На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 81958


Наименование:


Диплом СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Криминалистика. Добавлен: 21.11.2014. Сдан: 2013. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Нормоконтролер ____________________________ _____________________ (подпись) (и.о.фамилия)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА................................................................................................................8
1.1 Понятие, виды и задачи тактики допроса.......................................................8
1.2 Психологические основы тактики допроса..................................................18
1.3 Тактические приемы допроса.......................................................................26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА.....................39
2.1 Особенности ведения тактики допроса свидетеля и потерпевшего...........39
2.2 Особенности ведения тактики допроса подозреваемого и обвиняемого...49
2.3 Особенности ведения тактики допроса отдельных категорий лиц............59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕДЕНИЯ ТАКТИК ДОПРОСА.............................................................................................71
3.1 Проблемы ведения тактик допроса................................................................71
3.2 Пути совершенствования ведения тактик допроса......................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ................................................88


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Среди доказательств, посредством которых устанавливается факт совершения преступления, виновность конкретных субъектов, наличие отягчающих, смягчающих и других обстоятельств, выявляемых в ходе расследования, важную роль играют показания. Совершая преступное посягательство, виновныи?, кроме материальных, оставляет еще и идеальные следы - образы в сознании людеи?. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники содеянного, сами злоумышленники сохраняют их в памяти, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой? для установления истины по расследуемому уголовному делу. Получение таких сведении? путем допроса - очень важная и трудная задача.
Практически по каждому уголовному делу возникает необходимость допросить то или иное лицо в качестве свидетеля или потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого. Нередко допрос протекает при активном или пассивном противодействии со стороны допрашиваемого, что влечет за собой определенное напряжение психики участвующих в нем лиц.
По своему характеру допрос - действие многоплановое, оно имеет процессуальный, организационный, криминалистический, психологический и этический аспекты. Умелое его производство требует не только знания закона, но и жизненного опыта, умения разбираться в психологии допрашиваемого, творческого применения этих знаний.
Тактика всегда предполагает возможность маневрирования одним из двух или более возможных, не противоречащих нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) приемов на основе оценки всех обстоятельств дела.
Особо следует подчеркнуть тесную взаимосвязь процессуальных норм и тактических приемов. Она проявляется не только в том, что тактические приемы направлены на осуществление правовых норм, на выполнение их требований, но и в том, что они никогда не могут противоречить друг другу: нарушение одного, как правило, влечет нарушение и другого.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства допроса.
Предметом исследования являются закономерности, характерные для системы организационно-правовых отношений, складывающихся при проведении следственного действия - допроса - тактики допроса.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научных достижений, изучения следственной и судебной практики разработать теоретические положения и подготовить на их основе научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности тактики допроса.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать и обобщить имеющиеся литературных источников и нормативных и правовых актов, связанных с тактикой допроса;
- определить понятие, виды и задачи тактики допроса;
- проанализировать психологические основы тактики допроса;
- рассмотреть тактические приемы допроса;
- проанализировать особенности ведения тактики допроса;
- выявить проблемы ведения тактик допроса;
- определить пути совершенствования ведения тактик допроса.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания. В ходе научного исследования использовались как общенаучные методы, так и специальные методы: логический метод, анализ, синтез, метод аналогии, исторический метод, сравнительно-правовой метод, классификационный метод, методы обобщения и описания полученных данных и другие методы исследования.
Теоретическая основа исследования. Исследование теоретических и правовых проблем тактики допроса базировалось на изучении научных работ таких ученых как: Андреева Г.М., Антонов А.Н., Белкин Р.С., Букаев Н.М., Васильев А.Н., Волынский А.Ф., Гаврилов А.К., Гусаков А.Н., Доспулов Г.Г., Еникеев М.И., Жбанков В.А., Зорин Г.А., Ильченко Ю.И., Ищенко Е.П., Лавров В.П., Образцов В.А., Порубов Н.И., Российская Е.Р., Романов В.В., Смирнова Н.Н., Столяренко А.М. Шурухнов Н.Г. и др.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие 8 параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.
