На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82223


Наименование:


Курсовик ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I.Значение военной и судебной реформ для государства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 30.11.2014. Сдан: 2014. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 78.

Описание (план):


Министерство науки и образования РФ
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный университет


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность реформ государственного управления……………………..5
1.1. Основные задачи реформы центральных органов власти и управления………………………………………………………………….5
1.2. Сущность реформы местного и городского управления……11
2. Значение военной и судебной реформ для государства……………..16
2.1. Значение военной реформы .…………………………………16
2.2. Этапы реформы судебных органов…………………………..19
3. Абсолютная монархия как основа государственных реформ
Петра I……………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….35


Введение

Петровская эпоха неизменно привлекает к себе внимание, как профессиональных исследователей, так и простых любителей истории. Реформы, проведенные Петром, считаются, и вполне правомерно, одним из важнейших периодов в истории России, а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность, наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона, как самого значительного монарха раннего европейского Просвещения. В то же время, оценки значимости того, что произошло в начале XVIII в., весьма разнообразны, нередко прямо противоположны.
Расхождения наблюдаются уже в вопросе об обусловленности петровских преобразований и их взаимосвязи с предшествующей эпохой. Если одни видят в них революционный, по сути, разрыв с прошлым, то другие - напротив естественную эволюцию, развитие тех процессов, которые определились уже в XVII в. Следует отметить, что, по мере развития исследования этих периодов, число сторонников закономерности петровских реформ растет.
Чаще всего среди предпосылок петровских преобразований называют усиление центральной власти, консолидацию высших слоев общества на основе слияния поместной и вотчинной форм землевладения, появление мануфактур и развитие торговли, все более активные связи с Западом и т.п. Обращается также внимание на настоятельную необходимость реформ с целью преодоления отсталости России. Впрочем, по мнению «славянофилов», эти реформы были не только не нужны, но, наоборот, крайне вредны для России.
Такие разносторонние мнения делают актуальной тему изучения государственных реформ Петра I.
Объектом курсовой работы является история России.
Предмет курсовой работы - государственные реформы Петра I.
Цель курсовой работы является изучение предпосылок государственных реформ Петра I, их проведение и последствия.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
- выявить основные задачи реформы центральных органов власти и управления;
- определить сущность реформы местного и городского управления;
- изучить значение военной реформы для государства;
- рассмотреть этапы судебной реформы;
- проанализировать абсолютную монархию как основу государственных реформ Петра I.


1. Основные задачи реформ управления.

1.1 Реформы центральных органов власти и управления.

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).
Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.
После прекращения созывов Земских соборов Боярская Дума оставалась, по сути, единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.
Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII века: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия - учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.
Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил Сенат в качестве временного учреждения. В указе Петра I об учреждении Сената говорится: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления…». Всем лицам и учреждениям велено беспрекословно выполнять се­натские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он осуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата, контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Связь с губерниями и руководство губернаторами Сенат осуществлял через двух комиссаров, выделенных от каждой губернии. Комиссары подавали запрашиваемые от губерний сведения, получали сенатские указы для последующей отправки в губернии.
Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. В указе Петра I Сенату говорится: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також - в зборе казны и протчего. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу». С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали должностные инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения - губерния как основная административная единица оказалась слишком гро­моздкой, ибо включала громадную территорию.
Замена старых приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями - была проведена в 1718-1721 гг. К концу XVII века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Эту громоздкую и нестройную систему заменили 13 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали тоже три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом - Берг-коллегии, внешней торговлей - Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. В связи с ликвидацией поместной формы землевладения функции Вотчинной коллегии стали иными: она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.
На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708-1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы как органы местного городского самоуправления были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтоб он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан.
Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К первым относились купцы и цеховые ремесленники, ко вторым - «подлые» люди, живущие в наймах и в черных работах, то есть обездоленная масса городского населения, лишенная права участвовать в выборах органов городского самоуправления. Регулярные граждане в социальном отношении резко отличались друг от друга. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности. Организация Синода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший правительствующий Синод по образцу светских коллегий состоял из назначенных царем представителей духовенства, контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор Синода.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.
Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров.
Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные военнослужащими сухопутной армии, и т. д..
Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учрежден........

Список литературы
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. - Санкт-Петербург: Изд-во "Питер", 2010. - 592 с.
3. Арсланов Р.А. и др. История России с древнейших времен до начала XX века. Учебник для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
4. Архипкин И.В. Формирование основ института местного самоуправления в России в XVI-XVIII веках // Сибирский юридический вестник. - 2004. - №4. - С.4-8.
5. Башенькина И.С. и др. Лекции по истории России. Лекции по истории России (IX - XX вв.): Курс лекций. - Вологда: ВоГТУ, 1999. - 107 с.
6. Безгин В.Б. История российского крестьянства. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 108 с.
7. Беляев И.Д. История русского законодательства. - СПб.: Лань, 1999. - 640 с.
8. Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого (по изданию 1902 г.). - М.: Наука, 2002. - 582 с.
9. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: АСТ, 2001. - 601 с.
10. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 800 с.
11. Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. - М.: 2006. - 320 с.
12. Дворниченко А.Ю. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский; под ред. И.Я. Фроянова. - М.: УИЦ «Гардарики», 2002. - 445 с.
13. Жукова В.Ю., Кольцова И.А. (ред.) Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Часть 1. Учебное пособие для студентов вузов: В 2 ч. / Под ред. В.Ю. Жукова, И.А. Кольцова. Ч. 1. Россия в IX - начале XX века. СПб гос. архит.-строит. ун-т. - СПб.: Питер, 2006. - 225 с.
14. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. - М.: Юрист, 2009. - 336 с.
15. Зуев М.Н. История России. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство, 2011. - 655 с.
16. Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юр. вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 544 с.
17. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
18. Ключевский В.О. История сословий в России. - М.: 2002. - 264 с.
19. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Милова. - М.: Эксмо, 2010. - 768 с.
20. Никулин Р.Л. Проблемы истории экономического развития России. Часть 1. IX век - первая половина XIX века. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.
21. Павленко Н. И. Петр Великий. - М.: Издательство: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. - 832 с.
22. Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII век): Уч. пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 162 с.
23. Орлова С. А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России // Правоведение. - 2000. - №2. - С.227 - 235.
24. Серов Д. О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. Монография. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. - 488 с.
25. Серов Д.О. Надворные суды в судебной системе России (1719-1727 гг.) // Журнал российского права. - 2004. - №12.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.