На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Криминалистическая характеристика ДТП, особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций, планирование расследования. Ход первоначального и последующего этапов расследования.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
Содержание

Введение
1. Криминалистическая характеристика ДТП
2. Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. Планирование расследования
3. Первоначальный этап расследования
3.1 Осмотр места ДТП
3.2 Осмотр транспортного средства
3.3 Осмотр трупа
3.4 Показания свидетелей, потерпевших, водителей
3.5 Допрос ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств
3.6 Освидетельствование
3.7 Судебно-медицинская экспертиза
4. Последующий этап расследования
4.1 Следственный эксперимент
4.2 Судебная автотехническая экспертиза
4.3 Судебно-медицинская экспертиза
4.4 Криминалистические экспертизы
4.5 Комплексные и комиссионные экспертизы
Заключение
Список использованной литературы
Введение

В качестве контрольной работы мной была выбрана тема «Дорожно-транспортное происшествие и специфические экспертизы, проводимые при этом». Обеспечение транспортной безопасности остается для РФ актуальной проблемой, ведь бурный рост автомобильного парка в РФ, увеличение грузо- и пассажиропотока, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточная квалификация водителей, недисциплинированность пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки. В результате ДТП гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства. Влияние криминалистики в исследовании события ДТП очень сильно, она помогает разобраться в механизме ДТП и в спорных случаях определить кто виноват в случившемся.
В данной области проводили исследования такие ученые, как Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Балашов Д.Н., Маликов С.В., Ищенко Е.П. и другие авторы.
Цель данной контрольной работы - изучение темы «ДТП и специфические экспертизы, проводимые при этом» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) дать криминалистическую характеристику ДТП; 2) охарактеризовать особенности возбуждения уголовного дела; обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций; планирование расследования; 3) изучить первоначальный этап расследования; 4) рассмотреть порядок осмотра места ДТП; 5) охарактеризовать смотр транспортного средства; 6) изучить порядок осмотра трупа; 7) проанализировать порядок дачи показаний свидетелями, потерпевшими, водителями; 8) рассмотреть порядок допроса ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств; 9) охарактеризовать процесс освидетельствования; 10) рассмотреть порядок проведения судебно-медицинской экспертизы; 11) проанализировать последующий этап расследования; 12) изучить порядок проведения следственного эксперимента; 13) рассмотреть порядок проведения судебной автотехнической экспертизы; 14) охарактеризовать судебно-медицинскую экспертизу; 15) проанализировать криминалистические экспертизы; 16) изучить проведение комплексных и комиссионных экспертиз.
1. Криминалистическая характеристика ДТП

