Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82789


Наименование:


Курсовик Справедливость как принцип права.Принцип справедливости - обобщающее начало права

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.12.2014. Сдан: 2013. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы права 6
2. Принцип справедливости - обобщающее начало права 8
2.1. Понятие справедливости как юридической нормы 8
2.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права 14
3. Принцип справедливости в правотворчестве и правоприменении 19
3.1. Реализация принципа справедливости в процессе правотворчества 19
3.2. Справедливость и правоприменение 28
Заключение 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме «Справедливость как принцип права».
Справедливость сильно связана с правом и оказывает на него существенное влияние. Являясь частью морально-нравственной и правовой культуры, справедливость выступает, таким образом, регулятором общественных отношений, условием нормального и мирного сосуществования членов гражданского общества и правового государства. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали юристы, философы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Римские юристы (Павел, Цельс, и др.) полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права - это тавтология. Теолог Фома Аквинский рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права. Он считал правом все то, что не противоречит принципам справедливости.
Справедливость - это одна из острых проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение принципа справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения актуальных проблем тематики данного исследования. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является право в общем смысле.
При этом предметом исследования является сама справедливость как принцип права.
Целью исследования является раскрытие понятия справедливости, анализ проблем справедливости в праве и возможных путей их решения.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
· изучение, обобщение имеющегося теоретического материала по данной проблеме, его осмысление;
· рассмотрение понятий «справедливость» и «право»;
· определение роли принципа справедливости в правотворчестве и правоприменении.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены задачи исследования, определена цель, описаны методы исследования и источники информации. В первой главе дано общее определение принципам права. Вторая глава раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы, определяются основные понятия, обосновывается актуальность вопросов. В третьей главе более подробно рассмотрены проблемы справедливости в праве.
В процессе исследования делается попытка найти ответы на эти общие для многих отраслей знания вопросы и расширить и те специфические проблемы, которые стоят перед юриспруденцией, в том числе и относящиеся к справедливости. Исследуется процесс развития и функционирования права и справедливости в их взаимодействии и взаимопроникновении. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились нормативно-правовые акты по теме работы. Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, известные работы крупнейших философов в рассматриваемой области, результаты практических исследований зарубежных и отечественных авторов, публикации в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике справедливости, справочная литература и иные актуальные источники информации.
1. Принципы права
Принципы права - это лежащие в основе права и правового регулирования основополагающие начала, руководящие идеи. В переводе с латинского языка «principium» означает основу, главное положение. Принципами права называют органически присущие праву качества: принцип равноправия, социальной справедливости, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, гуманизм, демократизм.
Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юриспруденции. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормативно-правовых актах. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи правосознания, признанные обществом и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается потребностью в толковании тех же самых норм. По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.
Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.
Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом термины «отправные начала», «руководящие положения», «основополагающие идеи», «принципы права», «юридические принципы» являются синонимами.
2. Принцип справедливости - обобщающее начало права
2.1. Понятие справедливости как юридической нормы
Понятие справедливости - сложное и разностороннее. В соответствии с энциклопедическим словарем, справедливость есть категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Феномен справедливости вызвал к себе интерес исследователей очень давно. С античных времен ученые пытались отыскать понятие «справедливость». Весьма характерно представление о справедливости, выраженное в древнекитайской философии. Известную роль оно играет в консервативном этико-политическом учении Конфуция. По Конфуцию, быть справедливым означает следовать принципу «жэнь» (человеколюбия), а это предполагает неуклонное соблюдение норм установленного церемониала. Понятие «и» (собственно справедливость) носит у Конфуция подчиненный характер и интерпретируется как «долг». Наличие справедливости - одна из необходимых черт «благородного мужа», который отличается от «низших людей» - простолюдинов. Согласно Конфуцию, «справедливо все то, что способствует укреплению централизованной власти правящих слоев, сохраняет единовластие, укрепляет патриархально-рабовладельческие установления; что возводит в незыблемый закон сыновнюю почтительность, уважение к старшим и вышестоящим в социальной иерархии». Прогрессивный китайский писатель-демократ Лу Синь писал в начале ?? века о сугубо классовом, элитарном характере идеологии конфуцианства: «Я раскрыл книгу по истории, но, о каком бы периоде ни шла речь, каждая страница книги была испещерена словами «гуманность», «справедливость», «мораль», «добродетель». Так как я все равно не мог уснуть, то продолжал читать далеко за полночь и вдруг обнаружил, что вся книга пронизана одним словом: «людоедство».
