На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82111


Наименование:


Курсовик Социально-культурные проблемы села.Социально-экономические и культурные проблемы сельских жителей

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.11.2014. Сдан: 2013. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: 70.

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Анализ литературы, освещающей социальные и культурные проблемы села…………………………………………………………………………………5
1.1 Социология расселения……………………………………………………….5
1.2 Понятие и сущность социологии села………………………………………8
1.3 Социально-экономические и культурные проблемы села в трудах современных социологов………………………………………………………..12
2 Социально-экономические и культурные проблемы сельских жителей…..19
2.1 Специфические функции села………………………………………………19
2.2 Методологические особенности исследования проблем села……………22
2.3 Социальные проблемы села…………………………………………………29
2.4 Культурные проблемы села………………………………………………....32
3 Социологическое исследование проблем современного села……………...39
3.1 Характеристика выборки и методов исследования………………………..39
3.2 Анкета………………………………………………………………………...41
3.3 Результаты анкетирования………………………………………………….43
3.4 Анализ результатов исследования………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...58
Приложения……………………………………………………………………...61


Введение

Крупный экономический кризис, который произошел в аграрном секторе, в результате вызвал сокращение финансирования существующих в настоящее время программ, способствовавших развитию социальной составляющей современного села.
Во многих селах наблюдается рост различных социальных проблем, к которым можно с полной уверенностью отнести следующие:
- рост безработицы;
- снижение уровня жизни сельского населения;
- трудности в содержании детей;
- резкий рост уровня культуры сельского населения.
К перечисленному списку можно еще добавить отсутствие духовных ценностей, неуверенность большей доли сельского населения в завтрашнем дне. Как итог всего вышеперечисленного - сокращение культурного уровня сельского населения.
Социально-культурное развитие села на современном уровне тесно взаимосвязано со спецификой и особенностями образа жизни сельского населения. В сложившейся ситуации крайне необходимо развивать культурный потенциал населения, социальную инфраструктуру села.
Актуальность темы исследования курсовой работы вызвана тем, что в исследованиях многих социологов проблемы села занимают важное значение. Несмотря на это, большинство современных исследований редко направлены на изучение социальных и культурных факторов развития современного села, потребностей и ценностных ориентаций сельских жителей.
Большой вклад в решение вопросов, связанных с социально-культурными проблемами села, внесли известные российские социологи, такие как Большаков А.М., Ковалевский М.М., Сорокин П.А., Хрящева А.И. и др. Труды данных авторов позволили заложить «фундамент» в изучении проблем современного села.
Главные вопросы, которыми озадачены современные авторы, сводятся к изучению проблем происхождения аграрной собственности, солидарности жителей села, а также исторические и социально-экономические проблемы крестьянства.
Цель исследования курсовой работы: исследование социальных и культурных проблем современного села.
Исходя из цели, можно выделить основные задачи исследования:
- охарактеризовать литературу, посвященную проблемам села;
- проанализировать социально-экономические и культурные проблемы сельских жителей;
- выявить факторы, которые оказывают воздействие на социальное и культурное развитие жителей села.
Объект исследования курсовой работы: сельское население.
Предмет исследования: социально-экономические и культурные проблемы села.
В качестве основной гипотезы выделим тезис: «Главными проблемами современного села являются алкоголизм и безработица».
Метод исследования, который использовался для оценки гипотезы: анкетирование жителей села.
База исследования: село Черкассы Саракташского района Оренбургской области, 25 человек в возрасте от 18 до 83 лет (12 мужчин, 13 женщин).


