наименование:


Курсовик История развития статистики как науки.ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Статистика. Добавлен: 19.11.2014. Сдан: 2014. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ 3
1.1. Определение статистики 3
1.2. История возникновения и развития статистики как науки 6
1.3. Теоретические основы статистики как науки 11
1.4. Общая теория статистики как отрасль статистическо науки 17
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1. Зарождение статистической науки в России 21
2.2. Статистическая наука в России во второй половине XIX и в начале XX в.в. 24
2.3. Современная организация статистики в Российской Федерации 31
3. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ 37
3.1. Предмет статистики и его определение 37
3.2. Особенности статистической методологии. Метод статистики 40
3.3. Основные задачи статистики 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Статистика - одна из важнейших дисциплин в системе экономического образования. Статистическая информация является важнейшей составной частью глобальной информационной системы государства. Статистика призвана обеспечить анализ количественной стороны массовых явлений, служить основой для принятия соответствующих управленческих решений.
Переход к рынку повышает требования к уровню статистической подготовки будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей. Овладевая методами статистических исследований, они могут более эффективно изучать тенденции рыночной конъюнктуры товаров и услуг для последующего принятия наиболее оптимальных решений в сфере своей деятельности, в частности в полиграфической отрасли.
Цель настоящей курсовой работы - понять наиболее важные теоретические и практические вопросы статистической науки в условиях рыночной экономики.
Статистика - интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).


1. ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ
1.1. Определение статистики
Eдва ли найдется еще одна наука, в которой так горячо спорили бы о ее предмете, т. е. о том, что она собой представляет. К тому же само понятие «статистика» употребляется в самых разных значениях.
Итак, что же представляет собой термин «статистика»? В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г: на протяжении 250 лет оно уточнялось и дополнялось.
Дать определение статистики как науки пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики. Сначала статистику определяли как «StaatenKunde» - государствоведение (описание достопримечательностей государств). Оставаясь на протяжении многих лет «государствоведением», статистика постепенно отходила от описания достопримечательностей (их текстового изложения). Тем более что с развитием знаний вопросами государствоведения стали заниматься многие науки.
Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т. е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой [4, c. 94].
Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т. д.
Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. В качестве примера можно упомянуть о методах, применяемых при сборе данных о совокупности студентов вузов, обработке этих данных, обобщении и представлении в виде различных итоговых абсолютных, относительных и средних показателей с помощью графиков, таблиц [3, c. 46] .
Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.
Иногда слово «статистика» может употребляться одновременно в нескольких значениях. Известный английский статистик У. Дж. Рейхман (р. 1920) заметил: «Мы живем в век статистики. Едва ли не в каждом своем аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельность поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей»1.
Широко распространенное представление о вседоказанности любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное.
1. У. Дж. Рейхман. Применение статистики. - Издательство Статистика, 1969. - 296 стр. перевод В. Шундеев.
Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.
Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны.
Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., положивших начало статистической практике. Потребности в статистических данных многократно возросли в период становления и развития капитализма, что стимулировало формирование статистики как науки.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда сложились в Европе две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики.
Ярким представителем первой школы был У. Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его «политическая арифметика» основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.
Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1681) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.
Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1874) (рис. 1), Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), В. Госсета (1876-

1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика», так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико-математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции) [10, c. 189].
Можно сказать, что история формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.
Для современного уровня статистической науки характерно то, что наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений все более широко используется компьютерная техника. Это не только значительно расширяет охват совокупностей, но и совершенствует саму систему статистического анализа.