Вопросы, выносимые на защиту:
1. Приемы допроса - это способы воздействия на человека, вызывающие определенные психические изменения, с помощью которых достигается определенный результат. Основываясь на развернутой характеристике приемов допроса следует ввести классификацию этих приемов по целевому назначению:
1) Информационные приемы.
2) Контактные приемы.
3) Приемы для воздействия на состояния допрашиваемого.
4) Приемы, целью которых является воздействие на индивидуальные особенности личности допрашиваемого.
5) Приемы, направленные на создание у допрашиваемого определенных представлений
6) приемы определения истинности или ложности показаний обвиняемого или его состояний.
2. Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет специфику, обусловленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.
Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт.
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога - знакомого или не знакомого допрашиваемому - следует пригласить.
По делам о половых преступлениях рекомендуется принять меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показании?.
На основе выше сказанного предлагается в п. 4 ст. 425 УПК РФ внести дополнение, касающееся выбора законного представителя, которого следует вызвать на допрос.
3. До настоящего времени отсутствует полноценное системное описание ситуации допроса, которое наиболее оптимально следует представить в виде модели основных психологически значимых факторов, оказывающих влияние на процедуру допроса: «Следователь» - «Допрашиваемый» - «Непосредственое взаимодействие участников допроса».
В качестве основных факторов эффективности допроса, касающихся вовлеченности следователя в ситуацию допроса, выступают: его профессиональные знания, умения и навыки в совокупности с индивидуально-психологическими качествами; качество проведения следователем анализа материалов уголовного дела и выстраивания им индивидуальной тактики допроса применительно к конкретному допрашиваемому лицу с учетом имеющихся в деле биографических и характеризующих его данных; мотивация следователя.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ТАКТИКИ ДОПРОСА

1.1 Понятие, виды и задачи тактики допроса

Будучи самым распространенным следственным действием, допрос - это совокупность познавательных и удостоверительных операции?, выполняемых следователем, дознавателем (прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в производстве уголовному делу либо в связи с выполнением отдельного поручения (в порядке осуществления прокурорского надзора или процессуального руководства предварительным следствием) с целью получить и зафиксировать показания об обстоятельствах, имеющих значение для
расследуемого дела.
Достижение этих целей обеспечивается тщательной подготовкой к производству допроса, применением соответствующих тактических приемов, соблюдением общих правил проведения допроса, содержащихся в ст. 189 УПК РФ, а также этических норм.
Подготовка к допросу - одно из основных условии? получения от допрашиваемого достоверных и полных показании?. При этом следователю необходимо:
а) проанализировать материалы дела, чтобы определить или уточнить процессуальный статус вызываемого на допрос субъекта: потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, эксперт;
б) уточнить предмет его показании? (если для этого необходимы специальные знания, нужно изучить соответствующую литературу, получить консультацию специалиста, разобраться в технологическом процессе и т.п.);
в) выяснить социально-демографические данные, психофизиологические качества субъекта, вызываемого на допрос (пол, возраст, образование, профессия, культурный уровень, взгляды на жизнь, характер, темперамент, воля, возможные психические состояния при допросе: страх, замкнутость, готовность к конфликту и т.д.);
г) установить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (защитник, переводчик, педагог, законный представитель и др.), принять меры к их явке;
д) определить место и время допроса, способ вызова его участников с учетом требовании? ст. 187, 188 УПК РФ;
е) выбрать оптимальную последовательность производства допросов: первыми допрашиваются лица, располагающие наиболее важными сведениями; а также те, которые в силу объективных и субъективных причин могут забыть отдельные обстоятельства и детали преступления (малолетние, престарелые, больные и др.); субъекты, находящиеся в материальной или иной зависимости от обвиняемого (если по делу проходит несколько обвиняемых, необходимо разобраться в их взаимоотношениях);
ж) подготовить доказательства, которые будут предъявлены во время допроса, предусмотрев возможные аргументы на случаи?, если допрашиваемый попытается их опорочить или опровергнуть;
з) подготовить соответствующие средства фиксации показании? (бланки протоколов, аудио- или видеотехнику, ПК), создать условия для доброкачественного допроса (убрать со стола все, что может отвлечь внимание допрашиваемого, исключить воздействие внешних раздражителей и др.);
и) составить план допроса, обязательно включающий: обстоятельства, подлежащие установлению; вопросы, которые необходимо задать допрашиваемому, расположенные в нужной последовательности; доказательства, которые необходимо предъявить для получения правдивых показании?.
