На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82896


Наименование:


Диплом выявление воздействия отдельных факторов на становление игровой деятельности старших дошкольников.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.12.2014. Сдан: 2011. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………........ 5
1.1. Общая характеристика игровой деятельности дошкольников……. 5
1.2. Развитие игровой деятельности в дошкольном детстве…………… 10
1.3. Факторы, способствующие развитию игровой деятельности дошкольников……………………………………………………….... 18
Глава 2 Исследование развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста……………………………… 30
2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 30
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация……………. 32
Выводы……………………………………………………………………….. 50
Заключение…………………………………………………………………... 51
Библиография……..…………………………………………………………. 53
Приложения…………………………………………………………………. 56
Введение
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, так как именно в игре формируются основные новообразования данного периода.
В игре дошкольники приобретают опыт общественного поведения в обществе сверстников, приобщаются к жизни окружающих взрослых, практически усваивают моральные нормы и правила, имеют возможность проявить большую, чем в другой деятельности, активность, самостоятельность. Сюжетно-ролевые игры в этом занимают особое место. В этих играх дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя.
Актуальность исследования. Практический опыт наблюдения за игровой деятельностью детей, анализ исследовательских работ по проблемам игры показывает наличие редукции игровой деятельности у старших дошкольников. Л.И.Эльконинова, Е.О.Смирнова, О.В.Гударёва, Н.И.Гуткина, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова отмечают, что современные дети стали играть меньше по сравнению с их сверстниками в 70-е - 90-е годы. Данное положение игры авторы объясняют следующими причинами: дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями; закрытость для детского понимания мира современных взрослых; активное внедрение информационных технологий; изменение структуры неформальной детской группы (отсутствие возможности общения со старшими детьми).
Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения объекта, предмета исследования, постановки цели и задач.
Объект исследования: процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: факторы, способствующие развитию сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Объект и предмет определили цель исследования: выявление воздействия отдельных факторов на становление игровой деятельности старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
- проанализировать исследования, посвященные проблеме развития игровой деятельности дошкольников;
- выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
- проследить влияние разных факторов на развитие игровой деятельности дошкольников.
Психологи выделяют следующие факторы, влияющие на развитие игровой деятельности: организация предметной игровой среды, знакомство детей с содержанием и смыслом человеческой деятельности; непосредственное обучение взрослым игровой деятельности детей (Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова, И.Л.Кириллов и др.).
Однако, специфическое значение каждого фактора для развития игровой деятельности не исследовано. Непонятно: можно ли для становления высоких уровней развития игровой деятельности заменить один фактор всем остальным; можно ли пренебречь каким-либо фактором при организации игровой деятельности. В этой связи была сформулирована следующая гипотеза: отдельные факторы оказывают особое воздействие на становление игровой деятельности дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников старшей группы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- метод экспертной оценки.
Новизна исследования связана с изучением специфического влияния разных факторов на развитие игровой деятельности старших дошкольников.
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема

1.1. Игровая деятельность, общая характеристика игровой деятельности
Согласно с принципами культурно - исторической теории и теории деятельности, игра анализируется как ведущая деятельность дошкольника. Собственно в ней формируются и наиболее эффективно формируются важнейшие новообразования данного периода: образное мышление, творческое воображение, самосознание, произвольность, мотивационная сфера ребенка и пр., собственно в игре дошкольников сформировываются узловые предпосылки постижения учебной деятельностью и, таким образом, то, как играет ребенок, во многом устанавливает успешность его обучения в школе [27].
Педагоги и психологи подчеркивают огромную ценность игры для детского развития. Е.О. Смирнова и И.А Рябкова отмечают, что термин «игра» во многих программах дошкольного воспитания присутствует в различных вариантах (игровая форма, «игровые средства», «игровые технологии») и пронизывает все разделы. Поэтому первостепенной задачей современного ДОУ является создание условий для игровой деятельности детей. В Конвенции о правах ребенка вместе с другими жизненно существенными правами постулируется право ребенка на игру.
Авторы считают, что в истории психологии и философии игра определяется через следующие признаки:
- свободная активность, лишенная принуждения;
- эмоциональный подъем, причем наличие удовольствия от деятельности, а не от ее результата;
- спонтанность, импровизация, активное опробование себя и предмета игры.
В случае присутствия этих признаков в деятельности ребенка можно говорить о наличии игры в широком смысле данного термина. В этом широком контексте к игре можно отнести свободное манипулирование игрушками, самостоятельное экспериментирование, игры с правилами и пр. Вместе с тем, по мнению Е.О. Смирновой, к игре нельзя отнести всякую деятельность, предполагающую директивную активность взрослого, его руководство и принуждение, даже если при этом употребляются игрушки или сказочные сюжеты. Поэтому свободная, спонтанная, эмоционально насыщенная деятельность - необходимое условие права на игру детей [27].
В отечественной и зарубежной психологии в понимании природы и содержания детской игры различают две прямо противоположные позиции, определяющие педагогические рекомендации по организации и руководству ею.
Представители первой позиции (З. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд и др.) рассматривают игру как инстинктивно-биологическую по своей природе деятельность, выражающую в особой символической форме врожденные влечения ребенка, которые вытесняются под жестким давлением общества [33]. Этот подход выделял противостояние общества и личности, общества и ребенка и рассматривал сюжетно-ролевую игру как своеобразное бегство ребенка от реальности в мир фантазий и воображения, как форму защитного поведения личности.
Представители второй позиции (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) отмечают, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но что она социальна по своему внутреннему содержанию, что она социальна по своей природе, по своему генезису, т. е. детская игра зарождается из условий жизни ребенка в среде. Здесь игра не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и «взросления», подготовки ребенка к будущей жизни [34].
Определение игры в более научном, классическом смысле было дано Д.Б. Элькониным, который исследовал не игру вообще, а определенный ее вид - сюжетно-ролевую игру - и понимал ее как высшую, развернутую и наиболее развитую ее форму. Он писал, что в такой игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности» [31].
Л.С. Выготский в качестве важнейшей характеристики детской игры установил расхождение реальной и мнимой ситуации: «Ребенок в игре начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации» [6].
Под словом «мнимый» понимается выход ребенком за пределы реального воспринимаемого, совершаемый осознанно и приписывание ему новых значений, т.е. то, что дети определяют известным словом «понарошку» (или «как будто») [27]
Итак, Л.С.Выготский, анализируя структуру игры, выделил, что существенный момент - мнимая ситуация: "то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения". Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая игра с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. По его мнению, развитие игры в детском возрасте совершается следующим образом - от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией [7].
Л.И. Божович указывает, что причиной расцвета в период дошкольного возраста творческой ролевой игры является то, что ребенок не может реализовать свое желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого (его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми) в жизни. Поэтому у него возникает потребность отобразить в воображаемом плане поведение и деятельность взрослого, взяв на себя ту или иную роль.
Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой создаются многие его психологические особенности [6].
Л.А. Венгер отмечал, что «Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов» [34]
Подобный взгляд на детскую игру характерен не только для представителей отечественной школы психологии, но и для представителей других школ, имеющих иные основания в рассмотрении сущности и природы игры.
Так, Э. Эриксон писал, что «детская игра есть инфантильная форма человеческой способности осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуаций, и овладевать действительностью через эксперимент и планирование».
А.П. Усова в своих трудах делает акцент на различении в старшем дошкольном возрасте собственно ролевой игры, где ребенок принимает на себя игровую роль и игры с приписыванием роли персонажам-игрушкам и развертыванием действий опосредствованно, через игрушку. Последняя в работах А.П. Усовой получила наименование «режиссерской» игры.
А.Н.Леонтьев отмечал, что игровая деятельность возникает у детей на границе раннего и дошкольного возраста. Он считал, что в основе игры лежит использование игровых символов, которые выполняют функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия [18].
Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". Игра - это та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально постигает всю систему человеческих отношений. Игра - это форма овладения окружающего путем ее моделирования, отображения [33].
Исследования Д.Б. Эльконина показали, что игра - это образование историческое, а не всеобщая форма жизни всех детей. Игра возникает только на установленных этапах развития общества, а именно в то время, когда у ребенка нет возможности принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, необходимость подождать достижения ребёнком определённого возраста. Источником возникновения и развития игры является среда, а именно поэтому она имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Ребенок перенимает из окружающей действительности не только сюжет, но и содержание игры.
Таким образом, из выявления суждения игры педагогами, психологами всевозможных научных школ можно выделить ряд общих положений:
Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности дошкольников. Игра - практика развития.
Игра социальна по своей природе, в ней отражается смыслы и содержание человеческой деятельности.
Игра - самая непринужденная форма деятельности дошкольников, не терпящая грубого вмешательства взрослых.
Игра есть свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на творчество и разум.
Таким образом, игра дошкольников - это особый тип деятельности детей, в котором раскрывается отношение к окружающей действительности, который имеет свое специфическое содержание и строение (особый предмет и мотивы деятельности, особую систему действий и др.).
Об особенностях развития детской игры пойдет речь в следующем параграфе.