1.2. История возникновения и развития статистики как науки
Развитие статистики сходно с развитием языка и счета. Эта наука имеет древние корни. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества.
Вот лишь некоторые сведения. В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.
Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан.
Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.
В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе.
Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX -XI вв. упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.
Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как правило проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.
Однако, если собирание статистических данных началось в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т. е. зарождение статистики - науки, относятся к более позднему периоду - второй половине XVII в. В это время и было введено в научный обиход и само слово «статистика». Это сделал немецкий ученый, профессор философии и права Г. Ахенваль (1719 - 1772), который с 1746 г. впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой.
Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606 - 1681). Дальнейшее развитие это направление получило в работах Г. Ахенваля и А. Шлецера. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.
В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Хотя авторы трудов называли их статистическими, с этим нельзя было согласиться, так как в них было словесное описание «достопримечательностей государства», т. е. в большей мере эти описания носили этнографический характер. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых были далеки от современного взгляда на статистику как науку.
Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы «Политическая арифметика» были Д, Граунт (1620 - 1674), Э. Галлей (1656 - 1742) и В. Петти (1623 - 1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико-экономическое у В. Петти. Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для стационарного населения. Теоретически разработку проблемы смертности, начатую Д. Граунтом, продолжил Э. Галлей. Он высказал идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.
Друг и современник Д. Граунта В. Петти написал по статистике ряд научных работ, главные идеи которых состоят в стремлении конкретно оценить то или иное явление в условиях явной нехватки числовых данных. В. Петти является создателемэкономической статистики.
Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.
Идеи Д. Граунта, Э. Галлея и В. Петти имели своих последователей как на их родине, в Англии, так и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в XVII и XVIII вв. в Англии, Голландии, Франции.
В дальнейшем понимание школы политических арифметиков в основном свелось к демографии и особенно к вопросам страхования жизни, финансовым расчетам.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик А. Кетле (1796 - 1874). Он назвал статистику «социальной физикой», т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой является обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Учение А. Кетле о статистической закономерности оказало значительное влияние на современников. Многие из его последователей пошли дальше своего учителя.
Двумя другими учеными, внесшими значительный вклад в развитие статистики, являются два англичанина - Ф. Гальтон (1822 - 1911) и К. Пирсон (1857 - 1936). Гальтон, родственник Чарлза Дарвина, серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Кроме всего прочего им было разработано использование понятияперцентиля. Пирсон также провел много плодотворных исследований в статистике. И Гальтон, и Пирсон внесли значительный вклад в развитие теории корреляции.
Наиболее известным ученым XX в. в области статистики Запада является Р. Фишер (1890 - 1962). Фишер продуктивно работал с 1912 по 1962 г., и многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.
Представители статистико-математического направления считают основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной статистики.
Большим шагом вперед к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
По-настоящему широкий интерес к статистике возник в послеперестроечное время. Она вдруг понадобилась всем - от политиков, желающих предсказать исход выборов, до предпринимателей, стремящихся оптимизировать прибыль при тех или иных вложениях капитала.
На Западе статистику используют широко и давно, так что эта наука интенсивно развивалась. Было создано множество программ, в том числе и для персональных компьютеров, позволяющих применять самые современные методы математической статистики для обработки данных.
Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав электронных таблиц, таких как Excel, Lotus 1-2-3, QuattroPro и др.; в математические пакеты общего назначения - Mathсad, Maple и т. д. Но, конечно, гораздо большими возможностями обладают такие специализированные пакеты как SPSS фирмы SPSS Inc., SAS фирмы SAS Institute, и среди них особого внимания заслуживает Statistica.
Пакет Statistica разработан фирмой StatSoft (США), основанной в 1984 г. Первоначально он входил в качестве модуля в состав самых популярных в то время электронных таблиц Lotus 1-2-3. Как самостоятельный продукт пакет впервые заявил о себе в 1991 г. и с тех пор занимает лидирующее положение среди специализированных статистических программ.
Благодаря профессионализму исполнения, простоте освоения и удобству использования пакет приобрел большую популярность. Statistica позволяет проводить исчерпывающий, всесторонний анализ данных для научного, коммерческого и инженерного применения. Программа обладает превосходными средствами представления результатов анализа в виде таблиц и графиков, позволяет автоматически создавать отчеты по проделанной работе. Система подсказок составлена настолько продуманно и так удобна в обращении, что с ее помощью можно обучаться не только работе с самим пакетом, но и соврем........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Береславская В.А., Стрельникова Н.М., Хинканина Л.А. Теория статистики: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 136 с.
2. Временные указания по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции (утв. постановлением < statistika-spisok-literaturyi_309.html> Госкомстатом РФ от 31 декабря 2006 г. N 153)
3. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
4. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
5. Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И. Статистика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007 - 288 с.: ил.
6. Салин В.Н., Кудряшова С.И. Система национальных счетов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
7. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.: ил.
8. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.: ил.
9. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192с.
10. Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил.
11. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд. экон. наук, проф. В.Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 445 с.
12. Статистика: Учебник / под ред. Елисеевой И.И. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
13. Теория статистики: учебник / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.: ил.
14. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 288 с.: ил.
15. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник. / Под ред. Ю.Н.Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.
16. Экономическая статистика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Иванова Ю.Н. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 736 с.
17. У. Дж. Рейхман. Применение статистики. - Издательство Статистика, 1968. - 296 стр. Перевод В. Шундеев.
18. Э.Р. Вреден. Учебные записи по статистике. - с. 254-260.
19. А.А. Чупров. Очерки по теории статистики. 1-е изд., СПб., - 1909; 2-е изд., М., - 1910.
20. Р.М. Орженицкий. Учебник математической статистики. - СПб., - 1914. - 165 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.