На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82376


Наименование:


Курсовик Социальная поддержка приемной семьи в условиях СПЦ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 03.12.2014. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
1.1.Проблема социального сиротства в РБ 5
1.2.Приемная семья как форма замещающего родительства 10
1.3.Нормативно-правовые основы социальной работы с приемной
семьей 15
ГЛАВА 2.ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНОЙ
СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЦ Г.ГОМЕЛЯ
2.1.Эмпирическое исследование потребности приемных семей в
социальной поддержке………………………………………………...19
2.2.Основные направления социальной работы с приемными семьями
в условиях СПЦ г Гомеля……………………………………………..23
2.3.Программа по организации социальной поддержки приемной
семьи…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………33


ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, в результате распространенных явлений: нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми в нашей стране обострилась проблема сиротства. Это приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей.
В соответствии с Законом « О правах ребенка» взяты ориентиры на
определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу с 1 сентября 1999г., позволил начать работу по созданию приемных и патронатных семей. Их деятельность необходима тогда, когда детей в срочном порядке изымают из семьи в случае болезни или отсутствия родителей, кризисной ситуации и так далее. Главная цель создания приемных семей - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.
Принятые меры по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. Так, в 2012 году на воспитании в семьях находилось на 12% больше детей, чем в 2005-м. В то же время численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях, сократилась по сравнению с 2005 годом в 2 раза. На конец 2012 года на усыновлении находилось свыше 10 тыс. детей, из них в 2012 году усыновлено 525 детей.
Возникновение новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стало благоприятной почвой для научных и практических разработок по усовершенствованию и координации работы с данной категорией семей и детей.
Во многих социально-педагогических центрах разработаны и внедряются в практику программы и модели работы с приемными семьями. Но несмотря на развитую сеть социально-психологических служб поддержки семьи при СПУ, ТЦСОН, учебных заведениях, других организациях, приемных родители часто оказываются один на один со своими трудностями, что ведет к не лучшему результату, а порой и распаду приемной семьи.
Это происходит по следующим причинам:
1. Недостаточная предварительная профессиональная подготовка приемных родителей-воспитателей (а порой и ее отсутствие).
2. Искаженное представление о будущих воспитанниках приемной семьи (из-за отсутствия или предоставления неполной, неверной информации о состоянии здоровья, уровне развития и социально-личностных особенностей ребенка, передаваемого на воспитание).
3. Предвзятое, настороженное отношение к воспитанникам и их приемным родителям со стороны общества, ожидание негативного результата.
4. Отсутствие корпоративной ответственности за ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, тех структур, которые по определению должны заботиться о благополучии данного ребенка.
5. Отсутствие четкого и подробного договора о передаче ребенка на воспитание в семью, а так же продуманного плана его сопровождения.
6. Территориальная привязанность создания приемной семьи и определения детей на воспитание в приемные семьи.
7. Отсутствие республиканской базы кандидатов в приемные родители-воспитатели и действующих приемных родителей, открытых для принятия следующего воспитанника.
Таким образом, нами была определена цель исследования -проанализировать систему социальной поддержки приемной семьи в условиях СПЦ г.Гомеля.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Изучить проблему социального сиротства в РБ.
2.Охарактеризовать приемную семью, как форму замещающего родительства.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с приемной семьей.
4.Провести эмпирическое исследование потребности приемных семей в социальной поддержке.
5.Изучить основные направления социальной работы с приемными семьями в условиях СПЦ.
6.Разработать программу по организации социальной поддержки приемной семьи.
Объект исследования - приемная семья.
Предмет исследования - социальная поддержка приемной семьи.
Методы исследования:
-теоретический анализ научной литературы, статей и других публикаций по вопросу приемной семьи; сравнение, обобщение.
-анкетный опрос;
-методы обработки данных исследования (математические, статистические, табличные)


