На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82074


Наименование:


Курсовик РАЗВИТИE РЕЧЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 25.11.2014. Сдан: 2014. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: 78.75.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………….. 3

Глава 1 Теоретические основы развития речевой регуляции действий у старших дошкольников при подготовке к школе с ЗПР церебрально органического генеза………………. 6

1.1. Понятие и закономерности речевой регуляции в норме………………………………………………………………….. 6
1.2. Особенности речевой регуляции действий дошкольников с ЗПР церебрально органического генеза (ЦОГ)…………………………………………………………………. 13

Глава 2 Коррекционная работа по формированию речевой регуляции………………. 25

2.1. Диагностика уровня речевой регуляции у старших дошкольников с ЗПР (ЦОГ)………………………………………. 25
2.2. Методические рекомендации по формированию речевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (ЦОГ)…………………………………………………………… 37

Заключение……………………………………………… 42

Список использованной литературы……... 43

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Как показывают исследования, в настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей этой категории. Дети с задержкой психического развития составляют 50% неуспевающих школьников. Они испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Проблема оптимизации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и психологии, поскольку коммуникация, являясь частью общения, возникает и развивается в процессе общения.
Проблема формирования речевой коммуникации детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данной категории, что повышает их уровень общего развития.
Нарушения в сфере речевой коммуникации сказываются на развитии личности: искажено представление детей о себе, отношение к себе, затруднено осознание себя как личности. К моменту поступления в школу у таких детей не формируется нужный социальный статус, в связи с чем они попадают в категорию дезадаптированных детей.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. отмечали, что становление произвольных форм регуляции деятельности и поведения тесно связано с развитием регулирующей функции речи, которая способствует формированию полноценной произвольной речевой деятельности. Сформированность словесной регуляции (регулирующей функции речи) является одним из существенных факторов адаптации ребенка к учебной ситуации в школе, к окружающей действительности, а в дальнейшем становится главным условием формирования полноценной личности ребенка.
В настоящее время специальная педагогика располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос речевой регуляциидействий у дошкольников с ЗПР.
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словесной регуляции у старших дошкольников с ЗПР.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: речевая регуляция действий старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: процесс формирования речевой регуляции действий у старших дошкольников с ЗПР.
В основу теоретического исследования положена гипотеза, согласно которой повысить уровень речевой регуляции у детей 5-6 лет с ЗПР возможно при условиях:
- проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
- построения программы коррекционно-педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных игр и упражнений.
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение ряда взаимосвязанных задач:
-раскрыть теоретические основы речевой регуляции действий у старших дошкольников с ЗПР ЦОГ,
- выявить педагогические условия успешного формирования речевой регуляции действий у старших дошкольников с ЗПР.
Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом; положения о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается опорой на научную методологию; использованием достижений современной психолого-педагогической науки и комплекса взаимодополняющих методов, адекватных задачам исследования.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две теоретические главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и 2 приложения.

Глава 1 Теоретические основы развития речевой регуляции действий у старших дошкольников при подготовке к школе с ЗПР церебрально органического генеза.

1.1. Понятие и закономерности речевой регуляции в норме .