1 Анализ литературы, освещающей социальные и культурные проблемы села

1.1 Социология расселения

Расселение - определяемое способом производства размещение людей в соответственно формируемой системе развернутых в пространстве и во времени условий жизнедеятельности в совокупности их материальных и духовных компонентов, направленных на удовлетворение основных потребностей человека» [3,с.158].
Под расселением понимаем длительный и сложный процесс, который несет в себе отражение той или иной эпохи.
К основной функции расселения относят формирование новых общественных отношений. Дополнительная функция - обеспечение достаточного уровня развития производственных сил.
В период существования первобытнообщинного общества основной формой существования людей был кочевой образ жизни. Такое поведение людей обусловлено природно-географическими факторами.
В первобытнообщинном обществе не происходило дифференциации расселения, так как общность людей формировалась на родовой, племенной основе [38,с.370].
В общественной жизни социальные начала прошли этапы зарождения, выделения из природного.
Территориальные отличия расселения состояли в естественных условиях, в которых жили люди, однако, при этом, не имели социальной окраски из-за того, что были обусловлены природой.
Наиболее интенсивно процесс формирования поселений проходит только тогда, когда охотничье-собирательное хозяйство входит в стадию кризиса. При этом осуществляется переход к земледелию, которое смогло привязать людей к конкретному месту.
Однородная по качеству хозяйственная деятельность людей первобытнообщинного строя позволила организовать адекватные формы расселения.
Густота или разреженность территории по расселению отдельными племенами внесла относительное своеобразие в процесс расселения.
Отсутствие основы, которая способствовала бы формированию обособленных социальных групп, образовавшихся в первобытнообщинном строе, привело к длительному однотипному расселению, сформированному в виде автономных поселений, приближенных к сельским традиционным.
Дальнейшее экономическое развитие придало поселениям характер системы, подчинив своим интересам ее основные элементы (населенные пункты), в форме традиционной расчлененности - «город - деревня» [12,с.64].
Впервые постоянные поселения людей образовались одновременно с возникновением земледелия.
Таким образом, вопросы расселения населения, их обустройство необходимо оценивать как результат естественного исторического процесса.
Прослеживается тесная связь расселения с интересами и потребностями людей.
В современном обществе на расселение людей, его географические особенности влияют в большей степени не географические, а социально-экономические факторы [32,с.264].
Если поселение сформировалось как постоянное место жительства, то одновременно формируются механизмы, закрепляющие человека за данным поселением, в частности, семья, работа и др.
Процесс развития человечества вызывает замену одних элементов данного механизма другими, в связи с чем сила влияния одного фактора увеличивается, а другого - сокращается.
В настоящее время в России уже сформированы и функционируют крупные школы экономистов и социологов, которые занимаются решением проблем взаимодействия города и села.
Наиболее известна из всех существующих научных школ, изучающих социологию села, школа, которую возглавляет Староверов В.И. Она характеризуется оригинальностью методики и маневренности подходов к решению существующих проблем села.
Необходимо выделить еще несколько школ, занимающихся решениями социально-культурных проблем села. Это школа Симуша И.П. - занималась исследованием проблем развития колхозного строя, Арутюняна Ю.В.- изучала социальную структуру села.
Кроме того, можно выделить Рывкину Р.В. и Заславскую Т.И., которые занимались решением вопросов сельских поселений, в частности, теорией неперспективных деревень, проблем миграции населения, исследования уровня и образа жизни сельских жителей и др.[9,с.85]
Староверова В.И. приводит следующую классификацию систем расселения сельского населения:
- внутрихозяйственные системы расселения;
- межхозяйственные системы расселения;
- районные системы расселения;
- межрайонные системы расселения;
- областные системы расселения;
- межобластные системы расселения;
- национальные системы расселения;
- региональные системы расселения;
- агломерации [11,с.62].
В результате исследований социологов были даны несколько определений.
Сельское поселение - это одна единица или общность нескольких территорий сельских населенных пунктов (деревень, сел, станиц и др.). в сельском поселении управление осуществляется либо непосредственно населением, либо органы местного самоуправления, избранные непосредственно жителями данного поселения.
Несколько сельских поселений объединяются в муниципальный район.
Деревня - населённый пункт с несколькими или несколькими десятками домов индивидуальной застройки. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами. На начало XX века основным отличием деревни от села являлись размеры поселения и отсутствие церкви в деревне. В настоящее время такого отличия нет [15,с.107].
Долгое время сельское население воспринимали как поставщиков рабочей силы, причем малоквалифицированной. Это давало возможность реализовать планы социального строительства в СССР.
Социологи выделили в этом процессе две волны:
- 28-30 годы, когда происходила индустриализация страны;
- 50-60 годы, период освоения и заселения территории Севера и Сибири.
В качестве сравнения можно привести следующие цифры: в 20-е годы отношение городского населения к сельскому составляло 4:1, а в 60-е годы наоборот, 1:4. Тем не менее, в последующие годы данное соотношение немного выровнялось и стабилизировалось.

