На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82663


Наименование:


Курсовик Основные школы и концепции классического позитивизма

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.12.2014. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...…...5
1 Основные стадии развития классического позитивизма и его сущность ……..6
2 Французская философская школа (концепция Огюста Конта) ……………….12
3 Основные идеи позитивизма …………………………………………………....22
3.1 Концепции Джона Остина и Адемара Эсмена (английская школа) ……..…22
3.2 Концепция юридического позитивизма К. Бергбома и Р. Иеринга (немецкая школа) ………………………………………………………………………………24
3.3 Концепция И. Бентам (английская школа) ………………………...………..27
4 Позитивизм в России …………………………………………………………….29
Заключение …………………………………………………………………………33
Список использованных источников ……………………………………………..34

ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной, т.к. в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.
Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков развития юридического позитивизма, достоинства и недостатки данного подхода.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития классического позитивизма, изучение творчества его основоположников, определить перспективы развития позитивного права в России.
В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития. Создается своеобразный культ права, укрепления авторитета государства и права. Правовой позитивизм базируется на политической предпосылке, то есть на признании основополагающей ценности государства, а также на вере в эксперимент, опыт, который по естественным наукам переносится в правовые науки. Основная задача юридической науки, согласно этой теории, заключается в толковании и систематизации каждый раз более многочисленных правовых норм и в попытке стабилизировать эти нормы, проявлением чего были кодификации XIX в. Зарождение и развитие правового позитивизма значительной мере обусловлено результатами развития научной естественной мысли и является своеобразной реакцией на философские системы немецкого идеализма.