В понятийный аппарат исследования по проблеме формирования произвольной регуляции речевой деятельности входят термины «регуляция», «произвольность психических функций», «произвольная регуляция деятельности и поведения», «речевая деятельность», «произвольная регуляция речевой деятельности».
Проблема формирования регуляции, управления человеком собственным поведением, деятельностью является в психологии, философии и педагогике одной из важнейших как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментального исследования.
Регулировать (от лат. «regulare») означает «упорядочивать, налаживать, направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему».
Проблема формирования произвольной регуляции деятельности в онтогенезе получила отражение в физиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии.
Физиологические механизмы проблемы регуляции деятельности были сформулированы в работах И.М. Сеченова. Изучая произвольную регуляцию (саморегуляцию) человеческой деятельности, И.М. Сеченов впервые выделил регуляторную функцию психики, а также отмечал, что произвольному контролю подчиняются только те процессы, которые отчетливо осознаются, а степень осознания зависит от различных этапов реализации деятельности. Лучше всего осознаются цель деятельности, конечный результат; сам процесс психической деятельности протекает на бессознательном уровне.
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Иными словами, произвольное управление возможно лишь при сохранении структуры психической деятельности.
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн представляли деятельность как сложную иерархически организованную систему, которая состоит из отдельных звеньев и этапов, представляющих собой разноуровневые процессы.
Большой вклад в понимание генезиса волевой регуляции внес В.А. Иванников, который считал, что волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции, побуждающий к действию.
В.А. Иванников в развитии концепции произвольной регуляции выделял 3 ступени:
1)произвольные процессы, складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные элементы в поведении животных);
2)произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);
3)волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.
Таким образом, по мнению В.А. Иванникова, развитие волевого поведения формируется на основе осознанности и является личностной структурой в психическом развитии человека. Механизмами волевой регуляции В.А. Иванников считал произвольное изменение побуждения к деятельности, намерение, устойчивую систему мотивов, изменение смысла действия, волевое усилие, волевые качества.
Ведущим механизмом регуляции деятельности считается механизм контроля и оценки действий по ходу их осуществления, в которой происходит анализ и оценка особенностей протекания деятельности и изменение в связи с этим уровня и характера активности личности.
Л.С. Выготский показал, что истоки произвольности лежат в совместной деятельности, отношениях ребенка со взрослым в общении, с детьми. М.И. Лисина также отмечает, что способы и средства деятельности осваиваются детьми в процессе общения со взрослыми, при этом приобретается индивидуальный опыт, возникают мотивы деятельности. Произвольная регуляция поведения формируется в организованных взрослыми играх и предметно - практической деятельности, именно в данных условиях впервые возникают четко осознаваемые потребности контролировать свои действия.
Д.Б. Эльконин выделял следующие параметры произвольного поведения:
1) умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
2) умение ориентироваться на заданную систему требований;
3)умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
4)умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Вышеизложенные положения имеют принципиальное значение для понимания механизмов речи, формирования умений и навыков осознанного произвольного регулирования речевой деятельности.
Речевая деятельность осуществляется взаимодействием речи и языка. Речь и язык являются двумя сторонами одного явления, общим для которых является речевая деятельность. Взаимосвязь речи и языка выражена в том, что язык является нормой, регулирующей речевую деятельность, речь же представляет собой сложную форму сознательной психической деятельности, осуществляющая корригирование произвольной деятельности в соответствии с ситуацией общения.
Структура речевой деятельности, выводимая на основе теории А.А. Леонтьева, состоит из 3 звеньев:
а) ориентировочного звена,
б) звена планирования или программирования речевых действий;
в) звена реализация программы речевого действия в «языковом коде».
Последнее звено обеспечивается совокупностью ряда механизмов: выбора слова, грамматического прогнозирования, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, закрепление и воспроизведение грамматических «обязательств». На формирование речевого умения указывал А.А. Леонтьев, который писал: «нужно, чтобы обучающийся мог произвольно и осознанно варьировать выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от того, для какой цели, в какой ситуации, с каким собеседником происходит общение. Когда человек овладел указанными действиями на достаточном уровне, можно сделать вывод о том, что у него сформировано соответствующее коммуникативно-речевое умение».
Наряду с коммуникативной, обобщающей функциями, речь выполняет регулирующую функцию. Регулирующая функция речи имеет существенное значение для перехода к произвольному поведению, определяющим эффективность развития произвольной регуляции деятельности, является одним из существенных факторов адаптации ребенка к учебной ситуации в школе, к окружающей действительности, условием формирования полноценной личности ребенка.
В период школьного детства в связи с развитием самостоятельной деятельности возникает и развивается интеллектуальная функция речи, что ведет к появлению контекстных форм, к интенсивному развитию речи. Параллельно усложняется задача речевого поведения. На основе развивающейся коллективной жизни детей возникает потребность в общей деятельности: распределении ролей, контроле деятельности и оценке действий друг друга, инструктировании. Ребенок сталкивается с большим кругом собеседников, усложняются условия общения.
Л.С. Выготский представлял процесс становления регулятивной функции речи следующим образом. Источником речи для себя является социальная речь ребенка для взрослого. На первом этапе ребенок воспринимает адресованные ему указания взрослого и подчиняет им свое поведение. На втором этапе, обращаясь ко взрослым за помощью, он управляет их поведением.
На третьем этапе ребенок организует свое собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе тот способ поведения, который он раньше применял к другому. Таким образом, речь из категории интерпсихической становится интрапсихической функцией.
Процесс становления регулирующей роли речи был изучен в исследованиях, выполненных под руководством А.Р. Лурии, А.В. Запорожца.
А.Р. Лурия констатирует, что «…развитие произвольного действия ребенка начинается с практического действия, которое ребенок производит по указанию взрослого, на следующем этапе он начинает пользоваться своей собственной внешней речью, сначала сопровождающей действие, а затем опережающей его; наконец, на дальнейшей стадии развития эта внешняя речь ребенка «интериоризуется», становится внутренней речью, которая принимает функцию регуляции поведения, так возникает сознательное, опосредованное речью произвольное действие ребенка».
А.Р. Лурия также указывал на то, что регулирующая функция речи имеет существенное значение для перехода к собственному волевому поведению как поведению, строящемуся на внутренней речевой основе, формирование произвольных форм регуляции поведения дает возможность реализовывать сложные, целенаправленные виды деятельности. А.Р. Лурия называет регулирующую форму речи также «прагматической или действенной».
Формирование произвольной речевой деятельности у детей дошкольного возраста совершается одновременно в самых разных направлениях. По мере развития ребенок способен овладевать словом, звуками, составляющих слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и повествований, одновременно происходит формирование речевого поведения, развиваются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения, сдерживаться от импульсивного высказывания.
Речь ребенка обнаруживает возможность фиксировать впечатления и действия ребенка, объективировать собственные действия и осознавать их. Речь ребенка превращает действия ребенка в предмет сознания и потому делает возможным управление ими.
В.И. Лубовским были выделены 5 форм словесной регуляции:
1)прямое побуждение к действию, усвоенное ранее;
2)словесное обозначение (называние) предмета, которое, исходя от друго........