1.2. Развитие игровой деятельности в дошкольном детстве
В психическом развитии дошкольника игра является, прежде всего, средством постижения мира взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация содержит в себе замещение (вместо людей - кукла), упрощение (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). Ребенок, копируя в игре действительность, впервые сам становится субъектом деятельности.
Ролевая игра - это та деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Обыгрывая определенные роли, воображение ребенка получает характер перевоплощения. Его успешность непосредственно связана с личным опытом ребенка, степенью развития его эмоций, интересов, фантазии. Игра с сюжетом впервые зарождается на границе раннего и дошкольного детства. Это так называемая режиссерская игра, в которой предметы, которые используются ребенком, наделяются игровым смыслом. В этих играх сюжет примитивен, а выполняемые действия однообразны. Позже возникает образно-ролевая игра, где ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует соответственно.
Режиссерская и образно - ролевая игра являются основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, достигающая своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Далее из нее выделяются игры с правилами. И.Ю. Кулагина отмечает, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться [11].
В сюжетно-ролевой игре дети отображают человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами главным оказывается четкое выполнение правил игры, а роль уходит на второй план; обычно в этих играх появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).
По данным Д.Б. Эльконина и А.П. Усовой, игра становится формой самостоятельной жизни детей к 4 - 5 годам, когда они, усваивают основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого воздействия взрослых.
Многими исследователями обосновано, что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом - этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества.
Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми:
- воображаемых отношений, которые соответствуют той или иной роли, взятой на себя ребенком и сюжету;
- реальных взаимоотношений детей как партнеров по совместной деятельности.
Исследования и педагогический опыт убедительно представляют, что эти два вида отношений не тождественны. А.В. Запорожец отмечает, что при вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные. Дети как бы выходят (временно) из игры, превращаясь в обычных мальчиков и девочек, и действуют не согласно требованиям игры, а проявляют для них отношения, в которых ярко «выступают» уровень воспитанности, общего развития, а также те или иные личностные особенности.
Е.В. Зворыгина выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями:
- на первом этапе происходит овладение детьми предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;
- на втором этапе имеет место переход к игровым действиям с предметами-заместителями и с воображаемыми предметами. В начале эти действия носят развернутый характер: ребенок пальцами руки передает форму и размер какого-либо воображаемого предмета;
- на третьем этапе происходит обобщение, свертывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;
- на четвертом этапе имеет место обозначение знакомых действий со словом без непосредственного их выполнения [3].
Вместе с тем Е.В. Зворыгина отмечает и роль игр детей первых двух лет жизни, в развитии которых выделяет два этапа:
- ознакомительный этап, характеризующийся манипулятивным характером игровых действий ребенка;
- отобразительный этап характеризуется тем, что после того, как ребенок овладел действиями, связанными с физическими свойствами предметов, дети принимаются к использованию предметов в качестве орудий, воспроизводя в игре не только их физические свойства, но и социальное назначение. На данном этапе происходит пер........


Список литературы
Авдулова Т. Игра и ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // дошкольное воспитание. - 2008.- №8, С. 28.
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А. Зарин. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. Герцена: изд-во «СОЮЗ», 2001. - 416 с.
Барсукова Л.С, Тверитина Е.Н. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Л.С. Барсукова, Е.Н. Тверитина. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
Брунер Дж. Психология познания. / За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1981.- С.56.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С.Выготский//Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно - ролевой игры современных дошкольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кпсхн. М., 2005.
Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии 1992. № 1. с. 22.
Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - М.: изд. Дом «Воспитание дошкольника». - 2002. - 128 с.
Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И.Жуковская. - М.: Просвещение, 1984.- 89 с.
Кириллов И.Л., Короткова Н.А. Проблема стилевых различий в сюжетной игре дошкольников и проектирование развивающей игровой среды. //Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. М., 1995.
Кириллов И.Л., Кудрявцева В.Т., Уразлиева Г.К. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / И.Л. Кириллов, В.Т. Кудрявцева, Г.К. Уразлиева // - М.: МАКС Пресс, 2005. - С. 306-368.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е изд.,стер. - М.:Академия. - 2002. - 416 с.
Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. …канд. психол. Наук. М., 1982.
Короткова Н.А Игра как содержательное общение // Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. С. 122 - 130.
Короткова Н.А, Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов. - М., 2002 - 43с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М., 1981.- С.447.
Михайленко, Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Педагогика, 1990.- 174 с.
Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я.Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1983. - №12.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 1981. - №4.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. - № 4., М., 2005.
Репина О.К. Исследование сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. / О.К. Репина // Психологическая наука и образование № 2., М., 2006.
Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования. / В.В. Рубцов, Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. № 3., М., 2010. С. 5 - 17.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. № 3., М., 2010. С. 62 - 69.
Соловьева Е.В., Якобсон С.П. Дошкольник, каков он? / Е.В. Соловьева, С.П. Якобсон. - М.: изд. Дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 80с.
Стеффен Сэйфер. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении. // Психологическая наука и образование. № 3., М., 2010. С. 48- 55.
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А. В. Запорожца / А.П.Усова. - М.: Просвещение, 1976. - С.235.
Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7.
Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / Д.Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8.
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.- С. 27.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.