Из ст. 264 УК РФ можно сделать вывод, что преступные нарушения правил вождения или эксплуатации механического транспортного средства относятся к категории преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в условиях Вооруженных Сил РФ, ответственность за такие нарушения предусматривается по ст. 350 УК РФ11 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г..
К ДТП относятся происшедшие в результате движения транспортного средства события, повлекшие гибель или травмирование людей, повреждение транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений, причинение иного материального ущерба33 Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1993 г..
Исследования психологических факторов ДТП, проведенные Д. Клебельсбергом представляют большой интерес. К ним относятся: отвлечение внимания, недооценка опасности, неверная оценка обстановки, боязнь в манерах поведения и опасные привычки, ошибочный прогноз поведения других участников движения, недооценка собственного ошибочного поведения, непредсказуемое для окружающих собственное поведение, осознанное противоправное поведение в условиях движения и тому подобное111 Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Юристь», 2005 г.1.
Побочными факторами, обуславливающими ДТП, являются: спешка, настроение водителя, недостаточное знание ПДД, недостаточные навыки управления автомобилем, бездействие, незнание местности, другое112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2.
Объективным фактором, который увеличивает возможность совершения ДТП, является скоротечность этого явления, которая в своем развитии включает три этапа: первоначально возникает опасность или предаварийная дорожная ситуация, затем следует аварийная, а потом наступает послеаварийная обстановка11. Возникновение опасной ситуации характеризуется появлением движущегося или неподвижного препятствия. Если не было принято мер к ликвидации опасной ситуации, возникает аварийная обстановка, в которой предотвратить происшествие технически невозможно. Послеаварийная обстановка является носителем материальных следов происшествия12.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства111 Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Юристь», 2005 г.1.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия; внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение; выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения110 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «ИНФРА-М», 2006 г.0.
Основными элементами криминалистической характеристики ДТП являются: обстоятельства преступления; механизм следообразования; характеристика личности виновного в совершении преступления; сведения о личности потерпевшего99 Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Высшее образование», 2007 г..
К числу обстоятельств преступления, связанного с ДТП, относятся непосредственная причина происшествия, а также плохая подготовка водителя, отсутствие надлежащих навыков вождения11.
При анализе времени совершения ДТП можно проследить зависимость между интенсивностью движения и количеством ДТП. Максимальное количество их происходит: по месяцам - с июля по октябрь; по дням недели - в пятницу и субботу; по времени суток - с 17 до 21 часа. Почти половину от общего количества ДТП составляют наезды на пешеходов; остальные - в основном столкновения транспортных средств и наезды на различные препятствия55 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г..
В результате ДТП образуются как материальные, так и идеальные следы. Материальные следы: труп погибшего; телесные повреждения у участников ДТП; следы крови на проезжей части дороги и на транспортном средстве; следы протекторов, детали транспортного средства или их обломки на месте происшествия; повреждения на транспортном средстве или дорожных сооружениях. В отношении идеальных следов ДТП необходимо иметь в виду, что свидетели-очевидцы в редких случаях могут наблюдать всю картину события, обычно они видят какой-то отдельный момент ДТП; к тому же восприятие сопровождается эмоциональным стрессом, поэтому в сознании свидетеля формируется искаженное представление о событии. В то же время непосредственные участники ДТП (водитель и потерпевший) оценивают происшедшее каждый со своих субъективных позиций. Поэтому к показаниям на допросах нужно относиться критически и перепроверять их, сопоставляя с доказательствами, полученными из других источников77 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Изд.-во «НОРМА», 2000 г..
Характеристика личности водителя определяется его возрастом, состоянием здоровья, его опытом и навыками управления транспортным средством112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2.
2. Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. Планирование расследования

Так как первыми на место ДТП прибывают сотрудники ГИБДД, качество собранных ими первичных материалов имеет важное значение в решении вопроса о необходимости в возбуждении уголовного дела и для достижения успеха в его расследовании после его возбуждения. Основными документами в этих материалах являются: 1) протокол о ДТП; 2) схема дорожного происшествия; 3) протокол осмотра транспорта66 Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Сысоев Э.В. Криминалистика: Учебник для вузов. - Тамбов: Изд.-во «ТГТУ», 2006 г..
Поводами для возбуждения уголовного дела являются: обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших, очевидцев, сообщения сотрудников медицинских учреждений и так далее110 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «ИНФРА-М», 2006 г.0.
В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) каков характер ДТП - было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы; 2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия; 3) кто виноват в случившемся; 4) есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями; 5) каков механизм ДТП; 6) какие именно последствия наступили в результате ДТП; 7) какие ПДД нарушены; 8) кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта77 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Изд.-во «НОРМА», 2000 г.. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП10. Также следователь должен установить квалификацию и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения ПДД112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2.
В методике расследования дел по ДТП рассматриваются следующие ситуации: 1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия; 2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего; 3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего; 4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего66 Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Сысоев Э.В. Криминалистика: Учебник для вузов. - Тамбов: Изд.-во «ТГТУ», 2006 г.. В 1-м случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой ситуации следующие: 1) происшествие - результат нарушения ПДД водителем; 2) причина происшествия - нарушение ПДД пешеходом; 3) происшествие - результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта; 4) происшествие - результат непреодолимой природной силы либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2. Во 2-м и 3-м случаях обстановка на месте ДПТ остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места происшествия. В 4-м случае, когда обстановка на месте ДТП изменена его участниками, названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия55 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г..
Деятельность следователя не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций и оперативно-розыскных мероприятий111 Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Юристь», 2005 г.1.
3. Первоначальный этап расследования