1.2 Понятие и сущность социологии села

Под социологией села понимается процесс изучения сущности и особенностей формирования села как крупнейшей социальной группы общества, а также его поведения в рамках условий жизни, которые отличаются характером производственного процесса, специфичностью быта, близостью к природной среде и т.д.
Чтобы охарактеризовать образ жизни сельских жителей, необходимо рассмотреть стиль и уровень жизни села:
- размеры села;
- социально-экономические условия жизни;
- сферы занятости жителей села;
- культуру;
- интересы и потребности сельских жителей;
- духовные качества сельчан [11,с.102].
Кроме этого, нельзя исключать из внимания обычаи, традиции и местные устои.
Большая роль в истории социологии отводится учениям Энгельгардта А.Н., крупного мыслителя и общественного деятеля, который в своих письмах «Из деревни» описывал ситуацию, в которой оказались деревни в результате проведения реформ, отмены крепостного права, при этом обращал внимание, в первую очередь, на субъективное отношение самих крестьян к происходящим изменениям, и на то, как повлияли данные изменения на приверженность обычаям и традициям предков.
Начало серьезного, углубленного изучения экономических и социально-культурных проблем села можно отнести к 60-м годам. Среди известных социологов, занимающихся данными вопросами, можно выделить следующих: Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Строверов, А.И. Тимуш и т.д.
Описывая сущность социологии села, можно сказать следующее:
Социология деревни представляет собой изучение сущности и особенностей сознания крестьянства как крупной социальной группы общества, его поведения в условиях специфической жизни, обусловленной близостью к природной среде, характером производственной деятельности и повседневного быта [12,с.76].
Как свидетельствуют данные переписи населения, проведенной в 1926 году, большая часть населения страны проживала в селах - 76 млн.чел, что составляло 83% от общей численности населения страны в целом.
Соответственно, городское население, составляло всего лишь 17%, т.е. 16 млн.чел. Преобладание сельского населения над городским очевидно.
Для сравнения рассмотрим результаты переписи населения, проводимой в 2010 году. Численность городского населения составила 74%, это 105 млн.чел., а сельского - 26%, (37,5 млн.чел.).
Таким образом, в течение XX века произошло значительное изменение в структуре населения страны, и соотношение числа городского и сельского населения изменилось кардинально.
Исследованию аграрных проблем много внимания уделял В.М. Чернов. В его работе «Марксизм и аграрный вопрос» были рассмотрены особенности положения крестьян в условиях проникновения капиталистических отношений в деревню.
Мало изучено наследие Д.А. Столыпина, который пытался проанализировать реальность и перспективы сельского хозяйства России начала XX века [3, c.64].
Большой вклад в изучение развития села внесли исследования молдавского села Копанка, когда авторы предприняли попытку описать состояние села того периода, а также были зарегистрированы изменения, происшедшие в укладе сельских жителей в результате проведения реформ.
Повторные исследования проводились в 60-х и 80-х годах, что явилось еще большей ценностью данных исследований. Проведенные работы позволили обосновать выводы изменения трудовой и повседневной жизни жителей села.
Начиная с 60-х годов, когда социология села, как и вся социология, возродилась, исследованиями жизни деревни и ее обитателей занялась большая группа ученых, чьи труды во многом способствовали становлению этой ветви социологической мысли - Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Строверов, А.И. Тимуш и т.д. [28,с.69].
