На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82169


Наименование:


Курсовик Застенчивость как одна из особенностей личности ребенка младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 27.11.2014. Сдан: 2009. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ……………...5
1.1 Понятие и особенности проявления застенчивости
1.2 Основные причины появления и развития застенчивости

2 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………...12

2.1 Психологическое поведение застенчивого ребенка и формирование уверенности
2.2 Приемы преодоления застенчивости
2.3 Осуществление индивидуального подхода в работе по преодолению застенчивости

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ И МЕТОДИК,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..24
3.1 Изучение застенчивости у детей младшего школьного возраста с помощью тестов
3.2 Проведение тренинговых занятий по преодолению застенчивости
3.3 Рекомендации для учителей и родителей по устранению застенчивости у детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение
Мировой опыт показал, насколько мало еще известно науке о застенчивости. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом - это Филип Зимбардо - известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.
Известно, что застенчивость - это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость - это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.
Застенчивость - это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии, и поэтому ее с полным основанием можно назвать социальным заболеванием. Характерные для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение станет еще более проблематичным, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем одиночество. Чтобы этого не случилось нам нужно понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.
Все это для того, чтобы создать благодатную среду обитания, где люди смогут оставить построенные ими самими тюрьмы и вновь обрести утраченную свободу слова, действия и человеческого общения.
В нашей работе мы преследуем следующие цели и задачи:
Цель: выявление индивидуальных особенностей личности ребенка младшего школьного возраста.

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме;
2. Дать определение понятию застенчивость;
3. Изучить причины возникновения застенчивости и раскрыть формы ее
проявления;
Методы исследования: метод тестирования; наблюдения; метод интервью; беседа; методы статистической обработки результатов исследования.
Объект: застенчивость, как одно из качеств личности младшего школьного возраста.
Предмет: пути и условия коррекции застенчивости у детей младшего школьного возраста.
Проблема: причины застенчивого поведения ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза: работа над коррекцией застенчивого поведения детей младшего школьного возраста будет обеспечена если:
1. разработать тренинговые занятия.
2. дать рекомендации учителям и родителям по преодолению застенчивости детей.
Многим застенчивость не дает реализовать свои возможности, радоваться жизни и они использовали бы все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы. Но есть и такие, которых не беспокоит их застенчивость, наоборот, они рады, что обладают этим замечательным качеством. Так застенчивость - это проблема или нет? Этот вопрос мы решили рассмотреть в нашей работе.


1 Психолого-педагогические аспекты застенчивости

1.1 Понятие и особенности проявления застенчивости

Застенчивость - понятие растяжимое, у нее очень много разновидностей. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало «легкий испуг». Словарь Уэбстера определяет застенчивость, как состояние «стеснения в присутствии других людей». В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый».
Быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении). Гипертрофированная и спроецированная вовне озабоченность собой и впечатлением, производимым на других, по-английски называется «selfcenseiousness», что буквально означает «самосознательность», но чаше переводится как «застенчивость».
Все же точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Больше всего застенчивость распространена среди младших школьников, но это не значит, что ей подвержены только дети. Значительная часть взрослого населения так же страдает ею и не может избавиться от стеснительности в течении всей своей жизни. В подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах. Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчины. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.
Застенчивость существует в жизни каждого из нас. То, что человек считает своим сокровенным секретом, на самом деле переживает великое множество людей. Составными характеристиками застенчивости являются:
внешнее поведение человека, сигнализирующее другим « Я застенчив»;
физиологические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо и т. д.;
внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.
Различают внутренне застенчивого человека и внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые люди необщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешне застенчивые люди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этого заслуживают и редко становятся лидерами. По сравнению с внешне застенчивыми интравертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении. У них более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться в своем положении. Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они часто делают блестящую карьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат.
Влияние застенчивости на наши действия и поступки очень разнообразны. Наибольшая часть застенчивых людей испытывают страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными людьми, то есть это ситуативно-застенчивые люди. В основном им не хватает социальных навыков и уверенности в себе. Есть хронически застенчивые люди - это те индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза - паралича сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству.
Таким образом, можно сказать, что застенчивость - очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой, а может быть и очарованием юности или совершенством характера. Застенчивость - это часть личного опыта, но ее влияние на себе ощущает все общество.