Список использованной литературы

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М., 1982.
2. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.- М., 1999.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
4. Вархотова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе / Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова. - М., 1999.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, 1997.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
7. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР с шести лет / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1989.
8. Гунина, Е.В. Игры и упражнения по развитию памяти, мышления, внимания у детей с ЗПР. - Чебоксары, 1996.
9. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. И.М. Гилевич. - М., 1997.
10. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М., 2001.
11. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2004.
12. Дмитриева Е.Е. К проблеме социализации детей с легкими формами психического недоразвития / Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сборник научных трудов. - Спец. Выпуск 3 - Славянск: СДПУ, 2010.
13. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. - 1981. - № 2
14. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. - 1974. - № 6.
15. Иванников В. А сущности волевого поведения // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 3. - С. 47-55.
16. Коркина, М. В. Психиатрия / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. -М., 1995.
17. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. - Екатеринбург, 1995.
18. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М., 1994.
19. Лебединская, К. С. Клиническая систематика ЗПР // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1980..- № 3.
20. Леонтьев, А. Н. Проблемы в развитии психики. - М., 1981.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997.
22. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
23. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Научно-исслед. ин-т дефектологии Акад.пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1978.
24. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - М., 1997.
25. Мамайчук, И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.
26. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999.
27. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.
28. Обучение детей с ЗПР / Под. ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
29. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР / Сост. Л. И. Романова, Н. А. Цыпина. -М., 1993.
30. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-н/Д, 1996.
31. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М., 2003.
32. Певзнер, М.С. Этиология и патогенез состояний сходных с олигофренией. - М., 1966.
33. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология. - 1980. - № 3.
34. Семаго, Н. Я. Проблемные дети; основы диагностической и коррекционной работы. - М., 2000.
35. Сеченов, И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения // Русская мысль. - М., 1894.
36. Слепович, Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте. - М., 1994.
37. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелёвой. - М., 2012.
38. Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей. - М., 1990.
39. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород, 1994.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999.
41. Ушакова, О.М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание - 1998. - № 9.
42. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
43. Шевченко, С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР. - М., 1982.
44. Эльконин, Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. - М., Воронеж, 1995.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.