К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего, изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания. При необходимости могут быть назначены другие экспертизы, проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2.
3.1 Осмотр места ДТП

От результатов осмотра места ДТП зависит успех раскрытия и расследования преступлений111 Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Юристь», 2005 г.1.
В протоколе отражаются обнаруженные обстоятельства и последствия происшествия, имеющиеся в момент совершения ДТП. Фиксируется место нахождения пострадавшего и транспортного средства. Определяется непосредственное место происшествия. Эти места должны быть «привязаны» к элементам улицы или дороги. Все линейные размеры следует определить с помощью рулетки или складного метра12.
При наличии на месте происшествия отлетевших осколков стекол фар и зеркала заднего вида, ветрового и бокового стекол, груза и других предметов необходимо зафиксировать их места нахождения в протоколе осмотра, измерив расстояния до границ проезжей части и элементов улицы или дороги. Затем необходимо осмотреть следы движения транспортного средства, определить их направление относительно границ проезжей части и расстояние до них77 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Изд.-во «НОРМА», 2000 г..
При осмотре важно дать характеристику участка пути, определить вид и состояние дорожного покрытия, величину угла уклонов - продольного и поперечного, радиусов, поворотов, ширины проезжей части, обочины, кювета, тротуара, пешеходного перехода, газона и других элементов улицы и дороги. При этом следует обратить внимание на наличие грязных и замасленных участков, выбоин и неровностей, степень однородности покрытия55 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г..
При наезде транспортного средства на пешеходов устанавливаются направление и длина пути их движения перед происшествием, отдельно по проезжей части, обочине, тротуару, газону. Важно определить, когда произошел наезд: в процессе торможения, до его начала или в конце112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.2.
При столкновении транспортных средств нужно исследовать путь и направление их движения за 100-200 м до места ДТП и после него. Важно разобраться в следах движения, определить их длину и угол расположения относительно границы проезжей части, а также расстояние до последней. Когда столкновение происходит на перекрестке дорог, необходимо получить справку из ГИБДД о том, какая из них является главной или же об их равнозначности5.
При боковом опрокидывании требуется определить радиус поворота дороги или улицы12.
Когда ДТП совершается в вечернее или ночное время при недостаточном освещении, необходимо разобраться с видимостью и обзорностью с места водителя в кабине транспортного средства5.
3.2 Осмотр транспортного средства

Транспортное средство после аварии сохраняет на себе множество следов. Посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, протокольного описания фиксируется положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам и другим транспортным средствам. Сначала фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств. Автомобиль начинают осматривать с его передней части, осмотр производят «снизу вверх». Обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего. Затем необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели. Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры88 Балашов Д.Н, Балашов Н.М, Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «ИНФРА-М», 2005 г..
Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток)99 Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Высшее образование», 2007 г..
3.3 Осмотр трупа

Осмотр трупа производится на месте ДТП или в морге и осуществляется по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы, а иногда - идентифицировать транспортное средство. Осмотр трупа на месте события позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП77 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Изд.-во «НОРМА», 2000 г..
Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и другие сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения. Все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. Если труп не был опознан, то при его осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет, провести опозновательную съемку. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена55 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г.. Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшествия с участием понятых, судебно-медицинского эксперта или врача22 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г..
3.4 Показания свидетелей, потерпевших, водителей

Важным источником сведений об обстоятельствах преступления являются показания свидетелей, потерпевших, водителей, участвовавших в ДТП. В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства ДТП; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после ДТП в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного движения112 Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистик и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.