Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Европейский суд по правам человека как субъект европейского права. Совет Европы и его организации. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека. Организационная структура. Порядок обращения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.12.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


25
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО ,,ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ''
Кафедра правосудия

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Судебная защита»
на тему:
«Европейский суд по правам человека»
Выполнила: ст. гр. 04ю4
Костина С.Г.
Проверил: Терехин В.А.
ПЕНЗА 2007
План
Введение
Глава I. Совет Европы и его организации
Глава II. Европейская Конвенция о защите прав человека
Глава III. Европейский Суд по защите прав человека
3.1 Организационная структура
3.2 Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека
3.3 Механизм функционирования Европейского Суда
Заключение
Библиографический список

Введение
Европейское право как упорядоченная система правовых норм - результат многовекового развития национальных правовых систем Европы, сформировавшихся в процессе правотворчества национальных и европейских представительных, исполнительных и судебных органов власти. В настоящей работе рассматривается один из центральных институтов Европейского права, консолидирующий в своей деятельности формальные структуры европейских государств. Наиболее распространенным является понимание Европейского права - как права Европейского Союза (ЕС) (до 1992 г. права Европейского Сообщества или коммунитарного права), развивающегося в связи с интеграцией экономики и политики европейского континента в середине ХХ в. Термин "коммунитарное право" имеет французское происхождение (communaute - "сообщество"). Коммунитарное право - это квинтэссенция правовых норм стран Западной Европы в том смысле слова, что общие для всех государств Европейского Союза правовые нормы могли быть сформулированы лишь на зрелом этапе развития национальных правовых систем на основе глубоких сравнительно-правовых исследований отраслей и институтов права отдельных государств, а также конвергенции различных (а зачастую прямо противоположных) моделей решения проблем
Институты ЕС: Европейский Парламент, Совет Министров, Европейский Совет, Европейский Суд по правам человека, Счетная палата, а также некоторые другие органы. Все страны-члены ЕС представлены главами правительств в его руководящем органе - Европейском Совете. В рамках этого органа, собирающегося не реже 2 раз в год, принимаются наиболее важные решения. Существует несколько точек зрения на правовую природуЕС
1) ЕС классическая межгосударственная (международная) организация, хотя и обладающая определенными особенностями. Совет Министров ЕС основной орган, наделенный правотворческой компетенцией, и его инфраструктурное подразделение в лице Комитета постоянных представителей типичный представительный орган, как в традиционных международных организациях. Черты международной организации заметны в наличии общих институтов, не именуемых государственными.
2) ЕС наднациональная организация, поскольку его задача заключается в унификации территорий, населения и экономик государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогичными государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан. В определенной мере это влияет на структуру международного сообщества и ведет к пересмотру традиционных взглядов на суверенитет. Среди объединений государств могут образовываться новые политические структуры, которые вышли из зоны традиций.
3) К ЕС неприменимы критерии, относящиеся к международным (межгосударственным) организациям, так как он обладает совершенно иной правовой природой, является новым видом международных организаций. Термин "наднациональность" появился как концентрированное выражение федералистских устремлений "отцов" западноевропейской интеграции Ж. Моне и Р. Шумана. В официальных документах он использовался со времени разработки Договора об учреждении ЕОУС 1951 г., хотя в тексте Договора не содержится определения понятия "наднациональность". Упоминается он и в Договоре о создании Европейского оборонительного сообщества 1952 г. Распространено мнение, что главным критерием при квалификации международной организации в качестве наднациональной служит передача ей государствами-членами суверенитета в определенной области. Термин "наднациональность" редко используется: деятельность ЕС, хотя и принимает все более институциональный характер, все же часто осуществляется путем межгосударственного сотрудничества.

