На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82607


Наименование:


Курсовик ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 9.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….3

ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ ………………………………………………………………….6


1.1 Восстание 1863-1864 и отношение к нему православной церкви……………………………………………………………………..6

1.2 Регламентация законодательством деятельности Российской православной церкви во второй половине XIX века. ……………………………………………………………………………13

1.3 Социально-экономическое положение православного духовенства на белорусских землях во второй половине XIX- начале XX веков. ……………………………………………………...................................5

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ……………………………………………………………………………………20

2.1 Организационная структура Российской православной церкви на белорусских землях в начале XX столетия ………………………………………………………………...................20

2.2 Идея и попытки реформирования института православной церкви в начале XX века. ………………………………….................................23

2.3 Указ от 17 апреля 1905 г. и его влияние на деятельность Российской православной церкви в Беларуси в начале XX столетия. ……………………………………………………...................................39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….41

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………….52


ВВЕДЕНИЕ

Положение церкви в современной Беларуси переживает не менее кризисное состояние, чем в конце ХIХ - начале ХХ веков. С одной стороны рост цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную «технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит, наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия и церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных отношений между государством и религиозными организациями, действительная организация принципа свободы совести, - процессы позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной Беларуси обнаружили также тенденцию идеализации религии.
Вместе с тем, современные социологические исследования показали, что в современной Беларуси основной контингент, причисляющих себе к православию, а таких насчитывается 48,58%, составляют люди, не принявшие еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей [16,c.225]. Тем не менее, за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться соблюдать православные каноны.
Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость, демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями, наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым в историю своего народа. Но в этой истории Русская православная церковь (РПЦ) со времен Петра I управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом веке и оборвалось, как и многое другое, революцией октября 1917.
Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского православия, старообрядчества и сектантства, книга Н.М. Никольского «История русской церкви» в свое время именно новизной рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила дальнейшие пути изучения истории русской церквих [10]. Впервые книга была издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах. Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном историческом материале пытался показать, что церковь была лишена ореола исключительности, который создавали ей богословы и служители культа. Автор пытается убедить нас в том, что церковь является продуктом человеческой деятельности, порожденным определенными условиями человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.М. Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ века.
Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в советской историографии стала коллективная монография «Русское православие: вехи истории». Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1989 году, затем несколько раз переиздавалась [5].
История русской церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы стремились разносторонне и многопланово показать историю церкви, основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не удалось избежать общей идеологической направленности советской историографической науки.
Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К ним относится книга профессора русской истории Д.В. Поспеловского «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР», опубликованная в 1995 году в Москве [13]. В книге рассматривается роль православной церкви в истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах развития. В книге, поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Д.В. Поспеловский утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя, синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец прорвалась за пределы своего гетто».
Важной для понимания общих тенденций Российской православной церкви во второй половине ХIХ века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II», опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год [15]. Автор разрабатывает тему, начатую еще в дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года. Главный аспект, интересующий нас в этой статье - церковно-государственные отношения и попытки их реформирования во второй половине ХIХ века.
Также важной для понимания развития общих тенденций является коллективная работа под издательством У.І. Навіцкага “Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XX ст.)” [4]. В работе анализируются смены в конфессиональной положении Беларуси с конца XVIII до XX веков. Авторы предлагают нам материал из работ русских, польских, белорусских исследователей изданных в XIX- XX веках, авторы старались правдиво показать нелёгкий исторический путь разных конфессий, их взаимоотношения, влияние на государство.
Цель курсовой работы: Проанализировать деятельность Российской православной церкви на белорусских землях в середине XIX начале XX столетия
Задачами курсовой работы являются:
1) Исследовать регламентацию государственным законодательством деятельность Российской православной церкви в середине XIX начале XX веков.
2) Изучить вопрос о социально-экономическом положении православного духовенства на белорусских землях в середине XIX- начале XX веков.
3) Выявить влияние указа от 17 апреля 1905 г. на деятельность Российской православной церкви в Беларуси в начале XX столетия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы


ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ

1.1 Восстание 1863-1864 и отношение к нему православной церкви

Значительное влияние на конфессиональную ситуацию в Беларуси во второй половине XIX века оказало восстание 1863 года. Политические потрясения, охватившие значительные территории Польши, Литвы и Беларуси, не оставили в стороне ни одну из конфессий. Однако, в первую очередь, происходящее сказалось на положении и взаимоотношениях двух основных христианских конфессий - православной и католической, отношения между которыми в экстремальной ситуации осложнились. Обусловлено это было не только издавна существовавшими религиозными противоречиями между ними, но и различной политической ориентацией конфессий.
В среде православного населения белорусских губерний, цели восстания 1863 года восприняты не были, и отношение основной части верующих к этому событию было явно негативным. В значительной степени это было обусловлено соответствующей позицией православного духовенства, которая была сформулирована в секретном предписании Литовского митрополита Иосифа (Семашко), которое он направил духовенству епархии еще 19 декабря 1861 года. В нём осуждались действия лиц, которые возбуждали народ против власти и призывали к борьбе за независимость Польши. «... Злонамеренные люди, - говорилось в документе, - сеют неправду и между православными, стараясь совратить их с пути истины, смущают их ложными вестями и внушениями... Нам указывают на Польшу... Но какое дело нам до Польши... Мы родились в России, присягали на верность русскому царю. Нас стращают поляками!... Не потому ли, чтобы напомнить нам вековые страдания отцов наших, присоединившихся быть может доверчиво вместе с Литвой к Польше? Как будто уния не была лишь приманкой для отклонения отцов наших от России и от истинно православной восточной церкви? Не была ли эта злосчастная уния орудием тяжких терзаний и гонений, которые испытали наши предки в течении 300 лет!»[8, c.4].
Священникам было предписано предупреждать свою паству о недопустимости каких-либо контактов с восставшими. Призыв митрополита Иосифа был услышан и с пониманием воспринят православными верующими и духовенством. Так, о своём негативном отношении к революционным событиям заявили воспитанники Литовской духовной семинарии. Сам факт обращения повстанцев к ним (15 июня 1863 года в семинарии была распространена прокламация с призывом оказать содействие восстанию) семинаристы расценили как большую обиду для себя и в знак протеста решили не употреблять польский язык в разговорах друг с другом. Вскоре на страницах «Литовских епархиальных ведомостей» были напечатаны некоторые из ответов семинаристов на прокламацию. В них говорилось о том, что православное духовенство не пойдёт на измену и сохранит свою преданность царю, православной вере и русскому православному государству.
Не наблюдалось симпатий к восставшими среди православных верующих. Даже бывшие униаты, подвергшиеся полонизации и окатоличиванию, вели себя пассивно, предпочитая заниматься своими повседневыми делами и не вмешиваться в политические события. В ряде регионов Беларуси (Могилёвская, Витебская, ряд населенных пунктов Минской губернии) были отмечены случаи враждебного отношения к восставшим, когда местное крестьянское православное население оказывало помощь властям, войсками полиции в борьбе с повстанцами.
Революционные события начала 1860-х годов, различное отношение к ним духовенства и верующих разных конфессий резко осложнили конфессиональную ситуацию в регионе, свидетельством чего стали произошедшие в ходе восстания расправы над священнослужителями православной конфессии. Что касается православных священников, то насильственные действия в отношении тех из них, кто демонстрировал поддержку власти, осуждал восстание, носили различный характер - от нанесения оскорблений, публичного унижения, избиения, грабежа и запугивания до убийств. Например, священнику Житлинской церкви Слонимского уезда Н. Ступницкому восставшие сбрили бороду, рассчитывая тем самым лишить его уважения прихожан, а также забрали у него продовольственные запасы. Подобное насилие было совершено над священником Споровской церкви Кобринского уезда А. Рожновским, были избиты священники села Деревка Кобринского уезда и местечка Дрогичин Бельского уезда Гродненской губернии и др. Происходили и убийства священников. Первой жертвой восставших стал настоятель православной церкви в местечке Сураж Белостокского уезда К. Прокопович [8, c.9]. В ночь с 22 на 23 мая повстанцы ворвались к нему в дом, избили его жену, сына и дочь, учинили погром. Когда нашли отца Константина (Прокоповича) «вытащили его во двор, рвали его за волосы, били ружьями и дубинами», затем расстреляли. 23 мая 1863 года был также убит отец Конопасевич - священник местечка Богушевичи Игуменского уезда Минской губернии, 3 июля - отец Рапацкий, священник в селе Котры Пружанского уезда Гродненской губернии.