1.2 Основные причины появления и развития застенчивости

Застенчивость возникает в контексте эмоциональных контактов, в ситуациях, которые хоть в какой-то степени являются эмоциональными. Застенчивость те ситуации, в которых индивид чувствителен к эмоциям, установкам, мнениями действиям других. Наиболее распространенные объекты, способствующие появлению застенчивости, - это собственная личность (или самосознание), тело, любовь, работа, дружба, тесные межличностные отношения или даже короткие контакты, имеющие, тем не менее, для человека особое значение. Застенчивость испытывается преимущественно в ситуациях, когда присутствуют интерес и удовольствие.
О природе застенчивости существует много различных версий. Разные специалисты выдвигают различные варианты ответа:
Исследователи личности убеждены, что застенчивость передается по наследству, точно так же, как умственные способности или рост человека.
Бихевиористы полагают, что застенчивым людям просто недостает социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми.
Психоаналитики говорят, что застенчивость - это не что иное, как симптом, выражение на сознательном уровне бушующих в подсознании глубинных психических противоречий.
Социологи и некоторые детские психологи считают, что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок: мы смущаемся, когда речь заходит о соблюдении общественных приличий.
Социопсихологи утверждают, что застенчивость дает о себе знать с того момента, когда человек говорит себе: «Я застенчив», «Я застенчив, потому что считаю себя таковым и потому что так думают обо мне другие».
В первую очередь необходимо рассмотреть происхождение и развитие застенчивости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как для них эмоциональные отношения всюду являются доминирующими. Один из возможных источников застенчивости может быть обнаружен, если проследить за ранним опытом общения с незнакомыми людьми. Застенчивость проистекает из ошибки познания, которая ведет к реакции на незнакомца как на знакомого человека. Если ребенок часто переживал такие неприятные ощущения, связанные с незнакомыми людьми, он постепенно понимает, что встреча с незнакомцем всегда вызывает застенчивость.
Формирование застенчивости, ее появление во многом зависит от застенчивости, когда она действительно проявляется, либо, создавая условия, предрасполагающие к возникновению застенчивости. Вот некоторые источники застенчивости: представления застенчивого ребенка о самом себе, очередность рождения, чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу, а так же наследование застенчивости.
Застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.
Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах. Для всех первенцев характерно ощущение своей неадекватности, поэтому среди них и больше застенчивых. Они менее популярны, поскольку недостаточно развили у себя те навыки общения, которые свойственны их младшим братьям и сестрам (например, умение убеждать, добиваться расположения и т. д.). Поэтому старшие дети приклеивают себе ярлык «застенчивый». Согласно такой точке зрения, они становятся застенчивыми, так как они не популярны, а не наоборот.
Интересно, но дети абсолютно нечувствительны к проявлениям застенчивости у своих родителей, поскольку для них застенчивость - это нежелательная черта, которая не может присутствовать у их родителей. Из родителей с большой точностью распознают застенчивость у своих детей застенчивые матери. Застенчивые отцы точны в распознавании стеснительности, но они не так точны в определении своих не застенчивых отпрысков. А не застенчивые отцы совсем не чувствуют этой черты у своих детей.
Застенчивость родителей жестко коррелирует с застенчивостью детей. Примерно 70 % родителей награждают своих детей застенчивостью. Однако у застенчивых родителей в семье в основном только один ребенок бывает застенчив, как правило, первенец, а остальные не являются застенчивыми. Причиной являются высокие требования родителей, а так же неосознанное распределение ролей в семье (говорун - пассивный слушатель).
Всем детям необходимо чувство веры. Школа и дом должны защищать от страха, а не быть источником сомнений в собственных силах. Однако школа усугубляет проблему застенчивости. Школа - хорошее убежище для застенчивых детей, если в ней плохие учителя. Как правило, плохой учитель не чувствует застенчивости своих учеников. Те учителя, которые сами страдали застенчивостью, передавали ее своим застенчивым ученикам, так что они лучше чувствовали их присутствие.
У людей с детских лет привыкших к коллективу, любящих работу в коллективе, застенчивости либо совсем нет, либо она слабо выражена. Застенчивость могут активизировать презрение, насмешка со стороны других или себя самого, а так же вызываться критикой, но может возникнуть и в ответ на похвалу. Так как в этой ситуации присутствует,........

Список использованных источников

1 Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в ребёнка: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав - М.: Педагогика, 2000.-180с.
2 Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Просвещение, 1999.- 126с.
3 Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С. 248- 267.
4 Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас - М.: Владос, 1996.- 210с.
5 Возрастная и педагогическая психология: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / В. В. Давыдов [и др.]. М.: Просвещение, 1997.- 274с.
6 Волков, Е. М. Трудные дети или трудные родители? / Е. М. Волков.- М.: Профиздат, 2002. - 96 с.
7 Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. -Л.: Медицина, 1990г. -176с.
8 Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1997. -224с.
9 Коломенский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1976.- 246с.
10 Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко [и др.]. - М.: Просвещение, 2001.- 195 с.
11 Немов, Р. С. Психология: в 3 ч. Ч. 2: Общие основы психологии / Р. С. Немов. -М. : ВЛАДОС, 2002. - 576с.
12 Практическая психология: учеб. пособие/ С. В. Кондратьевой [и др.]; под общ. ред. С. В. Кондратьевой.- М.: Феникс, 1997. - 212с.
13 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 529с.
14 Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн.- М.: 2007.- 96с.
15 Коломинский, Я.Л. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Я. Л. Коломинский. - М.: Знание, 2006.- 246с.
16 Коломенский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломинский.- М.: 2005. - 174с.
17 Коломенский, Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. - М.: Знание, 2005. - 96 с.
18 Кочубей, Б. Лики и маски тревоги / Б. Кочубей // Воспитание школьника. - 2004 - №6. - С. 34-41.
19 Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1998 - №2 - С. 15-22.
20 Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 2000.- 124с.
21 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной.- Самара: Феникс, 1999. - 672 с.
22 Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер.- М.: Инфра, 1999.- 248с.
23 Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.- М.: Просвещение, 1989.- 258с.
24 Руденский, Е. В. Психотехника общения / Е. В. Руденский.- Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990.- 168с.
25 Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни.- М.: Лань, 1997. - 240с.
26 Цукерман, Г. А. А ведь была отличницей / Г. А. Цукерман // Семья и школа. - 1990. - № 12. - С. 29 -27.
27 Цукерман, Г. А. В школе все резко изменилось…/ Г. А. Цукерман // Семья и школа. - 2003. - № 10.- С. 14 - 16.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.