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
1.1.Проблема социального сиротства в РБ
В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости [13].
Причиной увеличения количества социальных сирот являются не столько экономические, сколько социальные и психологические факторы. Факторами, неблагоприятно влияющими на судьбу детей, становятся также рост числа разводов, безработица родителей. Сюда же можно отнести и такой очень серьезный фактор, как пьянство родителей, в результате которого дети усваивают скверные примеры асоциального поведения. В подавляющем большинстве случаев сирота сегодня - это ребенок, утративший родителей по социальным причинам. Лишение родительских прав и ограничение в них - наиболее массовое явление в общей картине приобретения несовершеннолетними сиротского статуса,[13]. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на начало 2013 года в стране насчитывалось около 24 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 5,9 тыс. (25%) воспитывались в детских интернатных учреждениях, более 18 тыс. (75%) получали альтернативный семейный уход.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания.
Существуют два основных типа сиротства: сиротство естественное (вследствие гибели родителей) и социальное сиротство (лишение детей попечения родителей в силу их нежелания или невозможности осуществлять родительские обязанности). На протяжении веков преобладало сиротство обыкновенное. Однако середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост числа детей, оказавшихся без попечения при живых родителях, наблюдается и в развитых странах.
В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты», у которых умерли оба родителя или единственный родитель, и «дети, оставшиеся без попечения родителей», - в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы, в местах содержания под стражей, в связи с наличием родителей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказавшихся взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Законодательство не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер и их государственной поддержки.
Большинство современных воспитанников детских домов являются жертвами социального сиротства. Их родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально депривированными личностями, т.е. людьми, в силу определенных неблагоприятных социально-психологических и социально-экономических факторов находящимися в состоянии апатии, безразличия к себе, к окружающему миру, утратившими чувство собственного достоинства, ответственности, озлобившимися на весь внешний мир.
Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокого отношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Как следствие увеличивается число безспризорных детей и подростков.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующее:
1. Социально-экономические безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.
2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение к ребёнку.
4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, суждение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги.
5. Неэффективная государственная политика в области разработки чётких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
6. Исчезновение системы воспитательной роботы с детьми, подростками и родителями по месту жительства.
7.Развитие детской и молодёжной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности.
8.Рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодёжи.
9. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
10.Увеличение числа недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний.
Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
Семья является для ребёнка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребёнком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца или матери.
К сожалению, дети-сироты, не имеющего положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.
Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодёжи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот [12].
К числу непосредственных причин социального сиротства, относятся следующие:
-Добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребёнка, чаще этот отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребёнка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом.
-Принудительно изъятие ребёнка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребёнка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
Необходимо также сказать о социальных последствиях сиротства.
Самое драматичное последствие социального сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III - V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые [2].
Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувств........


Список использованных источников
1 Горбунова, Е. Профессиональная замещающая семья: поиск и находки, проблемы и достижения / Е. Горбунова // Народное образование. - 2007. - № 7. - С. 230-240.
2 Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детского дома/М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
3 Жогло, И.Л. Организация поддержки и сопровождение замещающих семей / И.Л. Жогло // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2003. - № 5. - С. 69-72.
4 Иовчук, Н. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н. Иовчук // Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 185-189.
5 Левшук, И.Н. Новое в Белорусском законодательстве по защите прав и законных интересов детей / И.Н. Левшук // Юридический журнал. - 2007. - № 2. - С. 98-102.
6 Мартынова, В.В. Проблема сиротства и социально-педагогическая помощь детям-сиротам / В.В. Мартынова // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - № 8. - С. 13-15. 7 Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для вузов / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256 с. - (Высшее образование).
8 Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья : монография / В.Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006. - 368 с.
9 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., №278-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от от 5 янв. 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012 г. - № 9. - 2/1894.
10 Положение о приемной семье < node/276>: Постановление Сов. Мин. Респ. Беларусь, 28 окт. 1999 г., № 1678;в ред. постановления Сов. Мин. Респ. Беларусь 17 июля 2012г. № 659// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2014. -№ 5- /38404.
11 О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Респ. Беларусь 21 декабря 2005 г. № 73-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010 г.- № 287.- 2/1744.
12 Панина, Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями / Н.А. Панина // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 58-62.
13 Подофёдова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь / А.С. Подофёдова // Адукацыя і выхаванне. - 2006. - № 11. - С. 3-8.
14 Подофедова, А.С. Приемная семья как форма защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.С. Подофедова // Адукацыя і выхаванне. - 2007. - № 2. - С. 11-15.
15 Простак, Г.Д. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Д. Простак // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2006. - № 4. - С. 15-22.
16 Рагойша, П. Гарантии государства по социальной защите детей-сирот: опыт кодификации / П. Рагойша // Юстыцыя Беларусі. - 2006. - № 1. - С. 30-33.
17 Хрусталькова, Н. Профессионально-замещающая семья - перспективная модель опеки и попечительства / Н. Хрусталькова // Альма матер: Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С. 43-47.
18 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: < >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.