Восстание 1863 года закончилось поражением. Одними з главных его результатов стало существенное изменение конфессиональной политики и, вследствие этого, положения конфессий. Активное участие и поддержка восстания со стороны католического населения белорусско-литовских губерний вызвали соответствующую реакцию властей. «...Католическая вера того края не вера, а политическая ересь, - заявлял в своём отчёте генерал-губернатор Северо-Западного края М. Муравьёв, - римско-католические епископы, ксендзы и монахи не составляют духовенства, а политических эмиссаров, проповедующих вражду к русскому Правительству и ко всему, что только носит название русского и православного» [8, c.10].
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что за участие в восстании в Белорусии были подвергнуты различным видам наказания 294 ксендза, из них 36 - сосланы на каторжные работы, 25 - на поселение в Сибирь, 91 - во внутренние губернии России без лишения гражданских прав, 104 подвергнуты административным взысканиям. За 28 священниками был установлен надзор полиции. К числу административных мер, направленных против католической церкви, что применялись после восстания 1863 года, относилось и закрытие костёлов и монастырей. Всего в течение 1864 -1867 годов в западных губерниях России были закрыты 34 монастыря, 128 костёлов, 67 часовен. Из них 140 храмов приходились на Виленскую и Гродненскую губернии. Упразднённые костёлы в большинстве случаев преобразовывались в православные церкви. Так, в Гродненскй губернии из 62 упразднённых костёлов и часовен 55 были переданы в православное ведомство.
Одновременно с передачей храмов в ведение православного духовенства принимались меры по возврату в православие так называемых «совратившихся». Переходы католиков в православие приняли массовый характер. За несколько лет после восстания 1863 года в целом по Российской империи православие приняли более 80 тысяч человек. Большая часть этих переходов приходилась на Виленскую, Гродненскую, Ковенскуюи Минскую губернии - 67 тысяч человек. Временами переходили целыми семьями или даже приходами. Так, в местечке Миколаевщина (Минская епархия) православие приняли все прихожане римско-католического вероисповедания численностью 700 человек. Тоже самое произошло вм. Беницыи г. Воложин Ошмянского уезда, в местечке Подберезье Виленского уезда. Среди перешедших в православие большинство составляли крестьяне. Однако нередко переходили и представители знатных сословий. В Литовской епархии, например, православными стали князья Радзивил и Любецкой, помещики Лапотинский, Белецкий, Биспинг, многие чиновники, четыре ксендза и т.д. Некоторые из них надеялись таким образом получить разные права и привилегии экономического характера. Однако были среди них и те, кто переходил в силу своих убеждений. Таким примером является переход из католичества в православие князя А.Друцкого-Любецкого, наследника основателя Луцкого братства. «Не страх, не материальные расчеты не имели на меня никакого влияния..., - говорилось в опубликованном в «Виленском вестнике» листе А.Друцкого-Любецкого, в котором он объяснял свое решение, - Глядя на политическую ситуацию, я вижу с одной стороны, мощную Россию с миллионным братским народом и царем-преобразователем и сеятелем добра на своей земле, с другой стороны - Польшу, чуждую нам, западноруссами литвинам, со среневековым католицизмом... Что нам дала Польша? Годы непорядков, нищету, анархию, упадок нации и забытие нашей народности. Язык, вера, традиции наших предков, все заменено полонизмом и католицизмом, которые не дали ни счастья в прошлом, ни залога на лучшее будущее» [8,с.12].
Конфессиональная политика правительства после подавления восстания 1863 года ставила своей целью не только ослабление влияния католического костёла, но и усиление позиций православной церкви. В определённой мере этой цели удалось добиться. Возросла численность православных храмов, прихожан и священнослужителей. Увеличилась заинтересованность и материальная поддержка со стороны правительства.
Сразу же после окончания восстания генерал-губернатор Северо-Западного края М. Муравьёв выступил с целостной программой мер по укреплению в крае русских начал. В записках на имя царя от 14 мая 1864 года и от 5 апреля 1865 года он развил собственные воззрения на сущность русской политики в крае. В числе первых мер им было названо «возвышение и упрочнение православия как носителя русского народного духа». По его проекту поддержка должна была выражаться в мерах по материальному обеспечению за счет правительства; в передаче народного образованияв руки духовенства; в отпуске 500 000 руб. на строительство православных храмов; учреждении в Вильно духовной академии и замене вызванными из России благонадёжными священниками бывших униатских. Без духовенства не может быть и речи об успехе русификации края, считал он. Эти предложения были одобрены Александром II. Вскоре последовал ряд указов и распоряжений по поддержке православия. Так, 28 августа 1863 года попечитель Виленского учебного округа А.П. Ширинский-........


