На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82797


Наименование:


Курсовик Формирование у младших школьников представлений и понятий о природных богатствах родного края

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.12.2014. Сдан: 2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания
1.2. Основные направления работы с младшими школьниками по формированию представлений и понятий о природных богатствах родного края
1.3.Особенности взаимодействия школы и семьи по экологическому воспитанию младших школьников
Выводы
ГЛАВА ІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровней сформированности экологической культуры школьников
2.2 Модель и методика формирования экологической культуры школьников
2.3 Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры школьников
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Экологическая культура как интегративное понятие рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать экологические ценности, знания и соответствующие способы жизнедеятельности. Основные функции по экологическому воспитанию детей и подростков возложены на систему общего образования, которая уже более десяти лет находится в ситуации реформирования образовательных моделей, корректировки методологических основ педагогического процесса, разработки новых эффективных образовательных технологий. В этой связи начинает проявляться все большее несоответствие содержания и форм традиционного экологического воспитания тем острейшим проблемам, которые возникают в системе отношений «человек-природа». Исследования показывают, что современные младшие школьники имеют низкий уровень базовых экологических знаний и ценностных суждений, у них слабо развито экологическое мышление, что в дальнейшем неизбежно скажется на качестве адаптации к социоприродной среде, способности осознанно осуществлять природосообразную деятельность.
За последнее время появилось значительное количество работ, раскрывающих воспитательные аспекты природоохранной деятельности в свете современных экологических проблем, характеризующих взаимоотношения общества и природы (Л.М. Галеева, И.Д. Лаптев, Н.Н. Моисеев и другие), а также работ по теории и практике экологического образования и тенденциям его развития (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, A.M. Мамедов, И.Н. Пономарев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и другие).
Психологические аспекты формирования экологического сознания личности и становления экологической культуры школьников рассматриваются в исследованиях Н.Н. Вересова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина и других Значительный вклад в научное осмысление проблемы формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к среде обитания внесены исследованиями по краеведческо-природоохранной работе (А.А. Борода, Ю.И. Валишин, В.С. Нагаев, А.А. Соловьев, А.Д. Солдатенков и другие), по выявлению роли природы в формировании личности (А.А. Алексеев, Г.А. Дружинина, А.Г. Родова, А.П. Сидельковский и другие), ее влияния на различные аспекты воспитания личности старшеклассников (В.Д. Иванов, С.В. Черенкова, А.Д. Шилин и другие), по внеучебной экологической работе (А.Б. Афонин, А.В. Миронов, Л.В. Романенко, Ю.П. Сокольников и другие), по вопросам воспитания личностной позиции учащихся в отношении к проблемам окружающей среды (А.Ю. Борисенко, Д.Ф. Баштаник и другие).
Цель работы: обосновать эффективность использования форм и содержания работы по экологическому воспитанию младших школьников в современной школе.
Задачи исследования:
· рассмотреть сущность и содержание экологического воспитания младших школьников;
· изучить особенности экологического воспитания младших школьников;
· проанализировать подходы к организации экологического воспитания;
· обосновать формы экологического воспитания младших школьников.
Объект исследования: экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования: экологическое воспитание школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, изучение и обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА І. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения [7, с.24].
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер ( формирование экологических представлений; развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработка навыков и привычек поведения в природе; преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [4, с.108].
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком [8, с.45].
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
· образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
· воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
· развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека [6, с.27].
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [19, с.81].
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения [3, с.27].
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [19, с.115].
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым [7, с.28].
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Экологическое образование не должно сводиться к обучению школьников экологии как биологической науке, это - процесс формирования комплекса знаний, умений, навыков и привычек, которые могут составить основу экологической культуры, к которой личность чувствует свою принадлежность [3, с.14].
В научной литературе можно выделить различные подходы к трактовке понятия «экологическая культура» (табл. 1.1).
Таблица 1.1. - Подходы к трактовке понятия «экологическая культура»в научной литературе
Автор Год Дефиниция понятия
И.Д. Зверев 1983 Наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережно относится к природе.
Б.Т.Лихачёв 1995 Системообразующий фактор, способствующий формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
В.А. Левин 1996 Способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
М.В. Епихин 1998 Система принципов рационального природопользования, готовности и умения решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей
И.В.Цветкова 2000 Качественное новообразование личности, совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
В.А. Ясвин 2000 Культура, в которой быт человека, его жилище, производство, право, искусство, политика, религия и все сферы жизнедеятельности ориентированы на представления об экологической целесообразности, на законы устойчивого развития, на сохранение биоразнообразия, здоровья среды и другие экологические концепции, получившие научное и общественное признание.


1.2. Основные направления работы с младшими школьниками по формированию представлений и понятий о природных богатствах родного края
Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.
Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования.
Первый принцип из группы «специфических» ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда.
В эти годы было выявлено содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;деятельностный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.
Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия человека. Придерживаясь ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов, И.В. Леваков, Н.В. Баркалов. - М.: Изд.Дом «Дашков и К», 2001. - 236 с.
2. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. - 1996. - № 3. - С. 57-59.
3. Дежникова, Н. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. /Н.Дежникова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
4. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
5. Добрецова, Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности /Н.В.Добрецова// Биология в школе. - 1991. - №4. - С. 59-61.
6. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 89 с.
7. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
8. Ильина, А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук./А.Н.Ильина. - М., 1998. - 176 с.
9. Квасова, Л.С. Фролова, Н.А. О некоторых аспектах экологического образования в школе. - 1993. - №3. - С. 36-40
10. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования /Е.А.Когай// Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4. - С. 114 - 129.
11. Зверева, И. Д. Концепция экологического образования / под ред., И. Т. Суравегиной. - Москва, 1996. - 48 с.
12. Лаптиёва, B.C. Воспитание экологической культуры подростков /В.П.Лаптиева// Биология в школе. - 1997. - №4. - С. 61-65.
13. Музланов, Ю.А., Лобов, И.В. Экологические исследования школьников: научно-исследовательская лаборатория в действии//Методическое пособие, Ряз. обл. ин-т развития образования. - Рязань, 2000. - 81 с.
14. Назаренко, В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения //В.М.Назаренко/ Экология и жизнь. - 1997. - №2-3. - С. 22-29.
15. Назарова, Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов / Н. С. Назарова. - М.: Высш. шк., 1989. - 104 с.
16. Симонова, Л.П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков./Л.П. Симонова// Дополнительное образование. - 2001. -№ 9. - С.8-12.
17. Урсул, А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития / А. Д. Урсул // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград, 1996. - 282 с.
18. Шарипов, М.И. Социально-философский анализ проблемы формирования экологической культуры Дис.канд. филос. наук. /М.И.Шарипова. - М., 2000. - 174 с.
19. Экологическое образование школьников/ А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.: Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. - Москва: Педагогика, 1983. - 238 с.
20. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры./В.А.Ясвин. - М.: Наука, 2000. - 100 с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.