Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82347


Наименование:


Реферат Шесть мужских богов-олимпийцев в искусстве

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 03.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Введение ______________________________________________
3
2 Зевс (Юпитер) _________________________________________
5
3 Посейдон (Нептун) _____________________________________
12
4 Гефест (Вулкан) ________________________________________
15
5 Арес (Марс) ___________________________________________
19
6 Гермес (Меркурий) _____________________________________
22
7 Аполлон (Феб) _________________________________________
28
8 Список используемой литературы__________________________
32
9 Приложения___________________________________________
33


ВВЕДЕНИЕ
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звезды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья — все это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Солнце представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимся против темного божества — ночи; вулкан, выбрасывающий потоки лавы на далекие расстояния, был великаном, дерзающим нападать на небо; когда же извержение прекращалось, то это означало, что Юпитер-победи-тель сбросил дерзновенного в преисподнюю (Тартар); буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснить землетрясение, древние народы говорили: «Нептун ударил землю своим трезубцем». Для пояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы. Перевороты в природе, даже повседневные происшествия порождали их.
В первоначальную эпоху появления мифов изображения богов не были, так сказать, портретами богов, а только их символами, причем голове старались придать характерные для каждого бога черты или поворот, руки держали множество атрибутов; часто благодаря слишком большому количеству этих атрибутов изображения становились страшными или комическими. С ними обращались как с людьми: мыли их, умащивали душистыми маслами и мазями, одевали и украшали драгоценностями. С течением времени искусства усовершенствовались, и греки уже всегда придают своим богам человеческие формы, «потому что, — как говорит Фидий, — мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». Статуи становятся тогда настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами; масса путешественников начинает посещать храмы, движимая уже не одной только набожностью, но и желанием полюбоваться этими прекрасными изображениями.
Выбор вершины Олимпа как местопребывания богов объясняется тем, что греки считали эту гору самой высокой на свете, а так как они не могли себе представить богов вечно парящими в небесной высоте, то они и избрали эту гору, вершина которой, покрытая вечными снегами и ок-руженная облаками, казалась им недоступной. Вера в этот миф была поколеблена математиком Ксенагором, давшим в точных и определенных цифрах размеры этой горы. По небесному своду был проложен путь (Млечный Путь), по которому боги отправлялись на Олимп для торжественных собраний. Эти божественные собрания воспевались на разные лады поэтами; когда же учения философов поколебали веру в богов, сатирические писатели принялись их описывать в комическом виде.


ЗЕВС (ЮПИТЕР)
Зевс, как повелитель богов и смертных, представлял в физическом отношении ту жизненную силу, которой проникнуто все во вселенной; в моральном же отношении он представлял звено, связывающее человечество, был охранителем договоров и клятв, покровителем бедных и просящих и всех тех, кто не имел иного крова, кроме неба. «Видишь ли ты, - говорит Еврипид, - эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это - Зевс, верховный бог». А Варрон, приводящий в своем сочинении эти слова, прибавляет: «Вот почему ему воздвигают храмы без крыш, дабы лучше видеть небо, или самого бога, и говорят, что его следует призывать в свидетели только под открытым небом». Действительно, все храмы, посвященные Зевсу, были без крыш, и только храмы в честь богов земли были закрытые. Так как Зевс олицетворял собой свод небесный, то греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это народное поверье. Его Прометей, желая принять участие в заговоре против Зевса, придумывает следующую хитрость, дабы бог не мог его видеть. «Молчи, - говорит он, - не произноси здесь моего имени; я погиб, если Зевс увидит меня здесь; но если ты хочешь, чтобы я тебе рассказал о том, что происходит на Олимпе, возьми этот зонтик и держи его раскрытым над моей головой; тогда боги не увидят меня».