Суть организационно-подготовительных действий в каждом случае определяется с учетом обстоятельств расследуемого преступления, процессуального положения допрашиваемого, значимости его показании?, технической оснащенности следователя и других факторов.
Полученные от допрошенного субъекта сведения могут стать доказательствами по уголовному делу, если соблюдены процедура допроса, а также этические, нравственные основы его производства. Для полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, для чего рекомендуется применение тактических приемов.
Они весьма разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и целям применения. Однако некоторые из них, будучи универсальными, могут применяться при производстве любого допроса.
Допрос условно можно разделить на следующие стадии:
1. подготовительную;
2. свободный рассказ;
3. ответы на вопросы следователя;
4. заключительную.
На подготовительной стадии следователь устанавливает личность допрашиваемого, его анкетные данные, разъясняет ему права и обязанности, решает вопрос о необходимости участия в допросе переводчика. Потерпевшего и свидетеля, достигших 16-летнего возраста, а также эксперта следователь предупреждает об уголовной ответственности за уклонение от дачи показании? и дачу заведомо ложных показании?.
Основная задача данной стадии - создать условия, оптимальные для получения от допрашиваемого показании? и обеспечения их достоверности. Для этого важно установить с ним психологический контакт. Последний может быть достигнут применением весьма распространенного и обычно оправдывающего себя тактического приема, состоящего в проведении так называемой разведывательной беседы.
Беседуя с допрашиваемым на отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них ему наиболее близки, чтобы перейти к их обсуждению. Спокойный разговор снимает внутреннюю напряженность, уменьшает волнение допрашиваемого. Кроме того, следователь получает дополнительные сведения о речевых, мыслительных, эмоциональных и иных психологических свойствах данного субъекта, значимых для выбора тактики производства собственно допроса.
Чтобы общение было результативным, следователь должен уметь мысленно ставить себя на место собеседника, проявлять заинтересованность к его словам, не выказывать нетерпения, отрицательных эмоции?.
На стадии свободного рассказа допрашиваемый сообщает известные ему сведения об обстоятельствах дела. Свободное изложение дает ему возможность сосредоточиться, припомнить отдельные факты и детали произошедшего, значимые, на его взгляд, для расследования. Следователю рекомендуется внимательно, не перебивая, выслушивать свободный рассказ. Даже тогда, когда допрашиваемый сообщает заведомо ложные сведения, их тоже рекомендуется выслушать спокойно. При этом нельзя проявлять недоверия к получаемым показаниям, допускать замечания, насмешки, прерывать допрашиваемого. Когда последний уходит далеко в сторону, рекомендуется напомнить ему о необходимости давать показания по существу расследуемого дела.
Если допрашиваемый умалчивает о сведениях, имеющих криминалистическое значение, либо сообщаемые им данные противоречат материалам уголовного дела, допрос переводится в следующую стадию, когда необходимо применять тактические приемы, побуждающие к даче показании?.
Такие приемы основаны на постановке следователем вопросов, направленных на получение дополнительных сведении? о значимых фактах и обстоятельствах либо на уточнение показании?, устранение в них неточностей и противоречии?. Задавая уточняющий вопрос, следователь может предложить допрашиваемому объяснить, в какой части его показания можно считать соответствующими действительности.
