На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82324


Наименование:


Курсовик ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОКОВРЕСУРСОВ В СТРАННАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 02.12.2014. Сдан: 2013. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Ведение 3
1. Рынки ресурсов и их особенности в переходной экономике 5
1.1 Рынки ресурсов. Рынок труда 5
1.2 Рынок капитала 11
1.3 Рынок земли. 16
1.4 Рынок предпринимательских способностей 19
2 Рынки ресурсов в Беларуси и особенности их функционирования 21
2.1 Рынок труда 21
2.2 Рынок капиталов 27
2.3 Рынок предпринимательских способностей 32
2.4 Рынок земли 34
Заключение 38
Литература 40


Ведение
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.
Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.
Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему.
В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных, форм собственности негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный , неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.
Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.
Переходная экономика нашей страны и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность «нашей» переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем.
Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.
Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).


1. Рынки ресурсов и их особенности в переходной экономике

1.1 Рынки ресурсов. Рынок труда

Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.
Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций - это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Эти и множество других определений рынка и рыночной экономике встречаются в экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. А переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах - сложный, многофакторный и длительный процесс.
Этим не исчерпывается многообразие определений. Вполне уместно и достаточно руководствоваться дефиницией рынка с точки зрения институциональной теории, которая определяет понятие «рынок» как совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:
частная собственность; добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов; конкуренция.
Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. Рынки характеризуются также по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зрелости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям. Что бы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления, с характеристиками видов и прав собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, соотношения спроса и предложения, цен, а также рыночной инфраструктуры; т.е. совокупности учреждений государственного, частного и общественного секторов, обеспечивающей функционирование экономики на рыночных принципах и ценностях, реализующей их организационно-институциональное оформление (учреждения, биржи, ассоциации и т.д.). Наряду с организациями и учреждениями, ключевую роль играют рыночные институты, закрепляющие и развивающие фундаментальные рыночные ценности: институт частной собственности и свободы предпринимательства, институт свободной и честной конкуренции и др. Для полного воплощения института частной собственности (в том числе стимулирующего личную ответственность, мотивацию труда, эффективность производства и т.д.) необходимо создавать и обеспечивать уровень зрелости: рыночного правового государства (право собственности, договорное право, правовые нормы на микроуровне, патентное право и т.д.); конкурентной среды (конкуренция социальных интересов, антимонопольное законодательство, защита прав Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов). Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию. В соответствии с четырьмя группами факторов производства различают и четыре основных вида доходов: земельную ренту, заработную плату, процент, предпринимательский доход (прибыль), которые называются платой за услуги этих факторов. В условиях рыночной экономики все факторы производства покупаются и продаются, и рынок этих факторов имеет дело с ценой каждого из них, или его доходом. Но поскольку речь идет об оплате услуг, предоставляемых фактором, а не факторе как таковом, то заработная плата рассматривается как плата за услуги рабочей силы, процент - плата за «услуги» капитала, рента - за «услуги» земли и прибыль - плата за предпринимательские услуги. Заработную плату, арендную плату, процент за использование капитала можно объединить понятием «прокатной оценки (цены)», или стоимости услуг любого фактора за определенный период времени его использования. Цена самого фактора (капитальная цена актива) равна современной стоимости (современная стоимость платежа, осуществляемого в некоторый момент в будущем, представляет собой сумму, которую необходимо было бы вложить сегодня, чтобы получить указанную выплату к этому моменту) всех связанных с ним настоящих и будущих платежей за использование этого фактора (актива). Рынок факторов производства, как один из секторов рыночной экономики, функционирует по законам спроса и предложения, но при этом нужно иметь в виду, что спрос на факторы - это не первичный (как на рынке конечных товаров и услуг), а вторичный спрос, поскольку предприниматель приобретает их не для удовлетворения личных потребностей, а для производства конечной продукции, приносящей прибыль. В этом его отличие от первичного, конечного спроса домашних хозяйств на товары и услуги. И общий объем потребности бизнеса в факторах производства определяет совокупный спрос на них. Рынку предложения факторов производства также присущи специфические черты.
Следует отметить, что в переходных экономиках, в том числе в России, эти ключевые рыночные институты еще недостаточно развиты. Наследие командно-административной системы преодолевается с большим трудом, в экономике монополии сохранились, и многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики внешнему миру и освоения государством методов антимонопольной политики постепенно зарождается конкурентная среда. Созданы почти все базовые элементы рыночной системы: негосударственные финансовые учреждения (коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и т.д.), а также рыночные финансовые механизмы и инструменты (бюджет, налоги, валютный курс и т.д.). Но для ее полноценного функционирования необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала и совершенствование созданных институтов, например, налоговой системы, а также формирования новых институтов: рынков капитала, земли, труда, которые пока находятся в зачаточном состоянии. Все это требует комплексных и последовательных мер по укреплению института частной собственности, проведению эффективной приватизации, совершенствованию механизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников (путем создания новых рабочих мест, развития мелкого и среднего бизнеса в органической связи с крупными предприятиями, формирования механизмов межотраслевого и межрегионального переливов рабочей силы и т.д.). Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).
Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд является самым значимым из всей совокупности факторов. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП. В этом контексте труд в рыночной экономике имеет форму рабочей силы, или способности человека к трудовой деятельности, которая продается и покупается на рынке труда (точнее, услуг рабочей силы).
Исходя из этого, рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это прежде всего условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое. Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. При этом главную роль играют: методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и при этом сводящие к минимуму инфляционное деление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов с целью большей продуктивности.
Для эффективности функционирования рынков рабочей силы в условиях свободы предпринимательства требуется соответствующая экономическая инфраструктура, характерная для развитой рыночной экономики - частная собственность, конкуренция, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.
Разграничение сфер влияния рынка и государства во многом является центральным моментом экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Эта фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по-разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых странах.
В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с развитием высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду (фирм, организаций), требующую от компаний гибкого реагирования на рыночные сигналы. Жесткое регулирование препятствует как экономическому росту, так и реструктуризации экономики, вызываемой ростом информационных и телекоммуникационных технологий, глобализацией, а также динамичными изменениями в окружении компаний.
Несмотря на различия в степени и методах регулирования рынка, равитые страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем: повышение производительности труда и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»; рост степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих компании как факторов создания информационного (знания) и инновационного потенциалов фирм, определяющих их конкурентоспособность на рынке; совершенствование системы образования (его направлений и качества) с учетом структурной трансформации и меняющихся требований рынка; сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их структур для роста производительности труда и создания новых рабочих мест.
Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это создание и развитие законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, новой культуры деловых отноше........

Литература
1. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 70 с.
2. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: Учеб. пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480 с.
3. Национальная Экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. Ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
4. Оценка бизнеса / В.Е.Есипов, Г.А.Маховикова, В.В.Терехова.: ПИТЕР,2002.-416 с.
5. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 538 с.
6. Экономика предприятия / Г.З. Суша. - Москва : "Новое знание", 2003. - 384 с.
7. Экономика региона: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Борисевича. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 432 с.
8. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И.Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 664 с.
9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь - < >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.