Искусству было трудно передать в человеческих формах олицетворение Зевсом свода небесного. Сохранилась, однако, одна древняя камея, изображающая Зевса сидящим на троне, поставленном на парусе, надутом ветром; парус держит над своей головой Посейдон, бог воды, намекая тем, что Зевс парит над поверхностью вод. Свод небесный, который должен олицетворять Зевс, представлен здесь зодиакальными знаками, расположенными вокруг фигур богов. В искусстве Зевс почти всегда изображается в виде сильного и прекрасного мужчины в цвете лет с бородой; отличительными символами его являются орел, скипетр и громовые стрелы (перуны). Длинные волосы его разделены на лбу, верхняя часть туловища обнажена, грудь широкая, но не атлетического сложения (Прил. 1 на стр. 33). Зевс носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громоносные стрелы (перуны), которые Зевс держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога; все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, - все поражались этими стрелами (Прил. 3 на стр. 35). Культ Зевса Громовержца был весьма распространен в Греции. Римляне воздвигли в честь его храм в Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней. Очень часто Зевс держит на руке богиню победы Нику в знак того, что он покровительствует состязающимся и дарует победу; он тогда носит название Зевса Победоносца, или Никефорийского.
О богине Нике нет отдельного мифа, но на памятниках искусства она часто изображается, в особенности на монетах. Ее обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку. Современные художники почти не изменили этого типа: на памятниках Победу продолжают изображать и теперь в виде молодой крылатой девушки с лавровым венком в руках.
По мнению греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит Зевсу. Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы. Орел исполняет многие поручения богов – так, например, он приносит Зевсу-ребенку нектар (божественный напиток), которым поят его нимфы на острове Крите. Он, по повелению Зевса, похищает ганимеда, который затем на Олимпе исполняет обязанность виночерпия богов. Этот прекрасный юноша был сыном царя Троя; Зевс, восхищенный его красотой, приказал орлу похитить его, находя, что земля – недостойное местопребывание для Ганимеда. Ганимед пас стада своего отца, когда орел, схватив его в свои могучие когти, унес на Олимп. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил его, показав ему сына, причисленного к сонму богов; он поместил его также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Этот миф пользовался большой популярностью среди художников; сохранилось много камей, статуй и живописных изображений. Рубенс и Корреджо писали картины на эту тему (Прил. 4 на стр. 36), но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембранта в Дрезденской галерее. Великий голландский художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашонку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрант вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность (Прил. 5 на стр. 37). Но надо полагать, что, обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, вряд ли бы Зевс, бог греков и римлян, нашел, что земля недостойна его.
Зевс считается покровителем гостеприимства; он часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны. Придя однажды во Фригию вместе с Гермесом, который отвязал свои крылья, чтобы не быть узнанным, Зевс напрасно стучался во многие дома, прося приюта, - всюду им отказывали; наконец они подошли к маленькой хижине, покрытой соломой, хозяева которой, Филемон и Бавкида, радушно принимают их. Несмотря на бедность и лишения, муж и жена, уже старики, сумели сохранить в себе сострадание и другие добродетели. Впустив в хижину гостей, они принялись приготовлять скудную трапезу, боясь что гости не найдут ее обильной; они решили пожертвовать своим единственным гусем, но птица, преследуемая по всей хижине Бавкидой, нашла себе убежище у ног Зевса, не позволившего зарезать ее. Какого же было удивление хозяев, когда они заметили, что кушанье на столе и вино в кубке, вместо того чтобы убывать, увеличивались. Испуганные, обратились они к своим гостям, прося открыть им, кто они такие, и извиняясь за свой жалкий обед. Зевс сказал им, кто он и его спутник, и приказал им следовать за собой на вершину одной горы, позволив им высказать какое-нибудь желание, обещая его исполнить. Нежно любя друг друга, они оба пожелали умереть одновременно. Придя на гору, Филемон и Бавкида увидали, что вся местность и все дома. Окружавшие их хижину, покрыты водой, и хижина их превратилась в величественный храм. Зевс назначил их хранителями этого храма. Там прожили они до глубокой старости, не зная болезни и дряхлости. Однажды, сидя друг перед другом на ступенях храма, они заметили, как тела их начинают превращаться в древесные стволы; поняв, что наступает их последний час, они нежно простились и умолкли навеки. Два прекрасных дерева остались по бокам храма охранять вход в него.