Если допрашиваемый не может вспомнить отдельные факты и детали произошедшего, следователь задает вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, чтобы восстановить в памяти нужные сведения.
Когда имеются основания полагать, что допрашиваемый сообщил неточные сведения, следователь ставит вопросы, направленные на выяснение условии? восприятия интересующих обстоятельств, установление иных способов проверки сомнительных данных.
Тактические приемы выбираются с учетом процессуального положения допрашиваемого, особенностей его личности, желания или нежелания давать правдивые показания и других факторов.
Должна быть исключена постановка вопросов, в которых в неявной форме содержится желательный ответ (наводящие вопросы). Недопустимы тактические приемы, связанные с обманом, угрозами или шантажом, физическим или психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого, понуждением к даче ложных показании?, оговору или самооговору, а также сориентированные на низменные побуждения (корысть, месть и др.), невежество и предрассудки.
Особенно тщательно продумывается последовательность выяснения и исследования обстоятельств дела на допросе обвиняемого. Следователь, исходя из общей тактической линии, заранее делит предмет допроса этих лиц на определенные части. Он решает, в какой последовательности (в хронологическом порядке или в разбивку, переходя от частного к общему или наоборот, начать с цели преступных действий, а затем переходить к выяснению фактических обстоятельств или наоборот) следует выяснять интересующие обстоятельства. Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле. В первую очередь допрашиваемому ставятся вопросы более общие, а затем частные, которые подразделяются на основные (относящиеся ко всему предмету допроса), дополняющие (для восполнения пробелов свободного рассказа), контрольные (проверка достоверности сообщения).
Допрос обвиняемого, признающего вину частично, отличается от описанного тем, что наряду с правдивыми показаниями следователю приходиться иметь дело в рамках одного допроса и с показаниями ложными, а, следовательно, решить задачу изобличения допрашиваемого во лжи, как и при допросе обвиняемого, полностью отрицающего свою вину.
Допрос обвиняемого проводится по пунктам предъявляемого ему обвинения. Положительный ответ обвиняемого на поставленный в начале допроса вопрос о том, признает ли он себя виновным, не должен влиять на необходимость полного всестороннего и объективного расследования уголовного дела.
Своими показаниями обвиняемый подтверждает или отрицает свою вину - личную причастность или не причастность к расследуемому событию.
Обвиняемый не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний, поскольку всегда заинтересованы в благоприятном для себя исходе дела. Закон не обязывает их действовать в ущерб своим интересам. Принуждение обвиняемого к даче показаний карается законом.
Таким образом, последовательность и определение первоочередности задаваемых вопросов дали положительный результат при расследовании уголовного дела.
Показания допрашиваемого записываются в протокол в первом лице и по возможности дословно. При необходимости в протоколе фиксируются и заданные допрашиваемому вопросы, и его ответы. После дачи показаний допрашиваемому, в случае его просьбы, должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения или по его просьбе зачитывается следователем. Правильность записи показаний удостоверяется подписями допрошенного и следователя.
Допрос можно производить только после возбуждения уголовного дела. Право производить допрос имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор.
Допрос производится по инициативе следователя или дознавателя. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания.
Закон устанавливает случаи обязательного производства допроса. После задержания лицо должно быть обязательно допрошено в качестве подозреваемого, после предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого.
Следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан при производстве допроса. Закон запрещает при его производстве совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для жизни и здоровья. Нельзя домогаться показаний допрашиваемых лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер, производить следственные действия в ночное время, кроме случаев, которые не терпят отлагательства.
Основные требования, предъявляемые к допросу:
- законность.
- неразглашение обстоятельств интимной жизни допрашиваемого.
- недопустимость производства допроса в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства).
- недопустимость действий, нарушающих правила морали.
Дискуссионным в науке и практике остается вопрос о допустимости тактических приемов или так называемых «следственных хитростей», их соответствие с понятием обман. На наш взгляд, обман это сообщение допрашиваемому ложной информации. Например, если следователь заявляет подозреваемому, что сообщник задержан и дает правдивые показания, в то время как это не так, то в данном случае такое сообщение необходимо рассматривать как обман.
