На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82750


Наименование:


Курсовик ПОНЯТИЕ МОЛОДЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.МОЛОДЖНЫЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.12.2014. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 1.1. Понятие «субкультура», «контркультура», история термина. 1.2. Отличительные особенности молодёжной субкультуры. 1.3. Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры». 1.4. Причины появления молодежных субкультур. 1.5. Возникновение субкультур. 1.6. Различные подходы к классификации субкультур. ГЛАВА 2 МОЛОДЁЖНЫЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ 2.1. Белорусская специфика молодежных субкультур. 2.2. Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру. 2.3. Почти исчезнувшие субкультуры. 2.3.1 Хиппи. 2.3.2 Люберы. 2.4.Социальноопасные субкультуры. 2.4.1 Скинхеды. 2.4.2 Сатанисты. 2.4.3 Гопники. 2.5 Субкультуры, близкие к опасным. 2.5.1 Панки. 2.5.2 Стрейт-эдж. 2.6. Субкультура как стиль и смысл жизни. 2.6.1 Байкеры. 2.6.2 Хип-хоп. 2.6.3Мобберы. 2.7 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях. 2.7.1 Алисоманы. 2.7.2 Киноманы. 2.7.3. Металлисты. 2.8 Эмо и готы. 2.8.1. Эмо 2.8.2. Готы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3 5 5 7 10 11 13 16 19 19 21 22 22 24 25 25 26 29 30 30 31 32 32 33 35 36 36 37 38 39 39 40 44 45
ВВЕДЕНИЕ

«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…»
Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.
Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. Воспитание молодого поколения является главным направлением в современной педагогике. В деле духовно - нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки. Падение духовно - нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи - характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга.[1, с.17]
Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса исследователей и общества к этому феномену.
Исследованиями в области данного вопроса занимались такие ученые, как английский философ и историк Крэйг`O`Хаара, Громов Д.Б., Аксютина О. Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить Иконнинкову С.Н., Кондратьева М.Ю., Мухина О.Ю.
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.
Цель курсовой работы - объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику.
2. Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
3. Описать основные виды молодежных субкультур.
4. Выяснить, какие субкультуры актуально представлены в нашей стране
Курсовая работа носит теоретический характер. В первой главе я рассматриваю теоретическую основу понятия субкультуры как социального феномена, анализирую историческую базу возникновения термина, а также обозначаю основные культурологические сложности в вопросе изучения молодежных субкультур, опираясь при этом на труды современных ученых, культурологов, социологов. Во второй главе я привожу примерную классификацию существующий (основных) молодежных субкультур в нашей стране, выделяя социальный фактор и характерные черты.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие «субкультура», «контркультура», история термина.

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для этой работы интерес представляют следующие определения:
Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.
Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура - это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» [3, c.660]. Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Для любой субкультуры существует ряд определенных черт:
• Специфический стиль жизни и поведения;
• Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;
• Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. [6, c.43]
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура".
«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями» [5].
Контркульту?ра- специфический вид субкультуры.
Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.
Йингер трактует контркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью которого» эта группа является».
Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

1.2. Отличительные особенности молодёжной субкультуры

Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества. Для молодежи, в силу её определенных социально-психологических свойств, связанных и с каким-то юношеским максимализмом и со стремлением выделиться среди остальных, характерно участие в различных субкультурах.
Прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.
В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы, периоду обучения в техникуме, вузе, и начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста». [7,c.10]
Отличительными признаками молодежи служат:
• Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;
• Определение собственного социального статуса;
• Дифференциация в соответствии с социальными слоями.
• Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;
• Отсутствие собственной семьи;
• Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;
После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры. Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века, вытекающие из таких социальных процессов, как индустриализация и из социально-политических событий середины XX века, вызвавших, например, появление таких субкультур в молодежной среде, как битники, хиппи и т.д. В целом, молодежную субкультуру можно назвать показателем, отражающим жизнь и перемены, происходящие в обществе.
В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.
Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.
Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер.
Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культурно-творческой деятельности.
Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.
Также среди характерных особенностей молодежной субкультуры можно выделить возникновение её вокруг какого-либо центра, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике. [7,c.34]
Получается, что молодежная субкультура - культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.
В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.



1.3. Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.
Различия между этими типами культур отражены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение субкультуры и контркультуры[8]
Молодежная субкультура Контркультура
основная атмосфера - игра основная стихия - митинг
наличие оппозиции «они» - «мы» наличие общего значимого врага
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»
борьба за выживание борьба за победу
закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война
уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом
пассивно-оборонительная позиция агрессивно-наступательная позиция
цель - изменение самого себя цель - изменение общества

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.


1.4. Причины появления молодежных субкультур

Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления? Почему молодые люди восстают против общественных устоев? Что подталкивает молодёжь уйти в закрытое молодёжное сообщество или в секту; присоединиться к тому или иному, подчас социально опасному движению; встать в оппозицию взрослому миру?
Подходы западных социологов к выделению причин возникновения........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Крэйг`О`Хаара. Философия панка - больше, чем шум./ СПб 2005.
2. Липатов Э.В. Проблемы социализации. - Л.: Наука, 1996
3. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994.
4. Алекс Керви - Молодежные Субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни.
5. Субкультура и контркультура. Типология культуры// Библиотека по культурологи (электронный ресурс)
6. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование№6, 1998
7. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы социально - культурной интеграции и индивидуализации / А.С. Записоцкий - СПб. 2001.
8. Молодежь и рок-культура - молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс)
9. Омельченко Е. «Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» (электронный ресурс)
10. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10.
11. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.
12. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: >13. Громов Д. Любера: Как становились пацанами//«Теория моды», 2008 - 2009. - № 10.
14. Ромуальд - История Красных Скинхедов во Франции. Уникальность ситуации
15. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004
16. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. - Л., 1990





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.