В честь Зевса Олимпийского были учреждены празднества в Олимпии в Элиде, известные под названием Олимпийских игр. Это были общественные игры, в которых принимали участие греки всех племен и всех земель. В самом храме находилась знаменитая статуя Фидия, вся из золота и слоновой кости (Прил. 2 на стр. 34). Она изображала Зевса в сидячем положении, но была таких размеров, что касалась потолка; бог держит в одной руке Нику, а в другой – украшенный драгоценными металлами скипетр с орлом на верхушке. Остров Крит считался местом рождения Зевса, одно из названий которого – Зевс Критский. На тот же остров привез Зевс похищенную им Европу. Она была дочерью тирского царя и славилась своей необычайной красотой. Зевс, увидав ее, так прельстился ею, что решил похитить ее. Он превращается в белого быка и присоединяется к стадам тирского царя; Европа вместе с подругами любуется красотой быка, который позволяет им приблизиться к нему и гладить его. Молодые девушки украсили его рога венками; наконец, Европа, резвясь, села на него; тогда бык бросился с ней бежать к морю, переплыв его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы Минос.
Миф о похищении Зевсом Европы служил излюбленной темой для художников древних времен; в особенности часто изображался он на резных камнях и камеях. Паоло Веронезе написал картину на этот сюжет и по своему обыкновению одел действующих лиц в роскошные, современные ему костюмы. В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему. Голландец Бергхейм передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нем толстую крестьянку, которую вряд ли греки, поклонники красоты и красивых форм, согласились бы признать богиней (Прил.6-7 на стр. 38-39).
Известен миф о любовной связи верховного бога к царице Ио. Однажды Юпитер спустился с небес к прекрасной царице, но Юнона (жена Юпитера, греч. - Гера) из ревности решила проследить за супругом. Юпитер превратил девушку в белоснежную корову, однако этим не спас ее, Юнона потребовала животное в подарок, а после поручила великану Аргусу стеречь ее. Меркурий по поручению Юпитера игрой на свирели усыпил стража, но Юнона не оставляла соперницу - она послала к ней жестокого овода. От боли корова бежала в Египет, и там Юпитер вернул ей женский облик. На берегах Нила у Ио родился сын Эпаф, которого древняя традиция считала первым царем Египта (Прил. 8 на стр. 40).
Акрисию, царю Аргоса, было предсказано, что он погибнет от руки внука. Акрисий имел единственную дочь Данаю и решил обезопасить себя, посадив ее в медную башню. Но от вездесущего Зевса так просто не уберечься, если страсть охватит его! Громовержец проник в башню откуда вторжения не ждали - с небес. Он обрушился в лоно пленницы золотым дождем (аллюзии на перверсию здесь неуместны), и та через положенный срок родила Персея. Два крупнейших художника, Тициан и Рембрандт, обратились к одному и тому же сюжету о Данае. Но как по-разному они отразили его в своих произведениях. В картине Тициана дочь аргосского царя, заточённая в крепость, не подозревает, что золотой дождь и есть воплощение всесильного Зевса. Тщетны усилия служанки, собирающей в фартук золотые монеты. Ослепительные солнечные лучи уже коснулись прекрасного тела Данаи, придав ему эффект золотого свечения. Всё в этой картине дышит любовью. Даже красный цвет портьер призван напомнить о силе чувственной любви (Прил. 9 на стр. 41). Иной подход к изображению сюжета избрал великий Рембрандт (Прил. 10 на стр. 42). Он сделал всё, чтобы зритель, глядя на картину, прежде всего почувствовал красоту духовную, а не физическую. На лицах персонажей ему мастерски удалось передать сложную игру чувств и мыслей. Ожидание таинственной встречи и одновременно тревога, радость запечатлены на лице Данаи. Служанка, очарованная прекрасным видением, застыла от неожиданности. Рембрандт, в отличие от Тициана, не стремится к передаче идеальных пропорций женского тела, напротив, он нарочито не скрывает несовершенства её фигуры. Сложный мир чувств и переживаний героев - вот что становится особенно важным для художника.