Исследования села постсоветского времени, начавшиеся с 1990-х годов, могли опираться на достижения отечественной социологии 1960 - 1980-х годов.
Проведенные в 1990 - 2001 гг. Центром крестьяноведения и аграрных реформ исследования под руководством Т. Шанина отличаются целеустремленностью и последовательностью [4, c.43]. В трех исследованиях, проведенных Центром, собран и проанализирован обширный материал по сельской России.
В первое исследование вошли развернутые автобиографии 124 семей, проживающих в селе. В исследовании участвовали 25 сел восьми регионов страны.
Во втором исследовании приняли участие 7 сел, которые представили различные по структуре и социально-культурным особенностям регионы России.
В рамках исследования проводилось изучение экономических особенностей, а также потенциала села, который будет возможно использовать в будущем [13,с.253].
Кроме того, не осталось незамеченным неформальная социально-экономическая структура села.
Методы, которые использовали социологи в данном исследовании, объединили под общим названием «рефлексивное крестьяноведение». В основу данного метода было положено «глубокое осознание субъективности объекта общественных наук», как пишет Т.Шанин.
Нельзя оставить незамеченной коллективную монографию, которую разработал Институт географии РАН. Данная монография посвящена столетнему юбилею работы Семенова-Тян-Шанского В.П. «Город и деревня в Европейской России».
Многие авторы ставили перед собой главной задачей выделение особенностей развития города и села в России на протяжении последнего столетия.
Книга уникальна по энциклопедичности представленного в ней статистического, географического и социологического материала. Помимо глав с многочисленными картами, графиками и таблицами (всего 100 рисунков и 90 таблиц) монография дополнена пятью приложениями.
В 2003 г. «Новое издательство» в Москве выпустило монографию Т. Г. Нефедовой «Сельская Россия на перепутье», в которой исследован сельский образ жизни и сельское хозяйство, «где бы они ни встречались и кем бы ни практиковались: бывшими колхозами, совхозами, жителями села и фермерами, горожанами на приусадебных, дачных или садовых участках».
В историко-социологических исследованиях последних 15 лет отметим три, на наш взгляд, наиболее важных направления.
Первое посвящено анализу уроков столыпинской аграрной реформы. Оно полно представлено в сборнике «Столыпинская реформа и землеустроитель А. А. Кофод» [8, c.65].
Наряду с основными идеями столыпинской аграрной реформы в сборнике впервые дан анализ идейных истоков зарождения в России хуторского движения.
Второе направление историко-аграрных исследований охватывает период от Октябрьской революции до начала
Второй мировой войны. Историки заново осмыслили аграрные отношения, складывавшиеся в деревне перед коллективизацией и в период ее развертывания.
К сожалению, рассмотрение этого периода оказалось политизированным.
Третье направление посвящено реформаторству в отечественной аграрно-экономической мысли послевоенного времени. [9], разрабатывавшее по существу альтернативную официальной, программу развития аграрной сферы и общества в целом [17,с.130].
Его представители - В. Г. Венжер и испытавшие его влияние И. Н. Буздалов, Т. И. Заславская, Р. К. Иванов, Г. С. Лисичкин, Л. В. Никифоров, Г. И. Шмелев и другие. Деятельность ученых в это время напоминала, как пишет Т. И. Заславская, работу на «минном поле».
Не случайно их научно-биографические статьи названы «Мой тернистый путь в жизни и науке» (И. Н. Буздалов), «Трудный поиск истины» (Г. И. Шмелев) и т.д.

1.3 Социально-экономические и культурные проблемы села в трудах современных социологов

Многие социологи, в том числе и Калугина З.И., выделяют в аграрной реформе РФ три парадокса.
Первый парадокс возник в результате экспансии мелкотоварн........


