На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82205


Наименование:


Курсовик Византия и Русь. Проблема цивилизационного воздействия Византии и развитие древнерусской цивилизации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 30.11.2014. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



План
Введение
1. Эволюция отношений Древнерусского государства с Византией
1.1. Основные этапы взаимоотношений двух стран
1.2. Русско-византийские договоры
1.3. Влияние Византии на Русь как цивилизационный фактор развития восточных славян
2. Крещение Руси и влияние византийской духовности на исторический путь России
2.1. Проблема выбора веры на Руси.
2.2. Причины принятия князем Владимиром христианства по византийскому образцу.
2.3.Значение принятия христианства Русью.
3. Культура Византии и её влияние на формирование христианской культуры Руси.
3.1. Развитие древнерусской литературы.
3.2. Музыкальное искусство
3.3. Церковная живопись и архитектура
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия - одной из важнейших основ византийской культуры.
В последние годы наблюдается значительный рост интереса образованных кругов российского общества к истории и культуре Византийской империи. Этому способствовало и отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси.
Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет, назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью сохраняется и в России, и за рубежом. О чем свидетельствует проведенный в августе 1991 г. в Москве 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира. Проблема отношений Руси и Византии была на данном конгрессе одной из самых приоритетных.
Главной же причина, сделавшая востребованной «византийскую тему», состояла и состоит в том, что Русь снова, как и тысячелетие назад, оказалась ныне перед судьбоносным выбором дороги в будущее. Снова на самом разном уровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в ее истории.
Актуальность данного исследования обусловлена попыткой решения вопроса об истинном влиянии Византийской цивилизации на становление и дальнейшее развитие русского государства.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью уяснить суть и содержание взаимного влияния Руси и Византии, изучить эволюцию их отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован при изучении курса « История Мировых цивилизаций», при изучении истории философии, социальной философии, теории и истории культуры.
Проблема цивилизационного влияния Византии на Русь нашло отражение в исследованиях многих отечественных учёных, в том числе в трудах: А.А.Васильева, Ф.И.Успенского ; Н.В.Пигулевской , Л.Н.Гумилева, Литаврина Г. Г. , Ю.М.Лотмана, Н.Тальберга и других, которые использовались автором данной работы.
Объект исследования - сущность русско - византийских отношений.
Предмет исследования - содержание и многоплановость цивилизационного влияния Византии на Русь.
Цель исследования - изучить характер и основные направления влияния Византии на развитие древнерусской цивилизации, права, культуры и духовности.
Задачи исследования:
· проследить эволюцию отношений Древнерусского государства с Византией;
· показать значение крещения Руси по византийскому обряду и влияние византийской духовности на исторический путь России;
· сформировать представление о влиянии культуры Византии на формирование христианской культуры Руси.

1. Эволюция отношений Древнерусского государства с Византией

1.1. Основные этапы взаимоотношений двух стран

Большую роль для Византии в IX-X в.в. играли её взаимоотношения с соседями, особенно с северными народами, т.к народы населявшие этот регион переживали в тот момент очень бурные социально-экономические перемены.
На северных берегах Черного моря возникло новое сильное государство - Киевская Русь - и его роль в политической ситуации возрастала постоянно.
Военные походы на Византию славяне несколько раз совершали уже в VI в., о чем свидетельствуют сочинения византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал, что славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом обшим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у 16 других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э.
Восточные славяне занимали в указанный период большую территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - важный этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо около 15 объединений восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию.
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.
Существовало ополчение во главе с тысяцкими и сотскими. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.
Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань
Неуклонно следуя излюбленному принципу «разделяй и властвуй», византийская дипломатия считала своей основной задачей предотвращение распространения русского влияния на Причерноморье и выхода Руси к Черному морю.
Борьба длилась несколько веков, причём Русь, в основном, использовала наступательную стратегию и тактику. Отсутствие общей границы с Византией не приводила к постоянным вооружённым столкновениям. Русь обладала тем преимуществом, что была в состоянии время от времени наносить чувствительные удары по важнейшим византийским центрам. Византия в ответ действовала чужими руками, натравливая на Русь соседние народы. Однако империя была вынуждена постепенно сдавать одну позицию за другой.
В IX в. в Византии начался подъем крупных городов. Расширялись экономические связи с соседними народами. В IX веке произошли перемены в экономической и политической жизни восточных славян. Развивалось ремесло, торговля, распространялось пашенное земледелие, возникали и росли города. Происходила политическая консолидация восточнославянских племен в единое Русское государство.
Рост могущества Древнерусского государства вызвал тревогу у византийских политических деятелей, т.к. угроза военных набегов славян была постоянной.
Правители Византии были готовы даже, исходя из соображений безопасности и предотвращения набегов славян, поступиться торговыми преимуществами. Да и торговля не всегда была делом безопасным, т.к. купцы - варвары часто соединяли торговлю с грабежом, а правители Киева, стремясь утвердить свои права на международной арене, не останавливались перед чисто грабительскими походами в чужие земли. Чрезвычайно заинтересованное в установлении регулярных отношений с Константинополем, Древнерусское государство силой оружия шаг за шагом преодолевало преграды, созданные усилиями византийской дипломатии.
Первым этапом в развитии византийско - русских отношений было установление торговых регулярных связей Руси с византийской колонией в Крыму - Херсоном. Позднее были установлены и прямые связи с Константинополем, которые затруднялись тем, что за выход в Черное море следовало заплатить пошлину - десятину. Торговали славянские купцы мехами белок и чернобурок, а также холодным оружием.
Второй этап отношений - попытка русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии. Византийцы знали русских задолго до их появления под стенами Константинополя. По свидетельству византийских историков русские торговали с Амастридой ещё до середины IX в. , что не помешало им город и разграбить. Совершали они и грабительские набеги на провинции Византии, причерноморские города. Однако вскоре «устраивается некоторое примирение и соглашение» русских с греками. Часть награбленного была возвращена, пленные освобождены. Византийцы презрительно относились к русским ещё и потому, что считали их отсталыми язычниками.
Согласно легенде о захвате Киева Олегом, путешествие купцов с товарами по Днепру в Византию -........

Список использованной литературы

1. Васильев А.А. История Византийской империи. - Спб.: Алетейя, 1998. -490с.
2. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. Издательство Юна. 1992 , - 272с.
3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях е главнейших деятелей. Ростов - на - Дону.: Феникс,1997, Т.1, 637 с.
4. Курбатов Г.Л. История Византии. - М.: Высшая школа, 1984. - 207с.
5. Ключевский В.О. Русская история .- М.: Эксмо,2005, 909
6. Лебедев Л. Крещение Руси. М.: Рус. Хронографъ, 2003. - 317с.
7. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв.: Проблемы истории одного столетия: 976-1081 гг. М.: Издательство Наука, 1977. -
8. Литаврин Г.Г.Византия, Болгария, Древняя Русь (IХ-начало XII в.) 2000,- 398 с.
9. Литаврин Г.Г.Византия и славяне. 2001, -608 с.
10. Памятники древнерусской литературы XI - начала XII века. М., 1978 .
11. Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия и славяне. JL: Наука, 1976.-240с.
12. Полевой Н.А. История русского народа. М.: Вече, 1997, Т.1, 635с
13. Тальберг Н.Д. История христианской Церкви.2008.-, 960с





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.