Следующий миф повествует о том, как в Леду, дочь царя Этолии Тестия и Левкиппы, жену спартанского царя Тиндарея, влюбился Зевс.
Плененный красотой Леды, приплыл он к ней по реке в образе лебедя и возлег с нею. В результате этого союза она отложила яйцо, из которого вылупились небесные близнецы Кастор и Поллукс, Елена Троянская и Клитемнестра. Миф о браке Леды с Зевсом в античном изобразительном искусстве воплотился в пластике (ряд скульптур, в том числе «Леда и лебедь» Тимофее, дошедшая до нас в копиях, рельефы и др.), живописи (фрески в Помпеях и Стабиях) и особенно в вазописи. В европейском искусстве миф нашёл воплощение в средневековой книжной миниатюре, а с эпохи Возрождения стал одним из популярнейших в живописи и пластике: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Андреа дель Сарто, Корреджо, Понтормо, П. Веронезе, Я. Тинторетто, Б. Челлини, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен и другие (Прил. 11 на стр. 43).
Аркадийцы в своих сказаниях оспаривали у Крита честь родины Зевса: они утверждали, что он родился на вершине Ликеона. Царь аркадийский Ликаон воздвиг ему там храм и, по преданию, принес ему в жертву одного из своих сыновей; разгневанный бог превратил его за такую жестокость в волка. Этот миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся до того времени очень часто Зевсу.
Самый древний греческий оракул, посвященный Зевсу, находился в Додоне, в Эпире. Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два черных голубя; один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь Зевса, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник в Аммоне, среди песков, оракул Зевса Аммонского. В центре священной рощи в Доддоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы их обладали пророческим даром: когда аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали им будущее.
Все сказания о Зевсе и его борьбе с титанами и великанами олицетворяли представления древних народов о том, как мало-помалу порядок, нравственные законы, сознательная и умственная жизнь одерживали верх над странными силами природы. Титаны и великаны ввергаются в Тартар, потому что на земле уж нет места беззаконной и беспричинной силе. Эта победа была победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа. Зевс, как высший бог, олицетворял идею духовной и умственной сущности человека. Он является в мифах греков и римлян не богом, созидающим вселенную, а богом-устроителем. Он – охранитель порядка, созидатель общества и общественных учреждений и законов. Культ его прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Лукиан описывает в одной из своих сатир как опустели храмы Зевса и как скудны жертвы, приносимые ему, и спрашивает: куда же делась власть этого бога, почему он, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу?

ПОСЕЙДОН (НЕПТУН)
Вода олицетворялась в мифологии многими божествами. Кроме Океана, отца всех рек, были еще боги соленых и пресных вод. Посейдон (Нептун), брат Зевса, считался богом морского царства (Прил. 12-13, 15 на стр. 44-45, 47). Он внушал всем большой страх, потому что ему приписы-вали все колебания почвы, и когда начиналось землетрясение, ему приносились жертвы. Достаточно было его удара трезубцем о землю, чтобы та разверзлась и заколебалась. Посейдона признавали и почитали как могучего и сильного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались к нему с мольбами для того, чтобы он даровал их кораблям счастливый переезд без бурь и покровительствовал бы успеху их торговли. Один орфический гимн (т. е. приписываемый Орфею) воспевает Посейдона и его могущество в таких выражениях: «Услышь меня, Нептун, волосы которого влажны от соленых волн моря, Нептун, вооруженный острым трезубцем, которого влекут быстроногие кони, ты, вечно обитающий в неизмеримых морских глубинах, царь вод, ты, окружающий и теснящий землю шумящими водами, ты, разбрасывающий вдаль пену морскую, ты, правящий среди волн твоей быстрой квадригой (колесница, запряженная четверкой), ты, лазоревый бог, назначенный судьбой управлять морским царством, ты, любящий свои стада, покрытые чешуями, и соленые воды океана, остановись у берега, даруй попутный ветер нашим кораблям и прибавь к нему ради нас мир, безопасность и золотые дары богатства» (Орфей). По типу морской бог разнится от Зевса беспокойством движений, растрепанными волосами и диким видом, более соответствующим дикости и бурности моря. Трезубец, его главный атрибут, не что иное как гарпун, употребляемый при ловле акул и китов; поэтому он считался покровителем рыбаков (Прил. 14 на стр. 46). Древняя статуэтка изображает Нептуна с трезубцем в одной руке и с дельфином в другой. На многих барельефах он является в сопровождении целой свиты морских чудовищ. Декоративное искусство новейших веков часто изображает Посейдона на фонтанах (Прил. 17 на стр. 49). Рафаэль изобразил его на колеснице, запряженной морскими конями. На дне моря обитали морские чудовища, которые повиновались Посейдону и появлялись на поверхности морских волн по его приказанию; так, например, по просьбе Тесея Посейдон вызвал чудовище, ставшее причиной смерти Ипполита.