Список использованных источников

1. Арутюнян Ю. В. Опыт социологического изучения села. М., 1968; он же. Социальная структура сельского населения СССР. М., 1971.- 268с.
2. Бабосов Е. М. Общая социология. - М: Тетра-Системс. 2013.-765с.
3. Балабанова Е. С., Бедный А. Б., Грудзинский А. О. Концентрация собственности в сельском хозяйстве - путь становления эффективного предприятия // Социол. исслед. 2005. N 4.- С.33-37.
4. Башмачников В. Ф. Минсельхоз меняет взгляды: интервью // Деловой крестьянин. 2014. N 2.- С.23-26.
5. Бондаренко Л. Оценка уровня социального развития села // АПК 2012, №6.-с.38-44.
6. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 2013.-504с.
7. Великий П. П. Российское село: кризис созидания // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе. М., 2012. Т. 16. С. 94 - 96.
8. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации / И.Е. Ворожейкин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.
9. Заславская Т. Н. Страницы творческой биографии / Реформаторские течения в отечественной аграрно-экономической мысли (1950 - 1990-е гг.). М., 2011.-279с.\
10. Захаров Н.Л. Управление социальным pразвитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, АЛ. Кузнецов. - М: ИНФРА-М, 2013. - 263 с.
11. Ильин И. Е. Аграрная реформа в полиэтническом регионе. Чебоксары. 2012.- 245с.
12. Калугина З. И. Парадоксы аграрной реформы в России. Новосибирск, 2014.- 268с.
13. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 2012.-360с.
14. Крестьянские ведомости. 2013. N 47.С.31-35.
15. Крестьянские ведомости. 2013. N 49, 50.- С.22-27.
16. Лужков Ю. М. Сельский капитализм в России. М., 2014.- 379с.
17. Нефедова Т. Т. Сельская Россия на перепутье. М, 2013.- 365с.
18. Нефедова Т. Т. Сельская Россия на перепутье. М., 2013.- С.41-45.
19. Пациорковский В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. М., 2013.- 274с.
20. Полян Г., Нефедова Т., Трейвиш А., Лухманов Д., Титков А., Сафронов С. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2011.-368с.
21. Радаев В.В. Экономическая социология.: Курс лекций. -М., Статистика,2013.-582с.
22. Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям в 2003 г. // Сельское хозяйство, охота, лесоводство в России. Статистический справочник. М., 2014.- С.14-18.
23. Рефлексивное крестьяноведение. Десятилетие исследований сельской России. М., 2012.-368с.
24. Реформаторское течение в отечественной аграрно-экономической мысли (1950 - 1990-е гг.). М., 2013.- 375с.
25. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. -М.,Статистика 2012.-362с.
26. Сельская жизнь. 2004. 25 декабря. С.25-29.
27. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2012.- 285 с.
28. Состояние социально-трудовой сферы и предложения по ее регулированию. М., 2012.- 279с.
29. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп. / М.: Гардарики, 2013.-586с.
30. Староверов В. И. Результаты либеральной модернизации российской деревни // Социол. исслед. 2011. N 12.- С.41-46.
31. Староверов В. И. Сельская социология. М., 2013. - 279с.
32. Столыпинская реформа и землеустроитель А. А. Кофод / Составитель А. В. Гутерц. М., 2013.-390с.
33. Тюкульмина О.И. Управление социальным развитием организации: учебное пособие / О.И. Тюкульмина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - 180 с.
34. Человеческий капитал современного российского села. М., 2011.- 360с.
35. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Мерзлов < context/detail/id/3218273/> А.В.. Региональное развитие. Сельская местность. Издательство: Наука < context/detail/id/856085/>, 2013.-587с.
36. Черняков Б. А. Американское фермерство XXI век. М., 2012.- 245с.
37. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Рефлексивное крестьяноведение. М., 2012.-371с.
38. Шанин Т. Рефлексивное крестьяноведение и русское село // Рефлексивное крестьяноведение. М., 2012. 322с.
39. Шингарев А.И. Вымирающая деревня. // Социс, - 2012, - № 2.-с.12-18.
40. Шмелев Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М., 2013.- 385с.
41. Фальцман В.К. Экономическое поведение: человек - фирма - государство - экономика. Т 2. -М., Экономика и статистика, 2011.-254с.
42. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. М., 2012.- 368с.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.