На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82657


Наименование:


Курсовик Развитие и формирование способностей младших школьников.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Развитие и формирование способностей школьников

Курсовая работа


Выполнил студент II курса
2 группы очного отделения
гуманитарного факультета
Ролдугин Анатолий Викторович


Научный руководитель:
кандидат психологических наук
Г.С. Степанова


Воронеж 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность понятия «способности» …………………………………...4-11
1.2.Условия перехода природных задатков в способности………. ......11-16
1.3. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте…16-22
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1.Изучение развития творческих способностей……………………...22-24
2.2.Обработка и обобщение результатов исследования……………….24-28
2.3.Рекомендации…………………………………. …………………….28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 29-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………30-32
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Какими бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Многие ученые отмечают, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Актуальность исследования заключается в обеспечении развития личности ребенка младшего школьного возраста, источниками которого выступают два вида деятельности. Во-первых, любой младший школьник развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, младший школьник в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, потому что способствует развитию у младшего школьника самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи, преследуя разные цели. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Из вышесказанного вытекает проблема психологического анализа причин недостаточности развития способностей младших школьников.
Цель исследования - изучить условия, которые способствуют как развитию, так и формированию способностей младших школьников.
Объект исследования - способности младших школьников.
Предмет исследования - создание условий для развития и формирования способностей младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс развития и формирования способностей младших школьников, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности учеников.
Задачи исследования:
1.изучить и проанализировать научно-методическую литературу;
2.провести ряд психологических диагностик по данной теме;
3.проанализировать результаты проведенных методик;
4.сформулировать рекомендации по данной проблеме.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно - методической литературы, диагностические методы.
Глава 1. Развитие и формирование способностей школьников
1.1. Сущность понятия «способности»
Проблемой сущности понятия «способности» занимались известные отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие. Сами понятия, их содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностями понимаются «индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой -либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность»[8, с.203].
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. Б.М. Теплов уделял внимание индивидуально - психологическим предпосылкам неодинаково успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы. Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связей этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности - с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей, прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшими» человеческими функциями.
Следовательно, способности - «психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности» [11, с.34].
Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, то понятие «способность» определяется как «природная одаренность, талантливость. Человек с большими способностями. Способный -обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все (ни перед чем не остановится)»[13, с.754].
В «Педагогическом словаре» способность трактуется как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению»[7, с.504].
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены:
-сенсомоторные;
-перцептивные;
-мнемонические;
-имажинативные;
-мыслительные;
-коммуникативные.
Большое количество психологов выделяют общие и специальные способности: «общие - включают в себя успехи человека в самых различных видах деятельности»[13, с.679]. К ним относятся, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. «Специальные - способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности (музыкальная, художественная, математическая)»[13, с.679].
Выявленные компоненты, составляющие структуры специальных способностей, позволяют сформировать рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.
Так, в процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.
При этом талантом называют такую «совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью»[14, с.763], а под гениальностью понимают «высшую ступень развития таланта, позволяющую осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества»[14, с.302].
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
В учебнике “Психология” (под редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей:
1.«Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.
2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.
3.Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике»[9, с.164].
Последнее определение самое распространенное. Значи........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 1981.- с. 55-56.
2. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии. - М, 1987. - с. 135.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М, 1996. - с.544.
4. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М, 1996. - с.178.
5. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М, 1994. - с.453.
6. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - с. 649.
7. Коджапирова Г.М., Коджамиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005. - с.504
8. Крутецкий В.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - с.203.
9. Крылов А.А. Психология. - М.: Проспект, 2000. - с.356.
10. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. - 2002. - № 1.- с. 36-42.
11. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004. - № 6.- с. 33-42.
12. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. - М.,1996.-с. 36.
13. Немов Р.С. Психология. - М.- 2000. - с.679.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.,2000. - с.302-763.
15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль,1997.-с.138.
16. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003. - № 3.- с.107.
17. Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М., 1961, с.9-20.
18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М, 1988. - с. 171-174.
19. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, - 2000. - с.22.
20. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004. - № 5. - с. 6-12.
21. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М, 1979. - с .98.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.