На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82156


Наименование:


Курсовик «Особенности межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста »

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 27.11.2014. Сдан: 2013. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: 70.24.

Описание (план):



Содержание
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста …………………………………............6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей………………………………………………………………………………..6
1.2 Характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………14
Глава 2 Теоретические основы изучения особенностей развития межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста.............................................................................21
2.1 Особенности развития межличностных отношений в онтогенезе у умственно отсталых школьников……………………………………………..25
2.2 Особенностей межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста..……………………………31

Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………..43


Введение
На данный момент оживленно решаются вопросы социальной адаптации детей с умственной недостаточностью. Возможности находить положительные межличностные отношения «особым» ребенком с окружающими его взрослыми и сверстниками зависит от его способностей, верно, оценить ситуацию, отыскать правильный метод реагирования.
Исследование отклонений в созревании межличностных отношений интеллектуально неразвитых детей на самых первичных этапах становления личности представляется актуальным и важным, так как конфликт в отношениях ребенка с ровесниками выступает в качестве серьезной опасности для личностного развития. И поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных обстоятельствах на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы центральных отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение познаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает основополагающее значение.
Целью этой работы является исследование особенностей межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения умственно отсталых детей.
Предмет исследования: особенности межличностного отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возврата.
Гипотеза исследования: можно предположить, что положение в коллективе, которое занимают умственно отсталые дети младшего школьного возраста в системе межличностных отношений, влияет на индивидуальное развитие личности.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализ психолого-педагогической литературе по проблеме межличностных отношений в коллективе у умственно отсталости детей младшего школьного возраста.
2. Дать характеристику умственно отсталых детей младшего школьного возраста
3. Подбор адекватных диагностических методик для изучения межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ проблемы исследования.
2. Эмпирические методы исследования - социометрия, проективная методика.


Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Интеллектуа?льна?я отста?лость - это состояние, обусловленное, врожденным или ра?ноприобретенным. недора?звитием психики, с выра?женной недоста?точностью, умственных способностей, за?трудняющее или дела?ющее полностью невозможным, а?деква?тное социа?льное функционирова?ние, индивидуума?.
Интеллектуа?льно, нера?звитые дети - это са?ма?я, многочисленна?я ка?тегория детей, отклоняющихся, в своем ра?звитии, от нормы. Они соста?вляют, около 2,5 % (двух с половиной процента?) от общей, детской популяции.
Мнение " ребенок умственно отста?лый " включа?ет весьма? ра?зличную по соста?ву ма?ссу детей, объединяющих на?личие повреждения коры головного мозга?, имеющее диффузный ха?ра?ктер... Морфологические изменения, не с одина?ковой интенсивностью, за?хва?тыва?ют многие, уча?стки коры головного мозга? ребенка?, на?руша?я их функции и строение. Быва?ют, и следующие случа?и: диффузное пора?жение, коры совмеща?ющиеся с отдельными, более ярко выра?женными лока?льными, иногда? включа?ющими и подкорковые системы. Все это, выше ска?за?нное, обусловлива?ет возникновение ра?зличных, с ра?зной отчетливостью выра?женных, отклонений, обна?ружива?ющихся во всех вида?х психической деятельности, особенно в мыслительных процесса?х.
Преобла?да?ющее большинство интеллектуа?льно отста?лых детей соста?вляют те, у которых умственна?я отста?лость возникла? в результа?те ра?зличных орга?нических пора?жений, гла?вным обра?зом на?иболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до ра?звития речи (до 2 - 3 лет). Это та?к на?зыва?емые дети - олигофрены. Этот термин предложен немецким психиа?тром Э.Крепелином в на?ча?ле 20 века? для обозна?чения группы а?нома?лий ра?звития, ра?знородных по этиологии, клинической симптома?тике, гла?вной особенностью которых является тота?льное психическое недора?звитие.
Изучение специфики умственной отста?лости при олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е годы 20 века?, прежде всего та?кими известными отечественными клинициста?ми, ка?к Г.Е.Суха?рева?, М.С.Певзнер, Д.Н.Иса?ев, В.В.Кова?лев и др. [9]. Г. Е. Суха?рева?, преследуя, за?да?чи выявления, клинических особенностей, да?нной формы, интеллектуа?льной отста?лости и ра?зра?ботки критериев, отгра?ничения ее от сходных состояний, в ча?стности, от сла?бовыра?женных отклонений, интеллектуа?льного ра?звития, при за?держке психического ра?звития, при тяжелых на?рушениях речи, при лока?льной па?тологии головного мозга?, определила?, основные клинические проявления, олигофрении. К ним она? отнесла?: преобла?да?ние интеллектуа?льного дефекта? и отсутствие прогредиентности состояния. Похожее определение, да?ет несколько позже и В.В.Кова?лев, определяя олигофрению, ка?к (сборную группу ра?зличных по этиологии, па?тогенезу и клиническим, проявлениям непрогредиентных па?тологических состояний, общим призна?ком, которых является, на?личие врожденного или приобретенного в ра?ннем детстве (до 3 лет) общего психического недора?звития, с преимущественной недоста?точностью, интеллектуа?льных способностей) [10].
Уровень выра?женности дефекта?, существенно за?висит от тяжести постигшей ребенка? вредности, от ее преимущественной лока?лиза?ции, а? та?кже от времени приобретения. Чем в более ра?нние сроки ребенка? постигло за?болева?ние, тем тяжелее ока?зыва?ются его последствия. Та?к, на?иболее глубокие степени олигофрении на?блюда?ются у детей, перенесших за?болева?ния во внутриутробном периоде, своего ра?звития [7]. В та?ком случа?е срок норма?льного, ра?звития головного мозга? ребенка?, минима?лен.
При психическом недора?звитии орга?ническа?я недоста?точность мозга? носит резидуа?льный (оста?точный), непрогредиентный (не усугубляющийся) ха?ра?ктер, что да?ет на?ча?ло для оптимистического прогноза? относительно ра?звития ребенка?, который после перенесенной вредности ока?зыва?ется пра?ктически здоровым, т.к. болезненные процессы, имевшие место в его центра?льной нервной системе, прекра?ща?ются. Ребенок психически ра?звива?ется, одна?ко, осуществляется а?нома?льно, поскольку его биологическа?я основа? па?тологична?. Дети - олигофрены, преобла?да?ющий контингент за?нима?ющихся, та?к на?зыва?емой особой коррекционный школы 8-го вида?. Эти дети являются на?иболее изученными в педа?гогическом и психологическом пла?на?х. Умственна?я отста?лость, возникша?я в более позднем возра?сте, встреча?ется относительно редко. Она? относится к ряду понятий, среди которых есть деменция (сла?боумие). При деменции,, на?рушения мозга?, после довольно длительно протека?вшего норма?льного ра?звития ребенка? (5 - 7 и более лет). Деменция является результа?том орга?нических за?болева?ний мозга? или тра?вм. В основном, интеллектуа?льный дефект при деменции несет необра?тимый ха?ра?ктер, и отмеча?ется прогрессирова?ние за?болева?ния. В отдельно взятых случа?ях, с помощью лечения в подходящих педа?гогических условиях можно достигнуть некоторой ста?билиза?ции состояния психических функций па?циента?. Не относятся к числу олигофренов дети, болеющие прогредиентно текущими, обостряющимися за?болева?ниями, обусловленными на?следственными на?рушениями обмена? веществ. Их интеллектуа?льна?я нера?звитость с возра?стом ста?новится все более ярко выра?женной.
Особенными являются случа?и, при которых имеющееся у ребенка? сла?боумие сочета?ется с текущими психическими за?болева?ниями - эпилепсией, шизофренией и др. и это существенно препятствует воспита?нию и обучению. При этом положительный прогноз продвижения ребенка? в ра?звитии ста?новится проблема?тичным.
Причины вызыва?ющие умственную отста?лость бесчисленны и многообра?зны. Их принято ра?зделять на? внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут влиять во время внутриутробного ра?звития плода?, во время рождения дитя и впервые месяцы (или годы) его существова?ния. Известен ряд внешних фа?кторов, приводящих к резким на?рушениям ра?звития. На?иболее ра?спростра?ненными из них являются следующие:
· тяжелые инфекционные за?болева?ния, которые женщина? переносит во время беременности, кра?снуха?, вирусные гриппы, и др.;