Для начала следственного действия следователь обязан вынести постановление о проведение следственного действия. При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, предъявления для опознания, следственного эксперимента, наложения ареста на имущество должны присутствовать понятые в количестве не менее двух человек.
Следователь обязан разъяснить участникам следственного действия их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.
Протокол о производстве допроса составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем (УПК РФ, ст.141).
Выделяются следующие общие условия производства следственного действия:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- наличие специального основания для производства именно этого следственного действия.
Следственное действие осуществляется лицом, принявшем дело к производству, либо по его поручению.
Результаты и ход производства следственного действия оформляется протоколом. Без составления соответствующего протокола производство следственного действия бессмысленно.
Все зависит от ситуации, в которой принимается решение о производстве следственного действия (от этапа расследования, объема доказательственного материала, от характера и направленности планируемого действия, условий его производства). В одних случаях, когда для этого имеется и необходимость, и возможность, подготовка к производству допроса осуществляется по полной программе, в других случаях - по свернутой, сокращенной программе, когда делается лишь то, без чего никак нельзя обойтись. Так, если решение принимается в условиях суточного или иного оперативного дежурства, следователь обычно выполняет минимум подготовительных мероприятий. Он использует те организационные, кадровые и технические возможности, которые заранее предоставлены ему в распоряжение по условиям дежурства (спецтранспорт, средства криминалистической техники, оружие, специалистов). В таких случаях в целях оперативного реагирования на происшествие, сигнальную информацию подготовка может сводиться к инструктажу членов оперативно- следственной группы, обсуждению исходных данных, предварительной наметке того, что предстоит сделать.
Соблюдение всех этих правил имеет большое значение, так как доказательства, полученные при проведении допроса с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть основанием для предъявления, в дальнейшем, обвинения.
В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают следующие виды допроса: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос подозреваемого, допрос обвиняемого, допрос подсудимого, допрос эксперта. Каждый из этих видов имеет свои особенности и присущие ему тактические приемы. Такое деление допроса на виды обусловлено различием в процессуальном положении допрашиваемых, предмете допроса, его тактике. Правовые особенности отдельных видов допроса являются объектом исследования уголовного процесса, тактические же приемы допроса разрабатываются криминалистикой на основе изучения и обобщения следственной практики. Эти особенности проявляются при подготовке к допросу, его проведении, оказании помощи допрашиваемым в припоминании забытого, способах изобличения допрашиваемых, не желающих давать правдивые показания, и т.д.
По возрастным особенностям субъекта допроса различают допрос несовершеннолетнего (малолетнего) и взрослого; по очередности допрос может быть первичным и повторным и дополнительным. Первичный - это основной допрос, который проводится первоначально. Повторный допрос производится в случае, если после первичного допроса в результате проверки полученной информации возникают сомнения в правильности показаний допрошенного. Дополнительный же допрос заключается в выяснении и уточнении обстоятельств дела, которые были упущены в ходе первоначального допроса или освещены недостаточно полно и конкретно. По содержанию - основным и дополнительным. По составу участников допрос, проводимый единолично следователем, следователем с участием защитника, педагога, родителя, законного представителя, адвоката, прокурора, переводчика. По форме - допрос на месте происшествия, очная ставка.
В зависимости от психологической обстановки различают допрос в конфликтной и бесконфликтной ситуации.
В зависимости от позиции, занятой допрашиваемым, допрос делится на допрос лица, дающего правдивые показания, допрос лица, дающего заведомо ложные показания, допрос добросовестно заблуждающегося лица. Сложность допроса состоит в том, что, с одной стороны следователю в ряде случаев противостоит человек, не желающий говорить правду и давать показания, а с другой стороны - в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки и искажения, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.
Виды допросов:
1. допрос свидетеля и потерпевшего;
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания об известных свидетелю (потерпевшему) обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу.