Глава I. Совет Европы и его организация
Совет Европы многие называют хранителем европейского наследия в области прав человека. Гарантирует же соблюдение их прежде всего такая организация, как Европейский Суд по правам человека. История возникновения Европейского суда по правам человека неразрывно связана с историей самого Совета Европы, который был основан в 1949 году как европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Его цель - достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу (ст. 1 Устава). В настоящее время его членами являются тридцать четыре государства. Заявки на вступление подали еще семь государств: страны Центральной и Восточной Европы.
Уставными принципами Совета Европы являются плюралистическая демократия, уважение прав человека и верховенство права. Его члены признают принципы верховенства права и предоставления всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, прав человека и основных свобод (ст. 3 Устава). Структура организации соответствует демократическим институтам государств-членов: в нее входят Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел всех государств-членов, и Парламентская Ассамблея, в состав которой входят делегации парламентариев, назначаемые парламентом каждой страны. Эти два органа обслуживает Секретариат Совета Европы; он работает под руководством генерального секретаря, избираемого Ассамблеей. Б. Н. Топорнин, А. И. Ковлер, М. М. Славин, И. С. Крылова. Европейская интеграция: правовые проблемы.- М.:,, Элит'', 1992 г.
Комитет министров, проводящий заседания на уровне министров не менее двух раз в год, а в остальное время работающий на уровне постоянных представителей государств-членов, создает условия для политического диалога на министерском и других уровнях по вопросам развития европейского сотрудничества с учетом принципов Организации. Он организует межправительственное сотрудничество в тех областях, в которых действует Совет. В своей работе Комитет министров руководствуется прежде всего европейскими конвенциями и соглашениями, а также рекомендациями, адресованными государствам-членам. Его решения готовят комитеты правительственных экспертов и других специалистов, что создает широкие рамки для контактов, обменов мнениями и дискуссий. Конференции, в которых принимают участие министры определенной специализации, служат форумами для политического диалога по конкретным сферам деятельности. Хотя Ассамблея является консультативным органом и не имеет законодательных полномочий, она является важной движущей силой для Совета Европы. Рекомендации, которые она дает Комитету министров, оказываются отправной точкой для действий во многих ключевых областях работы Совета Европы. В 1989 году Парламентская Ассамблея учредила статус специально приглашенного, с тем чтобы установить более тесные связи с парламентами стран Центральной и Восточной Европы. По состоянию на март 1995 года статусом специально приглашенных пользовались восемь государств, и еще три обратились с просьбой о его предоставлении. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.// ,,Государство и право. ''-1993.- № 4;
Законченность структуре Совета Европы придает Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОЕ) - полупарламентский орган, состоящий из национальных делегаций избранных представителей местного и регионального уровней. Его цель - позволить избранным представителям местного и регионального уровней свести воедино свой опыт и выразить свои мнения и интересы, связанные с европейским сотрудничеством. Во всех областях Совет Европы тесно сотрудничает с неправительственными организациями, работу которых он считает важнейшей составной частью демократического процесса. Согласно Уставу Совета Европы, свобода личности, политическая свобода и верховенство права, которым привержены государства-члены, лежат в основе "любой истинной демократии". Это означает, что с разумными интервалами, на основе всеобщего и тайного голосования должны проводиться плюралистические выборы в парламент, который должен пользоваться широкими полномочиями и иметь в своем составе представителей политических партий; они, в свою очередь, должны иметь право свободно организовываться и выражать свои убеждения. Парламентская Ассамблея и Комитет министров исходят из этих принципов и стандартов, рассматривая заявки на вступление в Совет Европы. Аметистов Э. М. Современные тенденции развития права Европейского Сообщества.//,, Сов. государство и право.”- 1985.- № 7;

Права и свободы человека закреплены в двух крупнейших документах Совета Европы - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. Эти два договора определяют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов. Они также устанавливают коллективные процедуры надзора и гарантии на европейском уровне. Недавно эти документы были дополнены Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, которая была открыта для подписания 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г. В дополнение к этим правовым документам министры иностранных дел и Парламентская Ассамблея разрабатывают многие другие соглашения и выносят рекомендации по вопросам прав человека, которые могут оказать значительное воздействие на политику государств-членов в данной области. Документы Совета Европы устанавливают ряд важных принципов, применимых к правовому государству: принцип законности, право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судам, гарантии справедливого и открытого судебного разбирательства, беспристрастность судей и соразмерность наказания содеянному. Этими принципами должны руководствоваться правительства и другие органы власти, а также судебные и законодательные органы.