1 Основные стадии развития классического позитивизма и его сущность
Сущность классического позитивизма сводится к тому, что сверх позитивного знания о праве ничего знать нельзя, что познание не может двигаться дальше явления позитивного права и искать его истоки и смысл. Это особая философская позиция, идентичная общему отношению позитивизма ко всем наукам, и только такую позицию можно назвать собственно юридическим позитивизмом.
В цикле своих лекций Дж. Остин развил утилитаристский тезис своего знаменитого соотечественника И. Бентама о том, что право - это "повеление суверена" и снабдил его развернутым обоснованием. В творчестве Дж. Остина соединились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его характеристик, столь присущих естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения.
Положительным в позитивизме, несомненно, было то, что на ранней стадии развития он способствовал укреплению демократической законности по принципу "суд только применяет, но не создает права". В свою очередь, соблюдение законности способствовало укреплению политической власти буржуазии, поскольку методы и пределы ее господства фиксировались в законодательной форме.
В одной из них, базировавшейся на правовом опыте континентальных европейских стран, в качестве определяющего элемента рассматривались закон, законодательство, система нормативно-правовых актов. Это был "позитивизм законов", или "законнический позитивизм". Во второй отражался опыт систем общего права в Англии и США, где исходный материал для правового анализа черпался в юридических решениях, судебных прецедентах, приговорах и т. д. Это был "аналитический позитивизм", или "позитивизм решений". Обе версии прочно стояли на почве государственной практики и являлись, безусловно, этатическими.
Позитивистский стиль мышления - это мировоззрение, которое широко распространилось в западных странах в XIX-XX вв. [1, c. 140].
Основателем позитивизма является выдающийся французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Главные принципы взглядов изложены в его работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Само слово «позитивизм» Конт вводил, формулируя так называемый «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно закону трех стадий, человеческое познание прошло три ступени развития:
1) теологическую (религиозную);
2) метафизическую, или отрицательно разумную;
3) позитивную, или положительно разумную.
На первой стадии разум пытался ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти проблемы. Поэтому на второй стадии своего развития разум обратился от религии к науке и попытался понять мир и право с помощью философии (по терминологии Конта - «метафизики»). «Метафизика, как и теология, - писал французский мыслитель, - пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений». Однако философия тоже не справилась с задачей понять природу мира, человека и разрешить старые мировоззренческие проблемы (О. Конт полностью разделял мнение И. Канта о непознаваемости мира вещей в себе). Только на третьей, позитивной, стадии человеческий разум выработал действительно научный, рациональный подход к праву: «наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения». Иными словами, проблемы Конт считал неразрешимыми. Задача философии - заниматься областью «действительного наблюдения», т. е. упорядочивать и классифицировать знания, добытые другими науками, избегая при этом традиционных для философов прошлого правовых обобщений. Позитивистский стиль мышления состоит, таким образом, в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практической деятельности правоведов. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию [2, c. 13-15].
Позитивистское мировоззрение довольно популярно в современном мире. Многие люди, живущие в индустриально развитых странах, ориентируются именно на позитивистскую систему ценностей. Они исходят из того, что глобальные и мировоззренческие проблемы не имеют никакого отношения к их повседневной деятельности. В самом деле, для того чтобы работать на компьютере в офисе, на станке на заводе, торговать в магазине или доить коров у себя на ферме, казалось бы, совсем не обязательно размышлять о возникновении Вселенной, существовании бога или будущем, которое ожидает человечество. Однако у сторонников других философских учений позитивистская концепция познания и человеческой деятельности вызывает серьезные возражения. У каждого человека вырабатывается какое-то свое отношение к идее бога, религиозным учениям, к верующим и не верующим в них людям. За любыми человеческими поступками стоит та или иная система ценностей, представлений о себе, о других людях, о возможностях человека, о цели и смысле его деятельности. Взгляды на право, в свою очередь, глубоко связаны с представлениями о природе и мире культуры [3, c. 450].
Философия О. Конта отразила стремление широких слоев населения Европы к преодолению общественных конфликтов. Классовая борьба только вредит социальному организму. В этом позитивизм коренным образом разошелся с марксизмом, считающим борьбу классов главным двигателем общественного прогресса, «локомотивом истории». Бесконфликтная теория общественного развития О. Конта формировалась под влиянием классика утопического социализма графа Сен-Симона (1760-1825), у которого Конт с 1817 г. работал личным секретарем. Оба хотели видеть формирующееся индустриальное общество справедливым и организованным на научной основе. Одним из главных способов совершенствования права Конт считал создание новой религии, поклоняющейся не богу, а Человечеству. Эта религия предлагает каждый день поклоняться одному из великих людей прошлого. Один месяц поклоняются великим ученым, другой - великим писателям и т. д. Приблизительно в это же время аналогичную попытку усовершенствовать общество с помощью новой религии предлагал предпринять Л. Фейербах. В России похожее движение по созданию новой, марксистской религии основала в начале ХХ в. группа социал-демократов во главе с А. В. Луначарским (так называемое богостроительство) [4, c. 11-15].
По мнению Конта, прогресс - это простое развитие духовных способностей человечества. Враждебны материалистическому пониманию истории были взгляды и других представителей позитивизма. Спенсер выдвинул, например, так называемую органическую теорию права. Уподобляя право биологическому организму, он заявлял, что жизнь стремится к равновесию сил, к гармонии классовых интересов. Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) - основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя - лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20-30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структуру науки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современной западной социологии.
Позитивизм прошел три главные стадии развития:
1) классический позитивизм;
2) махизм, или эмпириокритицизм;
3) неопозитивизм и постпозитивизм.
Крупнейшими представителями классического позитивизма помимо О. Конта являются известные английские ученые Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Г. Спенсер попытался разработать учение об эволюции, основанное на простом описании наблюдаемых фактов. Однако отказ от масштабных теоретических обобщений не давал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития [5, c. 258].
Вторая стадия позитивизма имеет два названия: махизм - от фамилии известного австрийского физика Эрнста Маха (1838-1916) и эмпириокритицизм - от слов «эмпирия» - опыт и «критицизм» - критика. Создатели и наиболее крупные представители этой философской концепции - Э. Мах, швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896) и выдающийся французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912).
Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки правого опыта, т. е. попытался создать новую теорию познания. Это учение возникло на рубеже XIX-XX вв. в эпоху кризиса в физике, связанного с переосмыслением наиболее фундаментальных понятий физической науки и ее философско-мировоззренческих оснований. До конца XIX в. считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще И. Ньютон (1643-1727). Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Ее законы действуют не везде. Ситуация осложнялась тем, что вся естественнонаучная картина мира была основана на классической механике. У ученых возник вопрос: может ли наука осмыслить новые физические открытия и найти законы, объясняющие непонятные явления? Какой должна стать новая фундаментальная физическая теория? [6, c. 348].
Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни - из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий. Согласно Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте. В этом махисты повторяют подход классиков субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма, считавших, что «тела есть комплексы ощущений», а не материальные объекты, существующие независимо от человеческого сознания. Мах считал, что возникающие в результате объяснения реальности фундаментальные физические понятия (пространство, время, движение, сила и др.) субъективны и плохо отражают свойства вещей. С точки зрения махистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам. Поэтому Мах полагал, что наука должна рассматривать мир как набор «нейтральных элементов» - своеобразных «ничьих ощущений». То, что мы называем материальными предметами, было бы корректнее считать только «комплексами элементов». Введение в науку понятия материального тела Мах считал излишним, так как это нарушает принцип экономии мышления [7, c. 514]
Окончательное разделение предметов этики и правоведения произошло с развитием юридического позитивизма. Тео........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ерышев, А.А. История политических и правовых учений : учеб. пособие / А. А. Ерышев ; МАУП. - 2-е изд., перераб. и доп. - К. : МАУП, 2001. - 152 с.
2 Ахиезер , А.С. Философская основа социокультурной теории и методологии/ А.С. Ахиезер// Вопросы философии. - 2000. - №9. - С. 13-15.
3 Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник/ В.С. Барулин. - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.
4 Закомлистов, А.Ф. Процедура истины в юриспруденции / А. Ф. Закомлистов // Юридическая наука и развитие российского государства и права : Тезисы докладов научно-практической конференции (Пермь, 11-12 октября 2001 г.). - Пермь : Пермский гос. ун-т, 2002. - С. 11-15.
5 Каратини, Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. - М.: ЭКСМО, 2003. - 736 с.
6 Кириленко, Г.Г., Шевцов, Е.В. Философия: Справочник студента/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. - М.: Филологическое общество «Слово», 1999. - 672 с.
7 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах/ Б. Рассел. - Изд. 3-е, стереотип. - М.: Академический проект, 2000. - 540 с.
8 Нерсесянц, В.С. Советская теория права (Основные концепции) // В кн.: История политических и правовых учений XX в. М., 1995. - 543 с.
9 Орлов, А.А. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. [Электронный ресурс]/А.А Орлов. - 2009. - Режим доступа: college/filosofiya/pozitivizm.html. - Дата доступа: 14.04.2012.
10 Кедров, Б.М Классификация наук : В 3-х кн. /Б.М. Кедров// Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. - М. : Изд-во ВПШ и АОН, 1961. - 343 с.
11 Кон, И. С. Позитивизм в социологии/ И.С. Кон. - Л.:Слово, 1964. - 284 с.
12 Лавров, П.Л. Философия и социология: Избранные сочинения в 2-х томах/ П.Л. Лавров. - М.: Наука, 1965. - Т.2. - 703 с.
13 Кукушкина, Е.И. Русская социология XIX - начала XX века/ Е.И. Кукушкина. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 183 с.
14 Бергбом, К. Юриспруденция и философия права (1892) [Электронный ресурс]/ К.Бергбом. - Режим доступа: istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/120.html. - Дата доступа: 10.04.2012.
15 Беккер, Г., Восков, А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении/ Г. Беккер, А. Восков. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. - 895 с.
16 Марченко, В.М. Философия/ Марченко В.М. - К.: Юристъ, 2007. - 204 с.
17 Спиркин, А.Г Философия: Учебник. - 2-е изд./ А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
18 Якушев, А. Философия (конспект лекций)/ А. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.
19 История политических и правовых учений/ под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006. - 568 с.
20 Каро, Г. Э. Литтре и позитивизм : пер. с фр. / Г. Э. Каро. - М.: Русская мысль, 1884. - 322 с.
21 Герцен, А. И. Полн. собр. соч. и писем в 22-х т./ под ред. Лемке М.К. - Т.22. - Л. - М.: Русская мысль, 1925. - 385 с.
22 Тимирязев, К. А. Григорий Николаевич Вырубов: Соч., т. 9/ К.А. Тимирязев. - М.: Слово, 1939. - 285 с.
23 История философии в СССР: т. 3. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. - 578 с.
24 Aulard, A. Taine, historien de la rеvolution fran?aise/ А. Aulard. - Paris: ?douard Corn?ly et C, 1907.
25 Петрова, К.А. Тэн Ипполит Адольф [Электронный ресурс]/ К.А. Петров. - Режим доступа: > 26 Ренан, Э. Что такое нация: Собр. соч. в 12-ти т-х / пер. с франц. под ред. Михайловского В.Н. - СПб: К свету, 1902. - Т.6. - 578 с.
27 Графский, В.Г. История политических и правовых учений: учебник / В. Г. Графский. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 595 с.
28 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.
29 Мартышин, О.В. Совместимы ли основные типы правопонимания права /О.В. Мартышин// Государство и право. - 2003. - № 6. - С. 13-21.
30 Царьков, И.И., Кабардина, Г.А. Ясная неясность юридического позитивизма / И.И. Царьков, Г.А.Кабардина// Право и политика. - 2005. - №4. - С. 12-15
31 Харт, Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 302 с.
32 Выпуск 9. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия / Под. Ред. Т. В. Артемьевой, М. И. Микешина. - СПб.:Альманах «Философский век», 1999. - 366 с.
33 Алексеев, С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования./ С.С. Алексеев. - Минск.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 810 с.
34 Апсалямов, Р. Г. Юридический позитивизм: понятие, сущность, история развития / Р.Г. Апсалямов // Проблемы права. - 2010. - № 2. - 152-156 с.
35 История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.И. Власова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.
36 Фулер, Л.Л. Позитивизм и верность праву. Ответ профессору Харту/ Л. Л. Фулер // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. - № 6. - 45-47 с.
37 Харт, Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали/ Г.Л.А. Харт// Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. - № 5. - С. 56-58.
38 Пяткина, С.Я. О правовой теории русского юридического позитивизма /С.Я. Пяткина// Правоведение. - 1964. - №4. - С. 25-27.
39 Пяткин, С.Я. Юридический позитивизм в России/ С.Я. Пяткин. - СПб.: Юристъ, 2004. - 422 с.
40 Пахман, С.В. О современном движении в науке права/ С.В. Пахман. - Спб: Типография Правительствующего Сената , 1882. - 70 с.
41 Радько, Т.Н., Медведева, Н.Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права в России /Т.Н. Радько, Н.Т. Медведева// Государство и право. - 2005. - № 3 - С. 5-13.
42 Кузнецов, К.А. Спекторский Е. Задача энциклопедии права/ К.А. Кузненцов// Юридический вестник. Издание Московского Юридического Общества. - 1915 г. - № 10. - С. 259-261.
43 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января
44 Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов/ А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт-М, 2001. - 432 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.