На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82369


Наименование:


Курсовик Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 3.12.2014. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….….…….4
1. Малый бизнес: понятие, критерии, преимущества и недостатки, роль в национальной экономике….………………...……………………….......………… 5
2. Государственная поддержка малого бизнеса: зарубежный опыт…………...8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь…………………….…………………………..19
Заключение ..…………………………………………………….……..………….28
Список использованных источников .……………………………….………..…29
Приложение А: Основные экономические показатели деятельности микроорганизацийи малых организаций Республики Беларусь..……………....35
Приложение Б: Удельный вес микроорганизаций и малых организаций Республики Беларусь в основных экономических показателях……………..….37
Приложение В: Количество микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности……………..…………………………..38


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес - один из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Без него не может нормально развиваться и функционировать государство, так как малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально-ориентированной рыночной экономике. Во многих странах малый бизнес вносит огромный вклад в развитие производственных процессов, а также создаёт основы для открытия новых горизонтов в сфере информационных технологий, медицины, производственной сфере и др. Огромную роль в становлении малого бизнеса играет конкуренция, которая мотивирует предпринимателей на активную деятельность.
Предметом исследования является малый бизнес в Беларуси.
Основная цель курсовой работы - проанализировать уровень развития малого предпринимательства в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценить созданные в Беларуси условия для его дальнейшего развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-определить роль малого бизнеса в рыночной экономике;
-найти и охарактеризовать основные черты малого предпринимательства;
-выявить роль государства в развитии и поддержке малого бизнеса;
-выявить преимущества малого предпринимательства перед средним и большим бизнесом и выделить недостатки, а также предложить некоторые варианты их исправления;
- проследить за становлением и поддержкой малого бизнеса в зарубежных странах и, исходя из этого, предложить варианты развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-попытаться определить перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Данная тема достаточно разработана. Теоретико-методологической основой курсовой работы являются книги и материалы из периодических изданий отечественных и зарубежных авторов, а также электронные источники. Также при написании работы использовались статистические данные, опубликованные Национальным Статистическим комитетом Республики Беларусь.


1. Малый бизнес: понятие, критерии, преимущества и недостатки, роль в национальной экономике
Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере.
В экономически развитых странах давно поняли, что наёмный работник - плохой работник, он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное - малый бизнес начало активно поддерживать государство.
Такая политика выгодна государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности [1, c.47-48].
Малое предпринимательство - это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 19 октября 1996 г. № 685-ХII, под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица с определенной среднесписочной численностью работников.
Как отмечает А.И. Лученок, термин «малое предпринимательство» вполне корректен в том случае, когда речь идет о деятельности небольших по размеру предпринимательских структур как составной части более широкого понятия «предпринимательство».
Значит, малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.
А. Колесников и Л. Колесникова также отмечают, что «владелец бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, - всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство - малый бизнес.
В связи с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение предприятий к микро- и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.
Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже - оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.
Критерий «количество работников» является основным, так как отвечает следующим требованиям:
- инфляционно устойчив - на него не влияют колебания покупательской способности валюты;
- является прозрачным - легко определяется и понимается;
- является сопоставимым - он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;
- является доступным - данные легко получить.
Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.
В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 чел.;
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;
- в бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 чел.;
- в других отраслях непроизводственной сферы -- до 25 чел.
Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро».
Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Преимущества малого бизнеса:

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса:

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании. В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 25 % товарооборота, в нем было занято около 40 % рабочей силы страны. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США малый бизнес производит почти 52 % ВВП и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В Германии за последние 10 лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тыс.
Значительная роль в стимулировании малых фирм в развитых странах принадлежит бюджетно-налоговой и кредитной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ.
Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного [2, c. 25-32].
Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес, являясь существенным элементом рыночной экономики, во многом определяет темпы экономического роста, условия повышения эффективности производства, структуру и качество валового национального продукта, уровень занятости, социальную политику государства и тем самым влияет на усиление национальных конкурентных преимуществ.
Кроме того, он выступает в роли структурообразующего фактора экономики. Если крупные предприятия, составляющие стержень экономики, формируют ее «консервативную основу», то малые, разрабатывая научно-технические достижения, осваивая новые виды производств и рынков, способствуют внедрению и распространению новых технологий и товаров, вовлекая в активную деятельность неиспользованные ресурсы, функционируют в качестве «революционного» начала.
В современных условиях, характеризующихся ускорением научно-технического прогресса, широким ассортиментом производимых товаров и услуг, индивидуализацией и дифференциацией потреблени........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Германович, Г. В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №12.
3. Маслов Д. В., Белокоровин Э. А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 192 с.
4. Берсенева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/А. В. Берсенева//ЭКО. - 2000. - №8. - с.28-29
5. Балашевич М. И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2005. - с.50
6. Нестеренко, Ю. Н. Малый бизнес, тенденции и ориентиры развития в современной России/ Ю.Н. Нестеренко. - Москва: РГТУ, 2007.
7. Предпринимательство: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - ДАНА, 2008.-735с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
8. Бизнес-портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < art-216.html>. - Дата доступа: 11.11.13.
9. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №12.
10. Вербицкая, Е. Н. Предпринимательство и устойчивое развитие: Беларусь, Евросоюз, Польша. Монография/ Е. Н. Вербицкая; под научн. ред. В. Ф. Володько - Мн.: УП « Технопринт», 2004. -112с.
11. Идеи малого бизнеса: Кредитование малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < foreignbusiness/362-malyjj-biznes-v-evrope.html>. - Дата доступа: 11.11.13.
12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник. - М.: Инфра-м, 2009. - 608с.
13. Белстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >. - Дата доступа: 11.11.13.
14. Андрос И. Современное белорусское предпринимательство/ И. Андрос// Общество и экономика. - 2011. --№6. - с.13-28
15. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 687 с.
16. Ковалёв М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси/ М. Ковалёв, Е. Ракова// Инновации. - 2011. - №1(2). - с 23-25
17. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г., N 148-З // Минский городской исполнительный комитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < main.aspx?guid=3871&p0=H11000148>. - Дата доступа: 11.11.13
18. О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь, 27.01.2003 г.// Белорусское законодательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < repub/sub11/texc0570.htm>. - Дата доступа: 11.11.13
19. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209: Указ Президента Республики Беларусь, 29 декабря 2006 г., № 755// Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: press35820.html#doc < press35820.html>. - Дата доступа: 11.11.13
20. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ Президента Республики Беларусь, 28 марта 2006 г., № 182 // Интернет-портал Беларусь сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < 412/> . - Дата доступа: 11.11.13
21. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255// Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: press71852.html#doc < press71852.html> . - Дата доступа: 11.11.13
22. Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности: постановление Совета министров Республике Беларусь, 7 марта 2008 г., № 342 // Правовая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < documents/sovetm/pos00/sovmin00897.htm>. - Дата доступа: 11.11.13
23. Хмурович Л.B. Экономическое взаимодействие крупного и малого бизнеса в Республике Беларусь: современное состояние, проблемы и стимулирование развития/ Л.B. Хмурович, О.С. Гуцол// Белорусский экономический журнал. - 2011. - № 2. - с. 68-78
24. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2010 г., № 4// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: main.aspx?guid=3871&p0=P01000004&p2={NRPA} < main.aspx?guid=3871&p0=P01000004&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа: 11.11.13




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.