2. допрос подозреваемого;
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания лица по поводу возникших в отношении него подозрений, а равно по поводу иных, известных ему обстоятельств дела.
3. допрос обвиняемого;
Это получение устных показаний обвиняемого по поводу предъявленного ему обвинения, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
4. показания на месте, как один из видов допроса.
Проверка показаний на месте сочетает в себе черты многих следственных действий - допроса, осмотра, предъявление для опознания, следственного эксперимента, однако не повторяет ни одно из них. Но очень большое сходство имеет с допросом. Это проверка и осведомленность лица данных показаний в конкретных материальных условиях.

1.2 Психологические основы тактики допроса

При рассмотрении основ тактики допроса необходимо учитывать следующие подходы:
1. Индивидуальный подход - это знание, учет конкретных индивидуальных особенностей данного человека (его характера, темперамента, возрастных свойств, мировоззрения, способностей, навыков, умений и т.п.), то есть учет черт его личности, которые делают ее неповторимой.
Индивидуальность личности проявляется в присущих человеку особенностях психических процессов, свойств и состояний, духовных и физических способностей.
Практика расследования преступлений со всей убедительностью показывает, что применительно к допросу такой подход необходим на всех его стадиях, начиная с подготовки к допросу и кончая составлением протокола.
Индивидуализация должна соблюдаться и при выборе способа вызова на допрос. Свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого (не находящегося под арестом) вызывают повесткой, вручаемой под расписку ему лично, а в случае временного отсутствия - совершеннолетнему члену семьи или жилищно-эксплуатационной организации, администрации по месту работы (УПК РФ, ст. 145, 155, 161) для передачи вызываемому лицу. Повестка может быть передана также телефонограммой или телеграммой (ст. 145). Обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места заключения (ст. 145). Можно вызвать и по телефону, а не повесткой, и допросить в более привычной для него обстановке. Свидетеля же, от которого есть основания ожидать заведомо ложных показаний, рекомендуется обычно допрашивать в подчеркнуто официальной обстановке. При протоколировании должны не только адекватно передавать устное сообщение, но и сохранять присущие данному лицу признаки речи.
2. Установление психологического контакта. Для успеха расследования далеко не безразлично, как сложатся взаимоотношения между следователем и допрашиваемым. Речь идет именно о взаимных отношениях, а не только об отношении следователя к допрашиваемому, хотя, казалось бы, здесь нет никакой проблемы, так как взаимоотношения между следователем и допрашиваемым четко определяются их процессуальным положением.
Основными средствами формирования психологического контакта с обвиняемым являются:
- тщательное, доверительное разъяснение обвиняемому процессуальных прав, предоставляемых ему законом в связи с предстоящим допросом;
- тщательное, доверительное разъяснение обвиняемому доказательственного значения предстоящего допроса;
- стимулирование эмоциональной активности обвиняемого в качестве участника предстоящего допроса;
- разъяснение обвиняемому положительных последствий чистосердечного признания;
- разъяснение обвиняемому отрицательных последствий отказа отдачи от дачи показаний;
- предъявление обвиняемому уличающих его доказательств и разъяснение их значения;
- ускорение или замедление темпа допроса.
К чертам, характеризующим психологическую структуру личности и имеющим биологическое происхождение, отн........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «Консультант Плюс»;
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СПС «Консультант Плюс»;
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 26.04.2013, с изм. от 21.05.2013) // СПС «Консультант Плюс»;
4. Определение Верховного Суда РФ от 29.04.2013 N 66-О13-23 // СПС «Гарант»;

2. Учебная и специальная литература.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2011;
6. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.П. Рыжакова. - М., 2010;
7. Аксенов Р.Г. Пресечение лжи при допросе лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №3. С.11-14.
8. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2000.;
9. Антонов А.Н. Информационный бюллетень Следственного комитета МВД РФ № 3 (109), 2001. Особенности допроса лиц, страдающих наркоманией.