В Древней Греции, заложившей фундамент европейской культуры, понятию справедливости уделялось повышенное внимание. Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт и рапсод, в своих трудах высказывал суждения о справедливости. Из всех человеческих добродетелей Гесиод, как это видно из его поэмы «Работы и дни», главной считал справедливость. Гесиод определял понятие справедливости не только честностью, умеренностью, а прежде всего отказ от захвата чужой собственности любым путем - обманом или насилием. Основанием справедливости является мера - взаимная выгода, утилитарный расчет. Справедливость у Гесиода тесно связана с кругом представлений свободных земледельцев, вчерашних общинников, она имеет вполне земной, социально окрашенный характер. Гераклит Эфесский писал, что «все происходящее в мире представляет собой не что иное, как проявление «божественного логоса», справедливости, управляющей ходом событий. Все положительные законы, за которые народ должен сражаться «как за свои стены», вытекают из справедливости». Сократ, рассматривая понятие справедливости, называл ее предметом «драгоценнее всякого золота». В философском учении Сократа проблема справедливости занимала особое место и это естественно, поскольку мыслитель принципиально отказался от натурфилософских размышлений и обращения к человеку как центру и главному объекту познания и самопознания. Сократ стремился доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость является неестественной, так как она плод незнания, заблуждения. Платон сделал справедливость почти синонимом права. Исходным пунктом размышлений в его сочинении «Государство» является собственность, имущественное право, обладание богатством. По Платону, государство является выражением идеи справедливости. «Справедливость будет и сделает справедливым государство, преданность своему делу у всех сословий - дельцов, помощников и стражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно»1. С точки зрения Платона, самое совершенное государство должно обладать главными доблестями, среди которых важное место отводится справедливости. Справедливость - одна из четырех добродетелей идеального государства. Наиболее стройную концепцию справедливости создал в античной философии Аристотель. Справедливость для Аристотеля - важное понятие, без которого не может существовать ни гражданская, ни политическая жизнь. По Аристотелю, справедливость не есть уравнительное распределение благ и не есть правый суд. Справедливость есть правильная оценка объема и степени сложности труда, которая проявляется в обмене и может измеряться деньгами. То, что соразмерно, то и справедливо. О справедливости в смысле соразмерности Аристотель писал: «Распределение почестей или денег, или вообще всего того, что может быть распределено между людьми… Другой ее вид проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена»2.
Многие идеи древнегреческих мыслителей (Аристотеля, Эпикура и других) нашли свое отражение в социально-философских и правовых концепциях Древнего Рима.
На развитие римского права оказывали влияние судебные прецеденты, при создании которых юристы нередко........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Литература:
1. Аристотель. Этика. Кн. V, 5. /Пер. Э. Радлова. СПб., 1908.
2. Бару М.И. Оценочные понятия в трудовом законодательстве // Советское государство и право. №7.
3. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч. Т. 1. М. 1971.
3. Васильев И. Анатомия поденщины. // Наш современник. 1986. №10.
5. Гегель. Философия права. М. 1934.
6. Герлах А. Справедливость как принцип социалистического права. Автореф. канд. юрид. Наук., М., 1983.
7. Гринберг Л.Г. Чувство справедливости. В кн.: Моральные чувства нашего современника. Л. 1966.
8. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.
9. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1968. Т. 6.
10. Котов Д.П. Вопросы судебной этики. М. 1976.
11. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М, 1978.
12. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., Т. 1.
14. Материалисты Древней Греции. М. 1955.
15. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 1974.
16. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М. 1960.
17. Общая теория государства и права. Академический курс // Под. ред. Н.М. Марченко в 2 т. Т. 2. М. 1998.
18. Общая теория права /Отв. Ред. А.С. Пиголкин.
19. Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. Л. 1976.
20. Платон. Государство.
21. Платон. Соч. М, 1971. Т. 3(1).
22. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.
23. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М. 1959.
24. Сабо И. Социалистическое право. М. 1964.
25. Самощенко И.С. Основы незыблемости советской законности. М. 1967.
26. Сергейко П.Н. Законность, обоснованность и справедливость судебных актов. Краснодар. 1974.
27. Соловьев B.C. Оправдание добра.
28. Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л. 1990.
29. Теория государства и права /Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа. 1994.
30. Чечина Н.А. Воспитательная функция советского гражданского процессуального права. Л. 1972.
31. Явич Л.С. Общая теория права. Л. 1976.
32. Явич Л.С. Сущность права. Л. 1985.
33. Ян Юн. История древнекитайской идеологии. М. 1957.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.