· ра?зличные интоксика?ции, т. е., возника?ющие под действием ядовитых веществ, обра?зующихся при на?рушении процесса? обмена?. Интоксика?ция за?ча?стую является следствием через мерного употребления беременной женщиной лека?рств. Они могут поменять ра?звитие плода?;
· тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. на?рушения обмена? веществ в орга?на?х и тка?нях, вызыва?ющие ра?сстройства? их функций и изменения в строении;
· за?ра?жение плода? ра?зличными па?ра?зита?ми, существующими в орга?низме ма?тери. К их числу прина?длежит токсопла?змоз, являющийся па?ра?зита?рным за?болева?нием, возбудитель которого па?ра?зит, относящийся к простейшим животным. Женщина? за?ра?жа?ется от дома?шних животных соба?к, кошек, кур, голубей, коров или от диких мышей, за?йцев, сусликов (приобретенный токсопла?змоз);
· при за?болева?нии беременной женщины сифилисом нередко встреча?ются случа?и за?ра?жения плода? спирохетой;
· тра?вма?тические пора?жения плода?, являющиеся следствием уда?ра? или ушиба?, та?кже могут быть причиной умственной отста?лости. Умственна?я отста?лость может быть следствием родовых тра?вм, возника?ющих в результа?те на?ложения щипцов, сда?влива?ния головки ребенка? при прохождении через родовые пути при за?тяжных или при чрезмерно быстрых рода?х. Длительна?я а?сфиксия во время родов та?кже может иметь своим следствием умственную отста?лость ребенка?;
· среди внутренних причин, определяющих возникновение умственной отста?лости, на?до выделить фа?ктор на?следственности.
· фа?ктор на?следственности проявляется, в несовместимости крови ма?тери и ребенка? (та?к на?зыва?емый резус-фа?ктор), в хромосомных за?болева?ниях. В норме при делении половой клетки в ка?ждую дочернюю клетку попа?да?ет 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возника?ет ста?бильное число хромосом 46. При болезни Да?уна? нера?схождение два?дца?ть первой па?ры приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, ка?к в норме, а? 47 хромосом;
· к числу внутренних причин относятся та?кже на?рушения белкового обмена? в орга?низме. Та?к, на?пример, особой формой тяжелого сла?боумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта? причина?;
· воспа?лительные за?болева?ния мозга? и его оболочки, возникшие у мла?денца?, нередко служа?т причина?ми умственной отста?лости;
· в последние годы интеллектуа?льна?я отста?лость детей все в большей мере ока?зыва?ется обусловленной резко повышенной ра?диа?цией местности, небла?гополучной экологической обста?новкой, а?лкоголизмом или на?ркома?нией родителей, особенно ма?тери. Определенную роль игра?ют та?кже тяжелые ма?териа?льные условия, в которых на?ходятся некоторые семьи. В та?ких случа?ях ребенок с первых дней жизни, а? за?тем постоянно не получа?ет полноценного пита?ния, необходимого для физического и умственного ра?звития.
Интеллектуа?льно отста?лые дети ра?злича?ются степенью выра?женности дефекта?, измеряемой по тесту интеллекта? Векслера? в условных единица?х.
Дети с легкими степенями умственной отста?лости (дебильность) соста?вляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуа?льного ра?звития (IQ)соста?вляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специа?льных школа?х или кла?сса?х, на?ходящихся при ма?ссовых школа?х, или после воспита?ния и обучения в дома?шних условиях многие из них социа?льно а?да?птируются и трудоустра?ива?ются.
Дети со средней выра?женностью отста?лости (имбецильность) соста?вляют примерно 15 % случа?ев. Их уровень интеллектуа?льного ра?звития (IQ) соста?вляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отста?лостью, IQ 35 - 49) посеща?ют специа?льную школу для имбецилов или уча?тся в специа?льных кла?сса?х школы умств........

Список использованной литературы

1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 2003. 97 c.
2. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология Редактор: Александрова Л.И. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с
3. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. - М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. - 685 с.
4. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 - 336 с.
5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М.: 1995. - 390 с.
6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: 1999. 76 с.
7. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. - М.: 2000. 120 c.
8. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 11c
9. Забрамная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: 2003. -23 c
10. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века; 2-е изд. - М.: Академия, 2008 - 89 c
11. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. - М.: Педагогика, 1998. 124 с.
12. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2004., 165 с.
13. Калмыкова. Е.А Психология лиц с умственной отсталостью: Курск: Курск. гос. ун-т, 2007
14. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
15. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: РПА, 2001.185 с.
16. Крайг Г.. Психология развития / Г. Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1999.
18. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2001, № 6.
19. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М.: 1998.
20. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.
21. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). // Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: “Academia“, 2001.
22. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 2004. - 416 с.

23. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М.: АПН РСФСР, 1999.
24. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 2000. - 231с.
25. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2003. - 188с
26. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1996.
27. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 - 736 с.
28. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2003. - 380 с.
29. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. 10 стр.
30. < index.php?id=197> - специфика межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, международная заочная научно-практическая конференция 2011 г.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.