10. Белкин Р. С., Лузгин И. М. Криминалистика. М.: Юрид. лит., 1978.;
11. Букаев Н.М., Яровенко В.В. Криминалистика: криминалистическая тактика. Курс лекций. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2000.;
12. Васильев А.Н. Основы следственной тактики. - М.: Юридическая литература, 2000.;
13. Головина Е.В. Ошибки в выборе стратегии и тактики расследования преступлений: субъективно-психологический аспект // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2009. №1. С.351-354.
14. Криминалистика: учебник // под ред. Волынского А.Ф., Лаврова В.П. М.: Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2012. с. 943.
15. Гаврилов А.К. Следственная тактика. - Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 2004.
16. Гусаков А.Н., Фимощенко В.Н. Следственная тактика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003.
17. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М.: Юридическая литература, 1976.;
18. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник для бакалавров / Л.Я. Драпкин.- М.: Юрайт, 2013.;
19. Еникеев М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник. - М.: Норма, 2006.;
20. Еникеев М. И., Образцов В. А., Эминов В. Е. Следственные деи?ствия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2007.;
21. Криминалистика: учебник // под общ. ред. засл. юриста РФ, д.ю.н., проф. В.А. Жбанкова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 514 с.
22. Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса. - Гродно: Изд-во Гродненского ун-та, 1986.;
23. Ильченко Ю.И. Психологические проблемы следственной тактики. - Краснодар: Изд-во Краснодарского ун-та, 2004.;
24. Ищенко Е.П. Топорков А.А. Криминалистика. Учебник. Издание 2-е, ИНФРА-М, КОНТРАКТ. М. 2010.
25. Ким Д.В. Классификация криминалистических ситуаций как разновидность систематизации научного знания // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №311. С.106-112.
26. Князьков А.С. Классификации тактических приемов как «проблемное поле» криминалистической тактики. // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. №3. С.39-57.
27. Липман О. Психология допроса обвиняемого в уголовном процессе // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. М.: Юристъ, 2000.
28. Никифоров В. Г. Криминалистическая тактика: понятие, структура, задачи / В.Г. Никифоров // Закон и право. - 2010.;
29. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. - М.: Юридическая литература, 1997.
30. Першин А.Н., Ефимкина Н.В. Практика определения лжи следователем // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №1. С.19-21.
31. Пиков И.Е. Учет особенностей темперамента и характера человека в процессе его допроса // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №133. С.152-158.
32. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Юридическая литература, 2005.;
33. России?ская Е. Р. Криминалистика. Вопросы и ответы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
34. Романов В. В. Юридическая психология. Учебник. - М.: Юристъ, 2005.;
35. Смирнова H. H. Юридическая психология. СПб.: Альфа, 2000.
36. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
37. Филиппов А. Г. < author.php?action=book&auth_id=9230>, Агафонов В. В. < author.php?action=book&auth_id=9232>, Бурнашев Н. А. < author.php?action=book&auth_id=21025>, Газизов В. А. < author.php?action=book&auth_id=21026>, Жбанков В. А. < author.php?action=book&auth_id=22929> Криминалистика. Полный курс. Учебник Под редакцией: Филиппов А. Г. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013.;
38. Холевчук А.Г. Фальсификация доказательств как способ сокрытия преступления и ее соотношение с другими способами сокрытия //Актуальные проблемы российского права. - 2010. - № 1.;
39. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2004.;
40. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации. Учеб. пособ. для студентов юрид. вузов/ Н.Г. Шурухнов. - М.: Эксмо, 2008 - 352с.
41. Юнда А. В. Системный подход к изучению проблем получения свидетельских показаний и анализу психологической составляющей ситуации допроса свидетелей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №69.
42. Lipton J. P. On the psychology of eyewitness testimony // Journal of Applied Psychology. 1977. No 62.
43. Справочная поисковая система «Консультант Плюс» //< >
44. Справочная поисковая система «Гарант» // < >




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.