Список использованной литературы


1. Архиепископ Николай в письмах к протоиерею Н.В. Благоразумову; сообщил Н. Кедров // Русский Архив. - 1912. - №3. - C. 379-401.

2. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи, Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1991. - 88 c.

3. Восович, С.М Основные тенденции и этапы развития культурно-просветительской деятельности Русской православной церкви в Беларуси 1861-1914 годах, Вестник Полоцкого гос-го ун-та. Серия А. Гум. науки, 2011 №5.- С.68-75

4. Канфесіі на Беларусі (к. XVII- XX ст.) В.В. Грыгор’ева, У.М. Завальнюк, У.І. Навіцкі, А.М. Філатава; // Навук рэд. У.І. Навіцкі.- Мн.: ВП “Экаперспектыва”, 1998, - 340 с.

5. Клибанов, А.И. Русское православие: вехи истории // Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

6. Корзун, М.С. Русская православная Церковь на службе эксплуататорских классов: Х-1917 год. - Минск: Беларусь, 1984.- 256 с.

7. Крывелев, И.А. История религии. Очерки в 2-х т. Т. 1. Второе издание, доработаное. - М.: Мысль, 1988.- 420 с.

8. Линкевич, В.Н. Межконфессиональные отношения в Беларуси (1861 - 1914 гг.): учеб. пособие / В.Н. Линкевич. - Гродно, ГрГУ, 2008. - 105 c.

9. Мень, А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести / сост. и общ. ред. Д.Е. Фурмана и о. Марка - М.: Прогресс, 1989.- 464 с.

10. Никольский, Н.М. История русской церкви. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 541 с.

11. Полонский, А. Православная церковь в истории России: Синодальный период //Преподавание истории в школе. - 1996.- № 1-2. - С.3-27

12. Поспеловский, Д.В. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века //Вопросы истории. - 1993. № 1.- С.21-26

13. Поспеловский, Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.- 403 с.

14. Прусс, И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-Сила. - 1997. № 3. С. 126.

15. Римский, С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. № 4- С. 17-23

16. Старостенко, В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории: монография / В.В. Старостенко. - Могилёв: УО “МГУ им. А.А. Кулешова”, 2011 - 272 с.

17. Табунов, В.В. Проекты реформирования православной церкви в Беларуси начала ХХ столетия: (на основе отзывов епархиальных архиереев) / В.В. Табунов // Вестник Полоцкого гос-го ун-та. Серия А. Гум. науки. - 2006. - № 7. - С. 37-46.

18. Табунов, В.В. Политика российского государства по отношению к христианским вероисповеданиям в Беларуси конца XIX- начала XX столетий: метод. реком.- Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009, - 32 с.

19. Тальберг, Н. История русской церкви. - М., 2004. - 924 с.

20. Мережковский, Д.С. Грядущий хам. - М.: Молодая гвардия, 1992. - С.59.

21. churchby.info/rus/520 12.05.2014, 16:50

22. krotov.info/history/20/1910/babkin_03.htm- c.56-78 13.05.2014, 01:37









Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.