На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82322


Наименование:


Реферат РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ПСИХОЛОГОВ В РАЗРЕШЕНИИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 2.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Конфликт в школе …………………………………………………………………5
1.1. Понятие и особенности педагогических конфликтов ……………………………….5
1.2. Виды и группы педагогических конфликтов ………………………………………...7
Глава 2. Причины возникновения педагогических конфликтов………………………...11
Глава 3. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов…………………..18
3.1. Урегулирование педагогических конфликтов …………………………………...…..18
3.2. Способы и методы разрешения педагогических конфликтов..……………………...21
Заключение …………………………………………………………………………………..26
Список литературы ………………………………………………. ………………………...28
Пример анализа конфликта …………………………………………………………………29


ВВЕДЕНИЕ

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказались в состоянии войны всех против всех.
Но надежда на возможность взять верх над разрушительной стихией всеобщей ненависти не умерла. В исторической памяти человечества на века сохранились имена тех мудрых правителей, которые славились искусством разрешения самых запутанных споров.
К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности: Анаксимандр, Гераклид, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон и другие. Их достижения послужили идейной основой современной конфликтологии, ставшей самостоятельной наукой лишь к середине ХХ века.
Конфликтология - это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Следует отметить, что конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины - «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.
Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания ярко проявляется конфликтогенность педагогического социума.Проблемами конфликтов в школьной среде занимаетогромное значение в нашей жизни. Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Таким образом, целью данной работы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов и групп педагогических конфликтов;
2. Изучение причин возникновения конфликтов в школе;
3. Изучение способов и методов, а также определение роли социальных работников и психологов в урегулирования и разрешения педагогических конфликтов.
Объектом работы является педагогический конфликт.


Глава 1. Конфликт в школе

1.1. Понятие и особенности педагогического конфликта
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность педагогического общения.
На сегодняшний момент в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки поднять вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических [11].
Конфликт в психологии определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями"[5, c.976].
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так[1, c.47].
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия.
Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно[8, c.184].
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: "Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы[15, с. 365]. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива".
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости" учеников.
Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:
1. профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
2. участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
4. различное понимание событий и их причин участниками (конфликт "глазами учителя" и "глазами ученика" видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
5. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда приходится помнить учителю;
6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
7. всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [9, c.118].
Отражением противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы [2, c.461].
Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:
1 фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;
2 фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта;
3 фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений [8, c.146].

1.2. Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом.
На среднем уровне линии противоречий проходят:
• между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) - с другой;
• между администрацией и родителями;
• между администрацией учебных заведений и учащимися.
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель - ученик» и «родитель - ученик» [9, c.123-135].
Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на макроуровне могут возникнуть противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) - с другой.
На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений).
К среднему уровню можно также ........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. - c. 614.
3. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб.пособие для студентов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - с. 487.
4. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. - с. 145.
5. ГоловинС.Ю. Словарь психолога-практика / 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - с. 994.
6. Гришина В.Н. Психология конфликта. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - с. 478.
7. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Социальная регуляция в системе управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. № 2. - с. 186.
8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - с. 231.
9. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. № 2. - с. 158.
10. Материалы интернет-сайта www.azsp.ru
11. Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru
12. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. - М.: Наука, 1991. - с. 205.
13. В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др. Конфликтология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. - с. 589.
14. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии - с. 231.
15. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - с. 418.
16. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения; М.: Наука, 1990 - с. 196.
17. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. - с. 144.
18. Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении; М., 1993. - с. 307.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.