Этот юноша был сыном Тесея и царицы амазонок; угрюмый от природы, он ничего не любил, кроме охоты, и громко выражал свое презрение к женщинам, никогда не поклонялся Афродите (Венере) и приносил все свои жертвы на алтарь богини Артемиды (Дианы). Разгневанная Афродита решила мстить за такое пренебрежение; она внушила мачехе его, Федре, безумную к нему любовь. Но он с отвращением отвернулся от мачехи, которая его за это оклеветала перед отцом. Считая его виновным, Тесей призвал на него гнев Посейдона, и тот приказал морскому чудовищу появиться на поверхности воды в то время, как Ипполит подъезжал к морю на колеснице; испуганные страшилищем кони опрокинули колесницу, и Ипполит погиб. Этот миф послужил сюжетом для одной из самых известных трагедий Расина — «Федра».
Обычное местопребывание Посейдона - его морской дворец в Эгейском море; там же находятся его быстроногие морские кони, и, как только бог желает появиться на поверхности воды, он садится в свою квадригу, запряженную четырьмя конями с рыбьими хвостами, покрытыми чешуей. (Прил. 16 на стр. 48). Животные, посвященные Посейдону, были конь и дельфин. Этот последний оказал большую услугу морскому богу, за что и удостоился чести служить Посейдону одним из его отличительных атрибутов. Однажды, когда Нептун, прельстившись прекрасной Амфитритой, одной из нереид, гнался за ней, она скрылась от него во дворец Океана, а дельфин открыл влюбленному богу место, где находился этот дворец, и Посейдон похитил Амфитриту, которая сделалась его супругой и владычицей морей (Прил. 19 на стр. 51). Дельфины изображены на многих памятниках искусства древнейших и новейших времен. Они всегда участвуют в свите Амфитриты и Афродиты, а также в триумфе Галатеи. Посейдон сильно помог Зевсу в борьбе с великанами: он их уничтожал, кидая на них целые скалы...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2001. - 802 с.
2. Буслович Д. С. Мифологические и литературные сюжеты в произведениях искусства. - СПб.: Паритет, 2001. - 352 с.: ил.
3. Мифы и легенды народов мира: В 3 т. / Сост. Н. Будур и И. Палкеев. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 816 с.
4. Бернен С., Бернен Р. Мифологические и религиозные сюжеты в европейской живописи 1270-1700 гг. О том, что знали сами художники. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект»,
2000. - 303 с.
5. Русский музей. - М.: Искусство, 1986. - 245 с.
6. Музеи мира. Галерея Боргезе. Национальная галерея. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 176 с.
7. Музеи мира. Музеи Ватикана. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 244 с.
8. Музей Прадо. Мадрид. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 160 с.
9. Музеи мира. Галерея Уффици. Флоренция. - М.: Изобразительное искусство, 1976. -132 с.
10. Лувр. Скульптура. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 120 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.