Глава II. Европейская Конвенция о защите прав человека
Европейская конвенция о защите прав человека была заключена в 1950 году в Риме. Для 15 правительств, подписавших ее в то время, она олицетворяла "первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека". За более чем сорок лет, прошедших со времени ее вступления в силу (1953 год), она превратилась в зрелый документ о правах человека, возможно, самый радикальный и эффективный из ныне действующих. Несомненно, своей эффективностью она в значительной мере обязана политической воле государств-участников и их общей системе ценностей. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 30 из 34 государств-членов Совета Европы, каждое из которых добровольно признало обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, а также право на подачу индивидуальных петиций. Сама Конвенция представляет собой международный договор, согласно которому государства-члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Ведется постоянный контроль за осуществлением Конвенции с целью расширить обеспечиваемую ею защиту как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур. Однако ни сама Конвенция, ни предусмотренные ею механизмы не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Их цель - предоставить международную гарантию в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных государствах. В 27 из 30 государств-участников нормы Конвенции стали внутригосударственным правом, благодаря чему любое лицо может подать в национальный суд или другой орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее положениях. Но и в тех странах, где Конвенция не имплементирована во внутреннее право, не должно возникать противоречий между практикой и положениями Конвенции. Маклаков В. В. Европейские сообщества и права человека.- М.: ,, Норма'',1993 г.;
Механизм международной защиты может работать в двух режимах. Первый позволяет любому государству-участнику подавать жалобу в Европейский суд по правам человека, если оно считает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Конвенции. Второй, более известный режим позволяет любому лицу обращаться непосредственно в Суд с жалобой на любое государство-участник, которое сделало особое заявление о признании компетенции Суда в данном вопросе. Как уже отмечалось, такие заявления сделали все 30 государств-участников.

Глава III. Европейский суд по защите прав человека
3.1. Организационная структура
Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация. Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний. Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья - гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда. В. Г. Головин. Европейский Союз: новый этап интеграции.-М. ,,Эксмо'',1996 г.;

Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит слушания, которые, в принципе, являются открытыми. После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.
Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит.
К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая следующие:
- применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда);
- различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг);
- право обращения в суд по гражданским и уголовным делам;
- различные процессуальные аспекты уголовного правосудия;
- споры по вопросам социального обеспечения
- правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей;
- доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства;
- меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей;
- прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции;
- свобода участия в деятельности профсоюзов;
- права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация).
Со времени своего создания в 1959 году и по 31 декабря 1994 г. Суд вынес 498 решений. Число дел, передаваемых в Суд, резко возросло: в 1970 году в Суд поступило одно дело, в 1980 году - 8, а в 1994 г. - 59. Такое увеличение количества дел можно объяснить прежде всего тем, что теперь все договаривающиеся государства признают право подачи индивидуальных петиций и обязательную юрисдикцию Суда. Если дело не передается в Суд, то Комитет министров Совета Европы (большинством в две трети голосов) решает, имело ли место нарушение Конвенции. Маклаков В. В. Европейские сообщества и права человека.- М.: ,, Норма'',1993 г.;
Выявив нарушение, Комитет министров может далее постановить, что государство должно предоставить жертве "справедливое удовлетворение", т. е. компенсацию за ущерб, размер которой устанавливается. Как и решения Суда, решения Комитета министров являются окончательными, и государства-члены обязуются считать их обязательными. Однако такая квазисудебная роль Комитета министров подвергается широкой критике, поскольку Комитет министров состоит из представителей государств-членов, которые представляют также ответчиков. Хотя государства-ответчики очень редко отказываются голосовать за решение о факте нарушения Конвенции в их странах, большинство наблюдателей сегодня согласны с тем, что положение о такой судебной функции Комитета министров следует исключить из Конвенции. Решение об этом было принято в рамках реформы контрольного механизма, предусмотренного Конвенцией. Вторая важная функция, возложенная на Комитет министров, состоит в надзоре за осуществлением решений Европейского Суда по правам человека. Удостоверившись в том, что заинтересованное государство приняло меры к удовлетворению иска, которые могут включать в себя выплату компенсации или изменение внутригосударственного права, Комитет министров принимает резолюцию о прекращении дела. Надзор Комитета министров за осуществлением решений Суда, а до вступления в силу Протокола 11 - и его собственные решения, принимавшиеся согласно статье 32 Конвенции, возможно, входят в число главных позитивных отличий, объясняющих эффективность Европейской конвенции о правах человека. То обстоятельство, что государства-члены соглашаются выполнить решения Суда, в частности путем изменения законодательства с целью избежать нарушений в будущем, вносит существенный вклад в создание того, что можно назвать европейским общественным порядком в области прав человека. Благодаря Конвенции достигнуты блестящие результаты: прецедентное право Европейского Суда по правам человека оказывает все более глубокое влияние на законы и социальные реальности в государствах-участниках. Можно сослаться на некоторые примеры. В Австрии, где Конвенция имеет ранг конституционного закона, пришлось изменить уголовно-процессуальный кодекс в соответствии со страсбургским прецедентным правом; это же относится и к системе гонораров, выплачиваемых адвокатам за юридическую помощь. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы.- М.:,, Проспект”, 1992 г..
В Бельгии были внесены поправки в уголовный кодекс, в законодательство о бродяжничестве и в кодекс о гражданской ответственности - с целью уравнять в правах законных и незаконнорожденных детей. В Германии были изменены положения уголовно-процессуального кодекса, касающиеся досудебного содержания под стражей, приняты различные меры к ускорению разбирательства уголовных и гражданских дел и юридически признана смена пола. В Нидерландах, где большинству существенных положений Конвенции придан иерархически более высокий статус, чем Конституции, были внесены изменения в кодекс о воинских преступлениях и в законодательство о содержании под стражей лиц, страдающих психическими заболеваниями. В Ирландии упрощена процедура судебного разбирательства и созданы системы гражданско-правовой помощи и консультаций. В Швеции принято законодательство, регулирующее выдачу разрешений на строительство, и введен порядок судебного пересмотра решений правительства. Швейцария внесла изменения в свой кодекс о воинских преступлениях и полностью пересмотрела организацию судебной системы и процедуру уголовного правосудия применительно к федеральной армии, а также гражданский кодекс в части, касающейся лишения свободы в исправительных центрах. Во Франции пришлось изменить закон об охране тайны телефонных переговоров. В Италии был введен в действие новый уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому был изменен закон, регулирующий содержание под стражей подследственных. В Соединенном Королевстве, несмотря на то что Конвенция не имплементирована во внутригосударственное право (как и в Ирландии и в настоящее время - в Норвегии), несомненно ее влияние на конституционное право, поскольку меняются законы страны в таких областях, как свобода информации, защита личной жизни, тюремные правила, законодательство о психиатрической помощи и выплата компенсации за несправедливое отправление правосудия на административном уровне. Но воздействие Конвенции не ограничивается контролем за выполнением решений Суда, а также решений Комитета министров о наличии нарушений. Как уже отмечалось, предусмотренная Конвенцией процедура дружественного урегулирования также приносит значительные результаты. Топорнин Б. Н. Европейские Сообщества: право и институты (динамика развития).- М.:,, Норма-Инфра'', 1992 г.;
Действительно, можно назвать более двухсот случаев, когда проблема решалась официально или неофициально, нередко с одобрения Суда, после того как соответствующие правительства шли на уступки. Вообще национальные суды в государствах-участниках Конвенции все чаще обращаются к страсбургскому прецедентному праву, принимая решения по вопросам прав человека, и применяют стандарты и принципы, разработанные Судом; можно также упомянуть о многих случаях, когда государства, особенно те, которые недавно вступили в организацию, вносили изменения в свое законодательство и административную практику, прежде чем ратифицировать Конвенцию.
3.2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
Самое главное условие - нужно обращаться лишь после того, как дело рассмотрела высшая судебная инстанция в стране, то есть Пленум Верховного суда. Все расходы Европейского суда, согласно ст. 58, несет Совет Европы. Заявитель жалобы несет расходы только на оплату заказных писем с представляемыми документами. Юмашев Ю.М. Правовое регулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭС.- М.:,, Юрист'', 1988 г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.